Помните, мы говорили, что певчих на клирос приводит само небо? Это так. Кстати, в алтарь и вообще в храм тоже приводит небо. И в монастырь приводит небо. Небо вообще хорошо знает каждого из нас и старается привести туда, где мы можем принести максимум пользы. Зачем? Да чтобы было за что нас миловать. Бог как будто бы старается поставить нас в такие условия, где мы будем Ему угождать.

Поэтому небо может привести и молодую девушку к врачебной стезе, сделав из нее впоследствии матерого врача, помогающего многим. И в музыкальную или общеобразовательную школу небо может привести кого-то из нас. Причем зачастую совершенно неожиданно для нас и без особого на то нашего желания. Как будто бы некто небу нужен настолько, что они становятся особенно настойчивыми. ТЫ - должен (обязан) быть на клиросе. Ты - ну просто должен быть в монастыре. А ты - а ну срочно к деткам младших классов начальной школы.

Причем небо не вмешивается в каждую жизнь.

Строго говоря, чудо христианской жизни заключается в том, что к некоторым жизням и судьбам небеса как будто бы равнодушны. Зато к некоторым внимание столь пристальное, что диву даешься. Опека начинается с младенчества.

Например, такова судьба Серафима Саровского. Небеса как будто бы предвидят потенциал того или иного человека и стараются его раскрыть. Удивляет то, что часто небеса полностью равнодушны (казалось бы) к людям, чьи таланты не вызывают сомнения. А какую-нибудь скромную женщину из далекого городка могут опекать, как будто брильянт перевозят из города в город.

Интересно, правда?

Помню, известный миссионер, протодиакон о. Андрей Кураев писал "Для меня одна из главных загадок христианства - почему Господь зримо являет себя в жизни какого-то человека, а к другому как будто равнодушен. Помню удивительную историю исповеди. Священника пригласили к пожилому мужчине. Исповедь была страшной. Мужчина был палачом при спец. отделе НКВД и занимался репрессиями священников, а также приводил приговоры в исполнение. После слезного покаяния на исповеди мужчина умер. Священник не успел даже одеться. Господь ждал покаяния этого человека столько лет. И принял его покаяние, принял его к себе. Но почему именно для него такое чудо милосердия? Это загадка".

Лично меня душат слезы, когда я читаю этот рассказ про старого палача. Какое чудо произошло в чьей-то страшной жизни. Но почему такое происходит не в каждой жизни? Разве не удивительно? Ведь это же чудо происходит и в наших жизнях.

Господь не позвал бы на клирос того, к кому не благоволит. Призыв на клирос - есть явная готовность помиловать того или иного человека. Ведь с тем, к кому не благоволишь и разговоров нет. Нет ни желания, ни призыва, ни привода. Разумеется, я не беру ситуации, когда с клироса сократили или по той или иной причине работать на клиросе нет возможности.

Понятие "призыв" я ввел в свой обиход давно. Фраза "призванный" стала понятной. Я заметил особое психологическое состояние, которое можно описать как "потеря покоя". Ты вдруг теряешь покой, сон, ты вдруг понимаешь, что занимаешься в жизни не тем и вообще ведешь себя не так. Но понять не можешь, как же надо. А мысль не унимается, ищет. Мысль о том, что ты теряешь время и не делаешь чего-то важного кажется просто ужасной.

Об этом писала и матушка Иулиания Денисова. Ее состояние перед уходом в монастырь было именно таким. "Как будто пришло ясное осознание, что я занимаюсь чем-то не тем, и мне надо что-то сделать, куда-то пойти". Тебя куда-то тянет и мысль, что ты не выполнишь это - приводит к муке в душе.

И если у вас было такое - знайте, вы были под призывом. Небеса уже позвали. Осталось выяснить - куда. Выясняется это методом перебора. Когда натыкаешься на идею, к которой призывают небеса, сердце как будто заливает золотой свет и по душе начинает течь елей. Да-да, как в песне "Вьюн над водой" - это не мое, и это не мое. А вот клобук с мантией - мое. И - "дева у скита - подстригается". Иногда такой мыслью может быть "а почему бы мне не позвонить в храм такой то и не спросить, а не нужен ли им альт?"

Главная мысль статьи - иногда призыв тебя оставляет. Вот было горение и нету. Я долго думал - почему же так происходит? Сначала я думал, что нечто (например, служение на клиросе) просто надоедает. Покрывается обыденностью.

Но как раз, я заметил, что часто петь хочется больше, когда служб много. Когда высокая интенсивность служения. Когда (по идее) ты должен вроде как устать. Но ты напротив, хочешь еще и еще. А порой - как будто засыпаешь.

Моя версия - Господь заботится. И зная нашу природу, которая устает, как бы снимает призыв (ведь призыв будоражит, он как бы вызывает горение сердца и под этим горением человек делает нечто более эмоционально, более охотно, но и надорваться можно). Может, Господь просто доволен текущим статусом человека и готов принимать текущий уровень служения без салютов и раздирания тельняшки на груди. Ведь спокойное служение тоже нужно.

Кстати, сам факт наличия призыва я вижу и по реакции на свои статьи. Для меня загадка, почему иногда та или иная статья как будто взрывается позитивным принятием. На мой взгляд, соседняя не хуже. Но нет - вот именно эта как будто для читателей горит чем-то особенно привлекательным.

Я пришел к выводу, что ряд тезисов из статьи полностью совпадает с тем, чего хочет призыв. А это, как я уже писал выше, вызывает прилив радости (призыв всегда поощряет факт правильного направления).

Аналогично и с неприятием. Человек находится в контр-фазе (например, статья призывает к пламенному служению, а с человека недавно был снят призыв к таковому и он как незасеянное поле - "отдыхает", набирает сил для новых посевов и принесения обильных плодов). Тогда статья покажется ему приторной или излишне восторженной. И напротив, человеку в стадии горения краткая и скучная статья покажется слишком сухой. Как, мол... "Господь, он же... ах! Какой у нас Господь... Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Господи..." и т.д

Эти фазы духовной жизни надобно знать, чтобы не казнить себя за отсутствие былого горения и не пытаясь выдрать из души слезку, если давно уже не было нормального живого покаяния. И эти же моменты надобно знать, чтобы не ожидать от клироса каждодневной и слащавой радости. Высота иногда может быть и обыденной. И может быть, Господь в самом деле вами доволен и дает своему "полю" отдохнуть. Тогда и плоды будут.

Певчий будет петь на небесном клиросе...