А ведь мы не простые люди. С обостренным чувством справедливости. Ох, сколько же бедный баритончик страдал на клиросе от оного чувства. Я постоянно себе говорил "вот чтобы все так жили, как ты хочешь", подразумевая весьма завышенные требования к другим. Помню, у меня в голове вечно долбилась стайка очень агрессивных и упорных дятлов, взывающая к справедливости. Платить тебе должны столько то. Относиться вот так вот. Кормить лапушку надо отборными котлетками и нарезным батоном с хлебом. Вот уж воистину, "чтоб все так жили"...

Вот такие вот мы бедолаги-певчие. Трудно нам живется. Хочется нам постоянно чего-то. Обостренно-справедливого. Спели сегодня лучше обычного - жаждешь похвалы. Спели сегодня хуже обычного - жаждешь признания, что "ты то ничего на фоне остальных". И постоянно жаждешь и жаждешь оного чувства признания за каждый чих.

Вообще, строго говоря, у меня это бывает периодами. Иногда ничего, иногда - накатывает. Иногда вообще фиолетово, а иногда - как табакерка с битлджусом открывается и оттуда выскакивает оный...

Тяжело жить на клиросе в такие моменты. Ибо становишься таким поборником нравственности своих коллег, что мама не горюй. А еще лучше - прячься.

Я считаю, что оное чувство какой-то особой требовательности к справедливости - есть беда певчего. "Спросите одного умного человека об то, что я об этом думаю, и я вам скажу, что" надо, наверное, вырабатывать в себе некий такой переключатель включения и выключения старательности. Время от времени включать гиперстарательность - когда поешь свою партию, когда произносишь слова стихир и тропарей. А иногда - щелкать переключателем, переходя в режим веселого пофигиста и рубахи-парня.

Не давно читал клевый рассказ про то, как тяжело в монастыре нести послушание в трапезной. На кухне, проще говоря. Горы грязной посуды, оставляемые паломниками, способны ввести в депрессию самого упорного и стрессоустойчивого человека. И главное, эти горы не кончаются, если монастырь популярен. Паломники едут и едут. А ты все катишь и катишь свой сизифов камень на какую-то гору, а он все скатывается.

И вот сослали за провинность какую в трапезную инока Мишку. Наверное, читали этот рассказ. Мишка - веселый парень и десантник в прошлом, носящий тельняшку под подрясником. Зайдя в трапезную и весело оглядев творящийся там бардак, весело сказал "и это все проблемы"? У всех сразу на душе как солнышко взошло. Все было мыто-перемыто, вычищено до блеска. А когда под конец дня тот, кто написал рассказ, уже почти доделал работу, он расплакался, увидев две огромные грязные кастрюли с пригоревшим жиром и кашей (как в рекламе Fairy).

Мишка спросил "что случилось, что за слезы"? Указав на огромные кастрюли с пригаром, рассказчик тяжело вздохнул, а Мишка просто рассмеялся, мол "да что ты, брат...это же ерунда для моряка, иди спи, я сам все сделаю".

Рассказ заканчивается тем, как автор удаляется с кухни, слыша, как Мишка весело напевает какую-то песенку. А потом автор побывал у Мишки в келье, увидев у него очень глубокую и серьезную духовную литературу. Его веселость вполне сочеталась с большой глубиной духовного познания.

Это очень крутой пример того, как, наверное, должен вести себя христианин вообще. Легко, весело, ненапряжно. Помню, Амвросий Оптинский (который сам был весельчаком), писал "Живи легко, не тужи, голову не ломай и всем мое почтение". Не ручаюсь за дословность цитаты, но смысл именно такой - живи не грузись, всем дари радость и относись с уважением.

Вот такая вот мысль дня. Надо отходить от позы гуся и Фемиды в одном теле, скрупулезно считающим, кто там кому и что обязан, должен и как с тобой должны поступать "по правде".

Веселее надо быть, веселее. И проще. Типа, "да ерунда, пробьемся, вперед - братья певчие, нам ли унывать, нас ждет к себе на небесный клирос сам Господь! Ему ведомы все наши проблемы, Он все видит, все знает. И раз призвал - знает и то, что мы потянем. Да где наша не пропадала - справимся, братья. И не только справимся, но еще и на небесном клиросе прославлять Господа будем"!

Вот такой вот позитив ))

Певчий будет петь на небесном клиросе...