Лесть - штука страшная. Хочешь успеха - начинай льстить своей аудитории, своим читателям. Вы - лучшие, вы - замечательные, вы - соль земли. И - все у твоих ног. И готовы назвать тебя талантливым и умным и модным автором. Потому что ты хвалишь их, потому что ты возносишь их. Потому что ты - поднимаешь их на пьедестал. Но что будет, если ты начнешь говорить им правду? Как много тихих бунтов начнется в среде певчих, если начать говорить правду, что мало кто служит Богу достойно, что на клиросе полно фарисеев, полно дутого благочестия и очень мало доброты? Что будет тогда?

Тогда неугодный император потеряет свой трон в результате дворцового переворота и среди сенаторов найдется немало и тайных врагов и завистников и жаждущих занять твое место. Тебя любили, потому что ты - угождал.

И угождать было не трудно.

Потому что я никогда не лгал своим читателям.

Я в самом деле верю, что служение певчего одно из самых высоких занятий на земле. Я в самом деле верю, что вместе с певчими могут служить ангелы. Я на самом деле полагаю, что именно Господь приводит нас на клирос своим удивительным промыслом, выбирая нас из миллионов. Я в самом деле верю, что Господь уготовал певчим благодатные Дары в светлом Царстве небесном, потому что понимает нашу жажду святого клиросного служения и отнять это служение от нас, отнять наш смысл жизнь было бы слишком. У меня даже есть статьи, в которых говорил я о том, как Господь наградит певчих и регентов.

Небесная награда истинному регенту!
Небесное воздаяние (награда) певчим после смерти...


Но большинство моих статей обращены к певчим с призывом пересмотреть свое поведение. Певчие, любите друг друга (хотя бы жалейте), певчие - молитесь друг за друга (хотя бы не сами - заказывайте сорокоусты). Делаю ли я это сам? Да! Все, что я пишу другим, я выполняю сам. Я стараюсь следовать собственным статьям, как великому космическому контракту, подписанному с небом.

И мне больно видеть, что большинство моих статей певчие воспринимают не как руководство к действию, а как способ либо поласкать свое самолюбие (и тогда на тебе лайк, Дмитрий Сиверс), либо... Если не угодил, если не совпал мнением, если указал на недостаток - держись.

Друзья мои, я могу быть НЕ прав. А вот Господь - не может быть не прав никогда. И все свои статьи я сверяю по Евангелию. И по житиям святых.

Господь говорит "как же вы говорите, что любите Бога, которого не видите, если брата, которого видите, любить не можете". И я написал статью "Спевка с ангелом-хранителем", в которой указал, что мы в страшном положении. В Раю голосовых связок нет, там поют души и поют хорошо ровно настолько, насколько сами души чисты. А наши души НЕ чисты, они каркают как старый ворон на пепелище, и петь нам можно разве что прося подаяние на паперти у адских врат.

Не отходя от кассы пример...

Допустим, я написал целую тонну статей о том, что певчие должны быть добры друг к другу. Мне значит, все дружно рукоплещут, я как Дед Мороз с мешком лайков за спиной иду домой, и тут...

А тут я выкладываю, допустим, у себя на странице фотографию девушки с пирсингом на лице, нашей певчей. И начинается "а куда смотрит начальство", "а разрешил ли Владыка" (разрешил!), и уместно ли для церковной певчей так одеваться.

Только что (!!) говорили о любви друг к другу, и тут же (!), не успели и слова то остыть, гром аплодисментов моей "высокой мудрости" не успел утихнуть, как мы снова и снова и снова видим недостатки друг в друге. Истинный певчий следит ТОЛЬКО ЗА СОБОЙ (если он певчий, а не регент). Истинный регент следит прежде всего за собой, и требует от других того же, что твердо выполняет сам. Все, точка.

Скажу честно. Конечно, я по тихому и в кулуарах могу обсудить тех или иных певчих. И иногда даже в осуждающих тонах. Но - я за это всегда каюсь и стараюсь от этого избавиться. Потому что внимательное рассмотрение моих мотивов сразу показывает - "ага, в этом месте я осудил, потому что мне хотелось лучшего результата и чтобы нас похвалили, тут я осудил, потому что мое тщеславие толкнуло меня на зависть, а вот тут я высказался, потому что по непонятной причине допустил, что я лучше".

Скажу честно.

Меня довольно часто тошнит от себя и своих мотивов и помыслов. Иногда тошнит до такой степени, что у меня опускаются руки и я перестаю верить в собственное спасение. Ну, ну как пустить в Царство небесное такого, кто только что мелко и завистливо подумал о другом певчем.

Это все равно что предположить, что "у ангелов иногда бывают ссоры". Наверное, ссор все таки не бывает, а значит - людей, подобных мне так попросту нет. За святые ворота люди вроде меня не входят. И это пугает. И рот сам собой начинает захлопываться, и слова осуждения, уже готовые сорваться с языка - тухнут...

Недавно я разбанил всех Вконтакте, кто был у меня в бане по причине моей обиды на кого-либо. Потому что понял - если я кого-то баню из-за обиды, то - парень, это ад. Ты - сам себе только что подписал приговор. "Я не хочу его видеть и слышать" - говорит человек, отправивший в бан. "Ах, не хочешь" - говорит Господь. Ну что же, мой суд и аз воздам. Иди в места, где никто никого не хочет видеть и слышать.

Наверное, в этом ценность социальных сетей. Изучив общение людей в подобных сетях, очень легко понять поведение любых сообществ. Поведение людей вообще. И проникнуться скепсисом относительно возможностей нашего спасения.

Репостнул пост о помощи, но тут же нахамил или расстроил? Парень - это ад. В каком-то смысле, идеальный певчий либо молчит, либо оговаривает свое состояние, мол "братцы и сеструхи, что-то я не в форме, расстроен, можно я помолчу?" либо старается поддержать другого.

Сложно это, наверное.

Соглашусь. Это сложно. Это наступить на горло собственной песне, собственному я. Очень часто хочется ответить собеседнику остроумно и едко. Или расфрендить. Или вообще вычеркнуть из жизни. Но легкость вычеркивания людей из жизни - это еще один признак того, что мы - наследники погибели. Потому что человек с его чувствами и желаниями стоит того, чтобы помнить о нем, чтобы как минимум дать ему возможность слова.

И главное, что мне всегда хотелось донести до других. И до себя, кстати, тоже.

Уважайте оригинальность другого. Другой не должен быть более умным зеркалом вас, говорящий то, что вы хотите услышать, но более умными словами и с большим авторитетом. Да, приятно сослаться на такого. Но Евангелие - не таково! Евангелие скандально. Читая Евангелие, иногда хочется его в гневе захлопнуть (при условии, что мы адекватны, конечно). Тут Господь прямо говорит, что ты плевела и тебя ждет печь (как! Права у людей не одинаковы? Где демократия! Где политкорректность!)

Евангелие - это большой скандал.

Это самый немирный документ в истории.

Он говорит о том, что люди будут разделены высшим судом на два лагеря. И это довольно больно слышать, скажу я вам, при условии, что в эти слова веришь, а не читаешь как написанную красивым верлибром эпическую поэму о Геркулесе, прибитом ко кресту за грехи рода людского.

Мы в опасности. И не должны молчать об опасности. Но почувствуйте разницу, дорогие. Как и Евангелие, как и мои опусы - они не обращаются к персоналиям. Они все написаны с меня, с моих пороков, в попытке борьбы с ними. И они дают возможность певчим лучше понять самих себя.

Именно на этот результат я надеялся всегда, создавая свой сайт и вкладывая немалые ресурсы в его развитие. Чтобы некто прочитал статьи и подумал "Ага, Дмитрия писал это про себя, но похожие недостатки есть и во мне. Ну ка, как там сам Дмитрий боролся с ними... ага, вот так... ну ка, попробую и я". Ведь часто в результате службы на клиросе такое ощущение, будто вокруг враги, я Д'Артаньян, регент - тайный наследник нацистов, настоятель - не иначе как 17-я реинкарнация Диоклетиана, ненавидящего истинных христиан (из которых я, само собой, один из остался).

Скажу словами апостола Павла - "братия, блюдите, како опасно ходите".

Давайте признаем за всеми остальными:

а) Право на собственное мнение
б) Право на оригинальность
в) Право на недостатки

Признаем за собой право на:

а) На собственное мнение и оригинальность.
б) На церковное покаяние.
в) На вежливую и культурную защиту наших вышеизложенных прав, если они будут нарушены. Без попытки нанести ответный удар.

Признаем за Господом право:

а) Казнить
б) Миловать

Буду иногда перечитывать сей опус перед сном. Глядишь, грозный признак погибели утратит свою мрачную силу и сквозь тучи забрезжит лазурный свет святых небес. И певчий, живущий по этим правилам, всегда будет прав.

Певчий будет петь на небесном клиросе...