Кисточка в Божьих руках

Есть такая песня у православного автора-исполнителя Светланы Копыловой «Кисточка в Божьих руках». Она про художника, который думал, что он творец, а не Божьей силой пишет свои картины. От такого превозношения Господь отнял у него дар художества.

Всё то, о чём далее пойдет повествование, является очередным показателем того, как Господь действует в человеке, как Он являет Себя в человеческой немощи.


В одном православном приходе был обычный субботний вечер. Время подходило ко всенощному бдению.

Всё шло как обычно: прихожане расставляли иконы и готовили всё к службе. Одна девушка, исполняющая функции чтеца, и подготавливающая тексты службы для клироса, открывала богослужебные книги на нужных страницах, делала закладки, готовила распорядок службы. С недавнего времени ей пришлось на пару с ещё одной чтицей выполнять роль певчих, поскольку хор проводил летнее время в заслуженных отпусках.

Чтицы не обладали ни музыкальным образованием, ни знанием нотной грамоты, ни тем более опытом одиночного пения на службе. Однако, обиходные напевы и гласы из-за постоянного присутствия на всенощных хорошо отложились в их памяти.

Вот так по памяти, взирая для уверенности на нотные партитуры, в которых было лишь понятно, где нужно опуститься, где подняться, где потянуть звук, а где пропеть быстрее, спели девушки пару-тройку всенощных в унисон; звучало это примерно как бабушкино пение, но как говорится «на безрыбье и рак рыба», поэтому батюшка был доволен, что хоть кто-то и хоть как-то мог заменить отсутствующих певчих.

К общей радости на всенощном, о котором здесь рассказывается, должна была уже присутствовать одна из полноценных певчих, благополучно вернувшаяся из отпуска, и наша чтица могла уже не беспокоится о пении, не вспоминать напев очередного гласа, сосредоточившись лишь только на подготовке текстов для чтения.

Однако перед началом службы становится очевидным, что певчая не пришла и на службе её вообще не будет. Девушку охватило такое волнение и страх, как же она будет петь одна: гласы не повторяла и времени уже на это нет; вторая чтица не пришла, а вдвоём петь было бы не так страшно, всё же два голоса больше, чем один, и звук более насыщенный, а тут она, одна, без особых вокальных данных, сейчас начнет пищать, как мышка. На всенощную она привела одну женщину, которая первый раз будет на их службе в храме, и такое у неё будет впечатление негативное от пения. Человек первый раз пришел в приход, а там такое непрофессиональное пение будет.

Но до возгласа священника оставались считанные минуты, и девушке ничего не оставалось делать, как воззвать к Господу о помощи, к Божией Матери, к преподобному Роману Сладкопевцу. – Как же я буду одна 103 псалом петь Д. Аллеманова, – думала она, – ведь моих вокальных способностей недостаточно, чтобы хорошо вытянуть высокие ноты в этом песнопении. Одно дело, когда вдвоем поём, пусть даже в унисон, но хоть какая-то поддержка. А тут одна буду сипеть. И глас 1-й, я ведь совсем его не повторяла и не готовилась. Такие мысли посещали девушку и она молилась только сильнее, уповая лишь на помощь Господа.
И Господь не замедлил, явил свою милость ради службы, конечно.

Начала она петь псалом 103, и голос льётся словно и не её: чистый, звонкий, до нужных нот дотягивается, звучит ровно. Всё всенощное прошло, как на одном дыхании. Чувствовала девушка, что не она вовсе поёт, а словно кто-то управляет, а она просто открывает рот и применяет свои минимальные знания церковного пения. Стояла она, пела и боялась пошевелиться, чтобы вот только не прошло всё это, а сохранилось бы до конца службы.


Может быть это всё только показалось? Выдумка?

Нет. После службы и на следующий день подходили к девушке прихожане и та знакомая, с которой она пришла на службу, и с удивлением говорили, какое хорошее было пение, словно одна из певчих пела. Батюшка также был приятно удивлён. Засмущали девушку прихожане своими похвалами, неделю шли ещё потом об этом разговоры, дошедшие и до вернувшихся из отпуска певчих. Почему-то люди считали, что какими-то заслугами самой чтицы всё так хорошо случилось, никак не могла она до них донести, что Господь управлял, что милостью Его такое пение получилось. Ведь впоследствии ей так петь уже не удавалось. Все мы – просто кисточки в Божьих руках.

А девушка эта через несколько лет всё-таки стала церковной певчей.

Певчий будет петь на небесном клиросе...