Поговорим об остреньком, с перчиком...Разогреем кровушку на ночь глядя. Ведь драйв мы, люди искусства, вельми возлюбимши... Заурядные темы у нас не приживаются, тут все либо о мистическом, либо о жестком. И на злобу дня. Да и такова писательская натура - высекать искру из аудитории, заставляя жарко дискуссировать на грани фола, либо понуждая задуматься. Глубоко и надолго.

И сегодня я навел писательские орудия на частый, извечный, да что там говорить, набивший уже оскомину пресловутый конфликт хора и настоятеля. Преамбула не столь сложна - настоятель придирается к клиросу, нет единства душ и сердец ("Димка, ты - поэт! Какое, елы-палы, единство душ..."). Настоятель ведет риторику в общественных местах, что хором недоволен и т.д и т.п

В общем, малоприятная ситуация, когда плохо всем. И если бы все только упиралось в деньги. Ниточки часто тянутся в такую метафизику, что уууух...

Вы помните мой тезис о том, что под влиянием клиросного радиоактивного горнила любой юный цветочек, молодая ласточка и душка, ставшая вдруг регентом, маленький такой лесной грибочек становится грибовидным облаком.

Сочный тезис, не спорю. И я его в свое время прекрасно обосновал.

Настоятели, спешу вас заверить, вовсе не рождаются с калькулятором в руках, и отточенной бритвой на языке, коей он готов чикнуть по горлу собственного регента. Вовсе нет. Это вполне нормальные люди, попавшие в весьма необычные специфические условия. Как и регенты не рождаются с пастью как у крокодила...

Все-таки тяжело быть сейчас и священником и настоятелем. Епископ постоянно бдит и "чего-то от тебя хочет", будущее туманно, права на приходе птичьи, в любой момент могут перевести, снять с настоятельства. Не сумел угодить, не понравился, не переводил отчисления в епархию, не так встретил, не так проводил правящего архиерея. То прорванные трубы, то канализация потекла, то счет за воду, то какие-то суды за землю. Все это весьма нервирует, превращая даже нормального человека во вполне такого классического советского издерганного невротика.

Но я все-таки порассуждаю о метафизическом, памятуя о том, что говорить о бедах настоятеля с отопительным сезоном и счетами за электроэнергию бессмысленно. Ибо чем мы тут поможем? Да, это поможет нам лучше понять человека и даст шанс оставаться людьми, с сочувствием относящихся к уставшему начальнику. Все так. Вот только мне захотелось сегодня нырнуть в глубь метафизических процессов, пока мозг не запросит эвакуации через любезно предоставленные уши. А потому - поговорим о циклических искушениях против клироса извне.

Структура искушений в храме

В храме практически всегда есть "искушения". Можно было бы назвать оные ерундой, отсутствием гормонального баланса или спецификой питания священства. Да даже преклонный ворчливый возраст прихожанок можно было бы вспомнить. Да только это упрощение ситуации.

Моя тушка хоть и не семи пядей во лбу, но приучен сопоставлять и наблюдать. Я - ищу закономерности. А они четко четко прослеживаются. Смысл простой. Искушения есть всегда. Но - НИКОГДА не "стенка на стенку", не "все против всех". Искушения всегда строятся по принципу разделения, но вспыхивают как лесные пожары - очагами.

И именно тот факт, что редко когда ругаются все и сразу, убедил меня "дело не чисто, искушения существуют". Ибо трудно поверить в случайность, видя строгую закономерность.

Представьте себе, что из другого измерения прет такой темный поток, и бьет в некую такую запруду, плотину, преграждающую ей путь. Но плотина не рушится одновременно, а ее вспучивает то в одном, то другом месте. А потом в одном из мест вдруг прорыв. А потом давление с той стороны запруды падает. Вытекло все и искушение себя исчерпывает.

До нового накопления темной энергии.

Где будет прорыв - узнать заранее нельзя. Могут переругаться вхлам бабушки-лампадницы. Вот год ходили нормально, друг друга как облупленные знают. И вдруг, вокруг пустой ситуации, которая повторялась каждый день, вдруг конфликт, похожий на небольшой взрыв. Или будет понятнее конфликт между поварами в трапезной? Да где их только не бывает.

Но самые частые конфликты происходят на клиросе и между клиросом и священником. Никогда НЕ сразу. Это тоже, кстати, удивительно. Когда певчие ругаются между собой, священство вдруг становится на удивление толерантным.
Нет бы вмешаться и как рыцарь на белом коне, разметать обидчиков. Нет-нет. Вдруг священник в момент грызни певчих между собой становится таким тихим лапочкой, что просто диву даешься. Плохое пение? Священник все понимает! Ушел ценный певчий? "Все понимаю, мои дорогие, смиряюсь, не ожидаю от вас чудес пения".

И если вдруг певчие найдут такую форму общения друг с другом, в которой будут исключены конфликты и на клиросе будет мир, который будет длиться месяцами, вдруг начнется странное. Ранее совершенно равнодушные или вежливо-доброжелательные к клиросу люди начинают вести себя "аномально". В них начинает накапливаться агрессия. Идут некие "разговоры" про клирос, в котором ранее видящиеся чуть ли не "нашими любимцами" люди становятся объектами негатива. И алчные, и поют не так, как хотелось бы, и вообще...неплохо бы лучше контролировать их работу и посещаемость.

При этом священник, ранее благожелательно принимая даже погрешности в пении, вдруг становится настолько требовательным, до такой степени подозрительным, что...

Невольно начинаешь задаваться вопросом "ну как раз сейчас то мы поем нормально, у нас мир, мы не ругаемся, у нас все здорово...почему именно сейчас претензии то возникли" - знайте, это и есть "то самое".

Кстати, это классно.

Уместнее было бы расстроиться, если бы в храме все было гладко. Вот поешь, поешь, на клиросе а у тебя - все гладко. Вопрос - врагу до такой степени пофиг на тебя? Так может, ты занимаешься ерундой и попросту не спасаешься? А увидел подобное искушение и сразу от сердца отлегло - все в порядке! Процесс служения Богу идет своим чередом! В тебя стреляют, только если ты с этой стороны баррикады, и враг видит в тебе врага, а не покоренного и сломанного союзника в собственном тылу.

Конечно, невольно возникает вопрос "а клирос то причем, вон вокруг полно людей...на них, мол, искушайся, нас не трогай". Ну, других тоже трогают, поверьте. Редко бывает ситуация, чтобы в храме все были довольны всеми.

Это бывает редко, и выглядит как тихий летний упоительный вечер, когда не шелохнется ни травинка, ни листочек и лишь соловушка провожает солнце загадочными трелями. Теплый ароматный неподвижный воздух напоен легким жужжанием заканчивающих дневную смену пчел.

Растут тени, погружая мир в таинственный сказочный полумрак. Багрянец неба соперничает с лучшими живописцами, а в душе у всех - необыкновенный мир. Рыбку в такие вечера на пруду хорошо ловить, да вести неспешные беседы на завалинке - о мудром, вечном, добром. Эту силу упоительных вечеров воспевали и песнопевцы и художники и поэты. Не этот ли дух передавал К. Паустовский в своей "Мещерской стороне"?

Но мир в храме бывает редко. Из-за чего, собственно, случаются конфликты?

Настоятель такой же человек. И у врага к нему стандартный подход. Поиск слабостей, болевых точек. Настоятель молод? Надавим на то, что "нужно быть строже, иначе кто тебя вообще в таком возрасте послушает". Стар? "Ты уже стар - тебя никто не слушает". Добр? Жаден? Вариантов тьма. А если еще учесть, что человек переутомлен и издерган, то и вовсе жди беды.

Главное, что дорогой читатель должен понять - в момент действия подобного искушения то, что думает настоятель про клирос, абсолютно вписывается в его действующую систему мировоззрения. Проще говоря, настоятель в данный момент считает себя правым, да еще и ревнителем веры. Круто, правда?

Причем формально у настоятеля могут быть поводы. Но - раньше куда более худшие поводы отчего-то его совсем не возбуждали на гнев. А сейчас - нате вам.

Конечно, нельзя исключать и обычный вариант, в котором настоятель попросту хам и идет по жизни, энергично расталкивая всех локтями. Что же, такое бывает. Но я не хочу про это говорить просто потому, что в этой ситуации не понятно, что вообще можно сделать (в отличии от ситуации с искушением), и потому разговор про настоятелей-хамов более чем бесперспективен. Они бывают и точка.

Отличить хама от "нормального под искушением" проще простого. У нормального все "периодами". Бывает и часто, что он хором доволен, видит все в положительном ключе. А потом как будто солнце за тучу зашло, начало копиться недовольство при отсутствии видимых причин со стороны певчих. Пение то не изменилось, те же лица смотрят с балкончика. А напряжение в алтаре вдруг копится.

Бывают и вполне рабочие ситуации. Если искушение не замешано, то стороны будут вести себя вполне адекватно, без истерик и заламывания рук. Да более того, без искушения настоятель даже не допустит конфликтов, заранее оговаривая с регентом все детали работы клироса.

Кстати, я не упомянул еще и о таком интересном явлении, как наезды ХОРА на настоятеля. Такое тоже бывает, когда именно на клиросе копится напряжение против настоятеля. А то, ведь враг работает в обе стороны. Агитация идет эффективно. Я сам лично видел, как каждое движение бровей настоятеля, наличии или отсутствие улыбки на лице трактовалось как признаки "удовольствия" или "неудовольствия". Ах, не улыбается после службы. Все. Как он мог не оценить нашу сегодняшнюю прекрасную службу.

Настоятели в такие моменты тоже недоумевают (как и мы во время искушений на их алтарной стороне), мол, что за непонятные движения. То певчая психанет, не подойдет под благословение, то сопрано уйдет с клироса, хлопнув дверью. "Что со всеми ними там происходит"? - такие вопросы далеко не редкость для настоятелей всех мастей.

В общем, подобные конфликты решаемы молитвой, а именно - записками на литургию с указанием имен участников конфликта. Действует безотказно. Этим обычно редко пользуются, но те, кто попробовал, увидели, что метод работает вполне себе железно.

Идешь в соседний храм и говоришь в ихнем магазинчике. Хочу, мол, заказать сорокоуст за здравие за иерея такого-то...да, на 40 дней, за здравие. Это стоит рублей 150-300. Но ведь можно сложиться всем хором. Это не такая уж и большая цена за спокойствие.

Соответственно, и настоятели должны горячо молиться за клирос. Ведь алтарь и клирос вместе совершают службу. Ведь нельзя видеть все в таком ключе, что мол "священник - это совершатель службы, а все остальные - так, слуги". Само собой, таинство совершает священник. Как водитель в машине - вертит руль и вообще всем управляет. Но что будет, если полетит трансмиссия или у певчих сорвет башню?

Немного о сложных людях

Если настоятель всегда и устойчиво имеет некую политику по отношению к певчим и она тяжела, то... да, остается сделать вывод, что существуют попросту тяжелые люди.

И здесь для вас вопрос интересного выбора.

Мучеником можно быть и сейчас, как и нести крест служения вопреки даже грубостям и жадности настоятеля (при отсутствии вменяемой альтернативы, конечно). Но сами понимаете - ценность этой дороги к небу в том, чтобы по ней дойти до конца.

Иначе и пытаться не стоит. Сорвете с резьбы нервы, и на этом все кончится. Я вообще в последнее время против надрыва в служении. Наша задача петь всю жизнь, а надрывы этому препятствуют. Нужно быть спокойнее, тогда и организм протянет намного дольше и мы сможем петь Богу до смерти.

И это наша глобальная задача. Поэтому, если настоятель сложен, а альтернативы нет, я всем рекомендую как бы уменьшить свое присутствие на клиросе. Реже служить, меньше высовываться, меньше говорить, больше слушать. Пришел вовремя, все четко сделал, отпел, ушел. Не задавать лишних вопросов и никуда не лезть. Не пытаться никого перевоспитать и тем более указывать на какие-либо ошибки в чужой духовной жизни. Это и бессмысленно (если Христа не послушали и не поняли, то послушают вас?).

Можно было бы обвинить меня в излишнем комформизме, соглашательстве с любой заведомо священнической позицией. Нет, это не так. Я знаю, и много раз видел, когда священник просто теряет ощущения всяких "берегов", вскормленный постоянными "простите, благословите" от прихожанок и уверовав в некую свою особенность.

Я знаю, что священники могут быть в самом деле более чем сложны. Я просто не знаю, как решить ситуацию, когда на клиросе петь очень хочется, а священник, простите, душой не вышел. Ну что посоветовать людям в такой ситуации?

Наверное, нужно быть в хорошем смысле эгоистом - думаю о себе, своем спасении, от себя требую высокого качества служения. Если качество присутствует, то не думаю о том, ценят ли меня. Качество есть? Есть. Все.

Никуда не лезу, никого не учу? Все. И если в этой ситуации против клироса начинаются гонения, я спокоен как удав. Есть качество, есть ответственность. И любое решение против меня может быть ТОЛЬКО с воли самого Господа. И никак иначе. Ибо я поводов - не давал. А спокойная совесть открывает дорогу к вселенскому спокойствию и тишине духа.

И, в конечном счете, к спасению.

А у Вас бывают конфликты хора и настоятеля?



Певчий будет петь на небесном клиросе...