Молитва на клиросе
Это очень популярный и животрепещущий вопрос. Большинство благочестивых людей, приходя на клирос, ожидают увидеть нечто небесное. Но - разочарование врывается в душу очень быстро. Нет ни особой молитвы, да и времени на молитву нет. Какая-то постоянная суета с нотами отвлекает, не давая погрузиться в атмосферу молитвенного переживания. Какое уж тут средоточие духа, если тебя регулярно дергает то регент, то соседи по клиросу. Да и сам дух клироса (как ни странно), может и не быть молитвенным.

Под фразой про немолитвенный дух я понимаю так характерные для современного клироса легкие и милые шуточки, небольшие подколы друг друга, легкий стеб, и иногда (Боже упаси!) могут быть и ссоры и тогда атмосфера становится напряженной, как на сессии ООН. Вот хотите вы углубиться в молитву, а общее непринужденное веселье или грозовые тучи разлада как-то подхватывает вас, диктует вам - присоединяйтесь, мол...

Помню, у нас на клиросе читала одна из наших любимых прихожанок. Читать она ооочень любила и делала это охотно. Но всегда жаловалась - "с вами не помолишься". Общая атмосфера тут же вовлекала ее в какой-нибудь непринужденный разговор о чем-нибудь.

И как вы думаете, почему так?

У меня есть своя версия и я вовсе не претендую на ее абсолютную правильность. Я лично думаю, что молитва - сама по себе очень сложная работа. И пение на клиросе - ОЧЕНЬ сложная работа. А мы не можем делать две сложных работы сразу. Что-то из двух (либо пение, либо молитва) неизбежно просядут в качестве.

Поэтому мы на клиросе, чтобы мозги окончательно не вытекли через уши, позволяем себе минутки отдыха. Когда мы можем перекинуться и легкими необязательными в работе фразами, и посидеть на скамеечке, или даже заглянуть в телефон.

У меня бывали периоды, когда я не пел на клиросе и просто стоял в пределе и молился. Я так скажу - разница разительна. В пределе молитва есть, а на клиросе - ты просто не успеваешь на ней сосредоточиться. Тебя постоянно выдергивают из благоговейного состояния те или иные рабочие моменты.

Молитва основана на погружении себя в молитвенное состояние. Ты - углубляешься в себя, мысленно успокаивая в себе все посторонние процессы. Начинаешь размышлять о том, как недостоин ты по грехам своим стоять в храме Божьем. Но - милосердный Господь сподобил. И ты - ищешь в себе чувства горячей благодарности, сердечного сокрушения, живой любви к Христу и Его святым.

Это - сложно.

Это дается далеко не сразу и на службе ты можешь войти в некое умиротворенное состояние молитвы лишь к концу службы или ее середине. И при этом ты именно занимаешься молитвенным процессом. Если тебя, скажем, взять и отвлечь (непреднамеренно толкнуть, например, или что-то спросить) - ты можешь утратить молитвенное переживание до конца службы.

Я за то, чтобы уважать слово "молитва". Я за то, чтобы уважать этот чудесный акт общения человека с Господом или Его святыми. Уважать - это значит, что и отдавать нужно все силы этому действу со всем вниманием и сердечным сокрушением. То есть, если ты молишься - то нужно ТОЛЬКО молиться, а не заниматься чем-то еще (если, конечно, это не Иисусова молитва). То есть, не стоит клирос воспринимать как келью, ожидая от него места молитвенного плача. Клирос - место послушания и труда. Но не только...

Так, значит, на клиросе не помолишься?

Я думаю, вопрос нужно поставить иначе. Молитва нужна как способ общения с Богом. Мы молимся, чтобы получить радость от прикосновения к тебе благодати Святого Духа. То есть, молитва - это форма общения с Богом и еще это форма получения духовной радости, божественной благодати. И потому нужно вопрос задать так - "можно ли получить на клиросе духовную радость, которая была бы не меньше радости от прямой молитвы"?

И тут мой ответ - однозначно можно!

Более того, я редко когда мог получить такую радость от молитвы в храме, какую я время от времени получал в пении. Эта духовная радость немного иначе приходит и иначе держится в человеке. Но она - точно есть! А иначе с чего бы клирос становился образом жизни и каждый певчий уже не мыслил бы себя без пения Богу?

Ведь казалось бы...Стой в храме, молись. Вот тебе и радость, вот тебе и благодать! Но - певчий не может без клироса. Его попросту не удовлетворяет молитва так, как удовлетворяет пение молитв. Радость от пения - однозначно выше, полнее, мощнее и время от времени в душе возникают совершенно неземные переживания. Собственно, и опыт ангелов это подтверждает. Почему они имеют поют, а не говорят Богу слова молитв? Значит - пение более высокая и радостная форма контакта с Всевышним.

Я бы хотел рассказать об одном собственном переживании.

Это было на Пасху, когда мне было только 22 года. Я тогда вел службу, регентовал. Мы долго готовились к службе, потратили много сил. Устали - слов нет. Хотя было все более-менее ровно, я ощущал, что у меня буквально подкашиваются ноги в середине ночной пасхальной службы. А потом в следующее мгновение на светильне Пасхи по 9-й песни канона накатило нечто...Как будто окутало облако сладкого огня, какой-то неземной радости.

Ты - вдруг всем существом чувствуешь, что Господь - тобой доволен. Ты угодил и твоя душа раскрывается, получая дерзновение принять в себя всю эту радость. Ты как будто изнутри становишься огненным и по телу начинает струиться сладкий неземной огонь, делающий тебя одновременно и любящим и грозным, наделяя высокой небесной ответственностью.
Почти физически ты ощущаешь себя как на небе, рядом с небесными ликами. Они знают тебя, любят тебя, считают тебя братом и это не метафора, а некая форма эмоциональной убежденности.

Ты - их чувствуешь (как можно почувствовать стоящую за дверями толпу людей) Ты принимаешь в себя волны любви и нежности, исходящие к тебе от разных святых существ и как будто мыслью начинаешь обнимать всю вселенную. Страх от жизни уходит полностью. Ты вдруг понимаешь - чего, ну чего можно вообще бояться, если за тебя - ОНИ! И от этого ощущения в тебя вливается еще одна волна счастливого восторга - я свободен как никогда в жизни...Более ничто плохое не властно надо мной. Со мной - ОНИ! А я - с ними и принадлежу их братству.

Это чувство держалось примерно секунд 30, а потом еще пару минут плавно остывало. Самое интересное, что хотя у меня осталось воспоминание об этом, и я - могу это описать, я не могу вызвать само чувство из памяти. Небесный дар не поддается на эту уловку. Хотя я вижу, что описываю ситуацию точно, это не пробуждает в моем теле той радости. Потому что небесные переживания певчих - от Бога, и ты не можешь получить это по собственному желанию. Это дар, это награда.

Во время молитвы у меня столь сильных переживаний не возникало. И время от времени на службах на клиросе у меня возникает очень слабая тень того Пасхального переживания. Ничего схожего больше в моей жизни не было. Но даже тень - радостна и ради этого будешь ходить снова и снова на службы, ожидая возвращения вновь на небо - к ангельским ликам.

Радость - можно усилить

Есть простые принципы, позволяющие усилить радость от службы.

1. Самая большая радость - от славословий. На малом и великом славословии подключите весь свой ум к словам молитвы, подключив к этому процессу и сердце. Будем откровенны - мы не ангелы, и мы очень быстро устаем. Поэтому когда я слышу, что "всю службу певчий должен следить за каждым словом стихиры и мысленно пропускать через себя весь смысл" - ну...у меня сразу возникает вопрос "какой певчий такое выдержит". Я такое пытался делать и уже к середине службы был абсолютно осоловевший. Поэтому нужно найти особые участки службы, которым уделите сливки ума и сердца. Я для себя определил, что на Всенощном бдении - это Ныне отпущаеши и оба Славословия.

2. Выделите в стихирах ключевые места (под выделите я не подразумеваю "забудьте все остальное или читайте невнимательно). Некий достаточный минимум ума должен работать постоянно, пропуская смысл стихиры через сознание. Но именно сердце, сердечный теплый импульс запускайте когда видите слова "Господи, Слава Тебе" или "Боже, помилуй нас" или "Молитвами твоими спаси души наша". Полностью отдать все силы ума и сердца можно и на троекратном пении тропарей после Трисвятого на вечерне.

3. Хорошая дикция усиливает духовную радость. Это может показаться странным, мол, несвязанные же вещи. Не скажите. Вялые губы, вяло произносящие слова - есть индикатор вялого настроя души на Славословие Христу и Его святым. Чеканно утрированная дикция - есть не только следствие хорошей хоровой исполнительской культуры, но еще и при горячем теплом отношении к Богу начинает давать духовную радость. Потому что по внутренним ощущением, пение с хорошей дикцией и подчеркнутой артикуляцией начинает восприниматься как "истовое".

4. Хорошо улучшает восприятие и радость от службы чтение канонов на службе. Молитвенные обращения к святому, чей день сегодня празднуется, очень сильно разогревают душу и дают ощущение живого диалога земли и неба. Вообще, чтение на клиросе очень благодатный и молитвенный процесс. Единственная беда - петь и читать на одной службе тяжело. Особенно на праздничном Всенощном, потому что от тебя требуется более мощный вокал, нежели на буднях, когда поют два человека.

5. Будьте приятны и милы со своими коллегами. Какой смысл пытаться стремиться на небо, если мы не любим брата по клиросу. Как мы можем рассчитывать на право быть братом ангелам (которые любят друг друга), если мы не в состоянии любить своих коллег. Ну, если пугает высота слова "любовь" - можно найти много вполне приемлемых заменителей - "тепло и с уважением относиться", "ценить и говорить теплые слова", "радостно приветствовать и тепло прощаться". Все это - усиливает радость от службы, так как создает особую сокровенную атмосферу братского единения. Часто вновь приходящий певчий, увидев такую атмосферу на клиросе, уже не может уйти, потому что его притягивает эта атмосфера любви.

Ранняя церковь не зная сотен молитв и не владела библиотеками акафистников. Но большинство ранних христиан с легкостью отдавали свои жизни за Христа. И у кого бы сейчас из нас повернулся язык сказать, что древние святые мученики далеко не всегда совершали молитвенные подвиги (в самом деле, где бы мог постоянно молиться христианский воин-мученик, который постоянно в походах и живет в казармах). У этих дивных Христовых воинов молитва была органичной, сами их дела и поступки были живой молитвой и акафистом Христу. Ведь воистину дивен Бог во Святых Своих.

А потому...Молитва - это не всегда и только слова по молитвослову...Иногда это еще и дела. И само наше клиросное служение - тоже есть молитва делом. Пусть иногда слабенькая, но - молитва! А потому на клиросе мы молимся.

Прошу обратить внимание, что данная статья относится к певчим (а не регентам). У регентов еще больше обязанностей и для регента структура его служения и молитвы на клиросе будет отличаться от певчего. Например, регенту еще сложнее сосредоточиться на молитве, если он занят разбивкой стихир для показа певчим. Но и у регента есть своя духовная радость, о которой - в отдельной статье.


А вы молитесь на клиросе?



Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!