Мало кто со стороны догадывается, насколько сильным генератором уныния является клирос. Трудно найти в нашей дорогой церкви место, которое бы с большей силой порождало самые странные ситуации, вызывающие у церковных певчих уныние. Для частых приступов уныния причин просто предостаточно. И если вы думаете, что враг нападает в церкви везде (не только на клиросе) - попойте чуток и поймете, что "стоять внизу и молиться" и петь Богу - совершенно разные вещи.

Я очень много писал о том, как тяжело работать в церковном хоре и истратил целую тучу кириллических знаков, чтобы донести до посетителей моего сайта - певчий на клиросе заслуживает глубокого почтения за свое жертвенное служение. Но вот тему профессионального выгорания я пока не затрагивал, а стоило бы...Ибо и данная проблема имеет место быть. Но все-таки предварительно я закрою вопрос с унынием.

Есть работа, за результат который ты отвечаешь сам. Допустим, ты художник. Нарисовал картину и все просто - общество либо приняло ее (накидав в карман ден.знаков), либо - она жалко пылиться в художественной лавке. Допустим, ты писатель. Аналогично. Читатели любо принимают и запоем читают твои статьи и книги. Либо...извиняй, талантом не вышел.

У тебя всегда есть четкое ощущение "я сделал - общество оценило". Легко считать себя талантом и гением, когда за твою работу ты получил некий вполне недвусмысленный "фидбек". Но в церковном пении все ой как сложнее... Ты - можешь быть гением. Ты - можешь быть талантом от Бога. Но - любая цепь не крепче самого слабого ее звена. Иными словами, вся твоя гениальность в итоге может быть в пении нивелирована самым слабым звеном хора - аутсайдерами.

И это грузит...

Ты - видишь для себя (мечтаешь) а пении на определенном уровне и знаешь, как то или иное произведение должно звучать. Например, вот так...


Но - у вас так не получается! Сопрано поет уныло и низит. Альты поют рыхло и расхлябанно. И все твои попытки кардинально переменить ситуацию упираются во вполне уважительные причины - ну не могут твои певчие петь иначе. Устали, на левохорных службах надорвались, постоянная читка канонов, часов, псалтыри посадила голос. А иногда и равнодушие и отсутствие банальной старательности (особенно грешат этим сугубо наемные люди со стороны, работающие по принципу "пришли-ушли-забыли") приводят к тому, что опускаются руки.

Текучка певчих, необходимость учить новых и новых, смена любимого настоятеля, болезнь дорогого сердцу певчего, или переезд его в другой город, плохие рваные службы, после которых хочется плакать - порождают сначала тропинку из уныния, которое может со временем перерасти в хорошее такое шоссе.

Хотя мне ближе образ певчего, в виде сильного и красивого дерева, чью кору и корни точат маленькие такие жучки-искушения. Тут служба прошла плохо (боль в душе), тут не получилось как надо (и не по моей вине!), тут срыв, там не выдержали и поругались. Жучки работают своими крепкими зубками и у певчего или регента начинается эдакое...отупление.

Могучий дуб, способный выдержать мощную бурю, оказался повален еле заметными, но столь постоянными и неутомимо работающими негативными рабочими элементами. У певчего или регента тухнут глаза и он начинает ходить на работу просто "отбывать" время. Он - выгорел.

А ведь все просто. Любому человеку нужно, чтобы в его работе было позитивное подкрепление. Нечто, что делает работу приятной. Певчим священники часто говорят, мол "от Бога после смерти получите щедрое воздаяние". Это работает какое-то время, но...по правде говоря, кто из нас настолько дерзок в своих мыслях, чтобы сказать про себя "я точно спасусь благодаря клиросу"? Есть такие? Конечно, я писал, что певчий обретает царство небесное, но это же не гарантия, а итог очень извилистого и тернистого пути. На котором легко можно оступиться. Со всеми вытекающими...

О, поверьте. Писателю или артисту проще. Я уже писал и еще раз повторюсь. Писатель создал свой труд и...о чудо...каждый грамм смысла, каждый оттенок мысли будет воспринят благодарной аудиторией. Помните, что писал Маяковский о своих поклонницах?

Прильну я к тысячам хорошеньких лиц,—
«любящие Маяковского!»—
да ведь это ж династия
на сердце сумасшедшего восшедших цариц.


Певчий этого не имеет. Пой хоть как ангел, соседи все равно могут все испортить. И - в итоге ты очень, очень редко когда получаешь слова благодарности. Вы провели блестящую выездную службу где-нибудь в деревне? Возможно, событие будет ярко освещено в местной церковной газете, но... ваше участие в мероприятии даже не упомянут ("На нашем классном мероприятии X cлужили два священника, три алтарника, один диакон"). Приехал в гости архиерей? Не удивляйтесь, если после службы на праздничную трапезную с владыкой попадут все до последнего алтарника. Но только не певчие (похоже, священники и алтарники одни творили службу). Блестяще прошла служба? Об этом никто не скажет (а ведь выкладка была как на хорошем таком концерте).

И вот уныние как серый осенний дождик, печально стучится в окна вашей души. А за унынием приходит зима. Имя которой "профессиональная деградация". Осознав, что уровень выше не будет, а сделать ничего не возможно, можно сломаться...и...стать таким же "как все". Безжизненно и на автомате не очень чисто (а с годами все более и более грязно) без какого либо запала и энергии исполнять службу, и с пустыми глазами и без чувства выполненного долга тихо идти домой.

Я видел таких певчих. Я видел их слишком много. Да, Господи помилуй, я сам ловлю себя на подобных мыслях. Некий старческий и самому мне незнакомый голос натужено кряхтит в душе "тебе что, больше всех надо...ну не надо никому твоего пения, пой обиход лишь бы служба просто прошла". Это голос моей профессиональной старости, голос со дна уныйного колодца, в котором певчий пребывает слишком часто.

И если у человека есть совесть, ему будет больно вдвойне. Больно осознавать такие мысли и понимать, что ты теряешь потенциал к служению Богу. Но врагу того и надо. На войне как на войне и вот в ход идет вся мощь церковной системы, которая (будем откровенны) всегда не очень-то жаловала певчих. Священник - да. Архиерей - оооо...это же наместник апостола! Да даже рядовой алтарник в системе церкви имеет больше статуса (хотя бы красивая блестящая одежда есть).

Очень редко встретишь приход, на котором все выстроено для пения. Такие приходы бывают редко, и они - как оазисы посреди сухой выжженной пустыни. Наверное, таким приходом является Свято-Елизаветинский монастырь в Беларусии, где регентом служит монахиня Иулиания Денисова.

Наверное, правильный приход выглядел бы так. Настоятель хорошо разбирается в пении и хорошо поощряет регента за профессиональную работу (щедро подбрасывает деньги, хвалит). Время от времени проводит небольшие беседы с хором, где каждому говорит какие-то приятные слова (регент ему дает информацию о том, кто и в чем отличился). Хор получает нормальные деньги и живет только пением, собираясь на частые спевки. О хоре пишут в епархиальной газете и епархиальном паблике, а прихожане дарят ласковые улыбки и тепло благодарят. Время от времени хор получает мелкие подарки либо в виде премий, либо в виде поездки с клиром куда-нибудь в приятное место. Священники знают каждого певчего по имени, и живут практически одной семьей.

Вот такая утопия от наболевшего сердца...

Понимая, что это выглядит как утопия, пахнет как утопия и является утопией по факту, я задался вопросом "а что вообще делать-то в условиях профессионального выгорания"? И нашел простой способ, который ну как минимум может остановить злокачественный процесс выгорания...

Индивидуальное развитие

Вселяет уныние в певчего простая вещь и столь же простая мысль. Певчий не может на 100% контролировать качество пения на приходе. Либо плохой регент, либо плохие соседи, либо плохой настоятель, либо плохая погода - обязательно испортят мыслящийся идеальным результат. И даже идеальный результат может не быть оценен вообще никак. И именно от ощущения потери контроля над процессом желание служить Богу иногда вянет.

Это лечится.

Я не могу утверждать, что мой способ излечивает болезнь до конца. Но - есть способ купировать болезнь, суметь ее загнать в маленькую узенькую резервацию, где ей самое место. И мой способ называется "индивидуальное развитие".

Вам нужна эволюция. Дело в том, что можно развлечь себя самостоятельно, подняв в процессе себе певческий настрой (и жажду служения). Придумать для себя деятельность, которая вообще не зависит от других певчих (зависит только от тебя самого). В этом случае будет ощущение, что нечто в клиросном служении зависит на 100% от вас, будет территория, на которой вы будете 100% властелином.

Одним из самых популярных занятий подобного толка - создать себе электронную коллекцию нот и поставить задачу иметь на компьютере самую полную нотную библиотеку. В идеале, любое самое экзотическое издание у вас должно быть. Занятие интересное, потому что в итоге вы можете стать центром распространения нот. Это уже очень полезно и не только вам, но и всем клиросам, которые могут с вами контактировать.

Вопрос "да кому это надо", исходящий от унылой души тут же отметается простым и твердым ответом - это надо лично мне. Я себе давным давно поставил(а) задачу, что стану хорошим певчим и хорошим регентом. Я что, себя не уважаю, что ли? Я что, так быстро сдаюсь? А что такое хороший регент и певчий? Это разносторонне развитый человек, хорошо знакомый со всем, что касается клиросного служения. Да я просто хочу смотреться в зеркало с уважением. Не так ли?

Практически бесконечным по потенциалу является не просто поиск коллекции, но еще и пропевание этих нот. Можно поставить перед монитором небольшой клавишный синтезатор и играть, играть, играть (пропевая свою партию). Во первых, это развивает читку с листа и музыкальный кругозор. Во вторых, это полностью отключает мысли от проблем на текущем клиросе. Вы себе внушаете мысль "я расширяю свои возможности и становлюсь ценнее для любого клироса".


Можно собирать все, что связано с клиросом - статьи, книги по распевкам / улучшению голоса. Кстати, чтение книг и статей вообще очень развивает. Внимательное штудирование подобной литературы вообще очень углубляет певчего как профессионала, дает ему хорошую теоретическую базу. Мне кажется, у начитанного человека даже выражение лица меняется...

Ну, а высшим, как мне кажется, видом подобной деятельности является попытка самостоятельно писать церковные произведения. Процесс творчества обычно настолько захватывающий, что все истовые композиторы живут слегка не в этом измерении. Им настолько хватает полета в иную вселенную, что часто бывая там, эти люди редко когда на клиросе чем-то недовольны или на что-то претендуют.

Я же для себя нашел комплексный способ - я и читаю статьи и сам пишу статьи. Я планирую создавать нотную библиотеку с надеждой быть полезным. Это в самом деле как будто бы поддерживает тебя в клиросном деле. Ведь вне зависимости от того, буду ли я служить и где - все эти материалы останутся. И искренне надеюсь, что принесут пользу. А еще я вижу в вас всех огромный потенциал. И этот потенциал называется "интерес". Человек, чем-то горячо и истово интересуется, рано или поздно становится куда более продвинутым, чем "отбывающий часы" коллега.

Двигайтесь вперед, друзья...

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!