Долой скучные спевки. Долой эту нудятину. Я хочу видеть спевки такими, чтобы на них хотелось просто бежать, спотыкаться и падать. А выходить с них с выражением обретенного счастья на мудром челе. Давайте пороемся в горе разных идей, и вытащим помятые, но актуальные мысли "какая спевка воспринимается интересной". Авось, регенты нас услышат?

Часто регенты делают одну ошибку. Они относятся к хористам, как к взрослым. Но на самом деле к хористам надо относиться, как к непоседливым детям. И спевку проектировать под таковых. Тогда этот кукурузник взлетит и долетит до банановых берегов.

Дело в том, что творческие люди остаются детьми до седых волос. Творческие люди быстро устают от монотонности. Творческих людей надо развлекать, аки опытный фокусник, показывающий захватывающее представление. Это самый простой принцип, который нужно запомнить. Первый принцип успеха - все, что угодно, только НЕ НУДНО.

А нудными воспринимаются однотипные повторяющиеся действия. Все просто. Нельзя "залипать" на чем-то одном. Например, гонять произведение с начала и до конца. Или долго и мучительно давать тон (это вообще жестко бесит, когда регент сам колупается - все начинают просто зевать).

Надо четко, но ровно переключать внимание с партии на партию "а теперь давайте пройдем с вами, а теперь - с вами, а теперь все вместе". Вроде бы банальный совет, но отчего тогда столь большая когорта регентов именно это и делает - гоняет сначала и до конца?

Вот вы гоняете от начала до конца?


Вторым важным компонентом хорошей спевки является подбор репертуара и учет возможностей ваших хористов. Вы не представляете, как гаснет энтузиазм, когда в произведении заведомо есть элементы, которые хористам не осилить.

Вот берете вы такое произведение. И даже худо-бедно его спели. Но - слышно, что спето плохо. Хористы смотрят на вас вот так...



В глазах - ожидание. Все ждут, что сейчас вы выдадите волшебный классный рецепт. А рецепт простой - знайте возможности ваших хористов. Очень мучительно и тяжело воспринимается, когда произведение взято просто под другой состав и предпринимается попытка подогнать под текущий состав. Если видите, что произведение идет туго именно потому, что "ну не спеть его этому хору" - не бейте в стенку. Меняйте. Тут же переключайтесь на другое произведение. Но - не переусердствуйте. Не путайте банальную трудность изучения нотного материала и "произведение под другой состав".

Приведу пример. Гречанинов и Чесноков доступен не любому составу, так как оба эти автора очень любят и активно используют могучую мужскую группу, низких басов, низкие октавы. Все их аккорды и факторура просто рассчитаны на то, что в хоре будет великолепная мужская группа и очень низкие басы.

Если таковых нет - все попытки "ну давайте как-нибудь споем" будут звучать паршиво, и даже не будет понятно, от чего так. И более сообразительные певчие уже на спевке поймут, что "вы занимаетесь ерундой" и, ясное дело, заскучают. Аналогично - если в произведении есть деление голосов и какие-нибудь трезвучия во второй октаве - может звучать крикливо (а может звучать красиво). В принципе, после пары спевок регент уже должен знать возможности голосов своих хористов. И не давать им задачи вне того диапазона, в котором они звучат мягко и красиво.

Казалось бы, простой вопрос, а сколько вокруг него крови. Сколько регентов берут странный репертуар и с упорством, достойным лучшего применения попросту утомляют своих певцов, вгоняя их в тоску и депрессию. Ведь певец и сам слышит "хорошо звучит или нет". И если "как из унитаза" - ясно дело, расстраивается. Музыканты ранимы и лучше не тыкать их носом в тот факт, что "они могут далеко не все".

Ошибались ли вы подобным образом с репертуаром?



Еще хорошим методом оживить спевку является планирование "в каком порядке будете смотреть произведения". Более сложные надо брать на начало, пока мозги еще свежие. Если отложить сложные произведения на конец, хористы будут ошибаться чаще, начнут сердиться, злиться, настроение упадет. В начале возьмите самое сложное. Потом - парочка простых (чтобы у хористов не было ощущение колупания, что неизбежно произойдет, если в начало натыкать самых сложных произведений подряд). Должно быть типа так:

Самое сложно > самое простое (хористы ощутят себя могущественными) > чуть посложнее > сложное > простое > простое > простое.

Не стесняйтесь на спевках быть дружелюбными. Жесткая, подавляющая атмосфера снижает интеллект, а значит, и возможности певцов. Мне кажется прекрасной идеей, если после каждой спевки будет небольшое чаепитие с булочками и непринужденной атмосферой.

Очень классный способ сделать спевку интереснее - это играть произведения (партитуры) на фортепиано (если оно есть), причем играть ХОРОШО. Хористы сразу оживляются, глаза начинают блестеть, если их собрать возле фортепиано и дать им петь свои партии, аккомпанируя им.

Само собой, когда инструмент тебя ведет, ошибиться сложнее и с таким костылем петь легче. Этот способ хорошо работает, если хористы приуныли и повесили головы.

Неплохим компонентом хорошей спевки является прослушивание произведений, который вы собираетесь разучить, в исполнении другого хорошего хора, в той трактовке, которая нравится вам и которую вы хотите получить и от хористов.

И напоследок - поверьте, спевки будут интересными, если личность регента будет интересной. Начитанный, грамотный, умный, ироничный, хороший музыкант просто не сможет оставить никого равнодушными.

Поэтому просто старайтесь сделать себя интереснее, как личность. Рассказывайте после спевки интересные новости из мира искусства. Горите сами своим делом. Тогда этот огонь передастся и вашим хористам. По другому - никак.

И да. Вы должны быть хорошим музыкантом с развитыми "ушами". Вы должны именно слышать то, что звучит. Фальшь, низящие-высящие голоса, не те гармонические функции и т.д. Ибо, как я уже говорил выше, регент, который колупается на даче тона - вгоняет в тоску за пять секунд.

Я же желаю вам приятных и продуктивных спевок, друзья, братья и сестры мои.

А у вас интересно проходят спевки?



Певчий будет петь на небесном клиросе...