Зачем нужно церковное пение
Некогда мне в личку Вконтакте поступил вопрос от одного уважаемого регента в немалом сане. Суть вопроса была "как я вообще понимаю задачи церковного пения"? Что же, это вопрос с подвохом, не так ли? Ведь ответ на этот вопрос с точностью паталагоанатома выворачивает наизнанку мое профессиональное нутро, показывает "свое ли место на клиросе я вообще занимаю"? Или я воистину знаю, чего от меня хочет церковь, или я попросту вижу в клиросе эдакий филиал музея искусств, где за деньги можно устроить вечер вокального музицирования.

В данной статье оставим денежный вопрос. Просто отложим его. Да, многие профи работают в том числе (а иногда и в основном) за деньги. Но вот в чем открытие. Пение за деньги отнюдь не мешает выполнить главную задачу церковного пения. Принятие за эту работу зачастую весьма скромной мзды редко когда лишает церковный хор реализации главной цели. И наоборот, отсутствие оплаты певчим вовсе не гарантирует выполнение этой самой главной задачи. Что же это за задача?

Что же я ответил тогда?

В самом деле, что же я ответил тогда вопрошающему меня опытному регенту? Помню, что-то на редкость сложное и сумбурное. У меня тогда был период, когда мне очень-очень хотелось быть умным и я написал огромный пост-ответ про то, что певчие представляют из себя на земле ангельский лик и их пение - это трансляция из другого измерения небесных материй, своего рода попытка взять с небес кусочек неба и принести его на землю, чтобы мягко бросить его сверху с клироса на стоящих внизу прихожан как бархатное, сотканное из звездной пыли покрывало.

Я видел в церковном пении особую мистерию, элемент мистики. В самом деле, что как не взволнованная военная эпопея, скрывается за возгласами седого старого священника и взволнованно и с готовностью истового воина отвечающего хора.


Мне чудились во всем этом действе чуть ли стоящие за моими плечами легионы воинов света в одежде римских легионов, радостно и с готовностью откликающихся на любой призыв священника, олицетворяющего собой священнодействующего Христа. Что-то древнее и могучее пробуждало во мне пение Сподоби Господи или Взбранной Воеводе.

Что же, не смотря на некоторую сложность и, пожалуй, избыточную поэтичность, нельзя сказать, что я дал в корне неверный ответ своему собеседнику. В такой, слегка космической форме я дал один из верных ответов - певчие генерируют ощущение соборности. "Где двое или трое собраны во Имя Мое..." - так сказал Господь, и надо отметить, что любое дело, а тем более такое сложное, как путь к неземному Царству легче дается, если по извилистой тропе шагать вместе. Плечо идущего рядом поддержит и не даст упасть.

А торжественные праздничные службы крупных хоров как бы внушают, передают верующему песнь надежды - нас еще много, мы еще сильны, мы еще можем бороться. И будем бороться ради светлой, неземной цели.

Наверное, по этой самой причине я очень люблю партесное пение. Да, я могу с удовольствием петь и гармонизации знаменного пения того же Лапаева, но мое убеждение, что одна из задач современного церковного хора - дать верующему прихожанину заряд силы, уверенности, ощущения, что мы еще прекрасны и сильны. Кому-то такая задача может показаться излишне отвлеченной, но ведь и статья еще далеко не окончена. Я описал одну из задач хора.

Хороший регент может оценить выполненную хором работу по атмосфере среди прихожан после хорошо проведенной службы. Если хор поет не вяло, четко и на подъеме, у прихожан совсем иначе блестят глаза, у них совсем иной подъем. Прихожане радостно и кучками расходятся по домам и видно, что свой заряд радости они получили. Задача певчих - быть в том числе трансляторами этой самой радости. И для реализации этой задачи нужно работать в том числе с темпом службы. Не делайте службу слишком затянутой за счет пения. Все должно исполняться ровно и четко.

Молитва и еще раз молитва

Часто опытный профессиональный певчий не понимает, что не смотря на красоту церковного пения прихожанин приходит все-таки не хор послушать, а помолиться. Я сам был молодым и неопытным певчим и помню свои рассуждения, мол "ага, знаем-знаем...конечно же, они приходят послушать хор и побывать в обществе религиозных единомышленников, эдакий клуб для тех, кому за 70".

Но потом я обратил внимание, что многие прихожане часто приходят на буднях, когда поет всегда два человека. И при этом многие прихожане с огромным удовольствием приходят именно на будничные службы, избегая праздничных. Почему такое происходит?

Это объяснимо. Люди ищут сокровенных отношений с Богом. И трепетно ждут Его, этого волнующего чувства, когда сердца касается благодать. Вот только что еще этого не было, было ощущение сухости и боли от трудной жизни в душе, и вот уже душу застилает неземной покой и золотой любящий свет ласково касается твоей израненной души, наполняя ее робкой надеждой и трепетной радостью и воодушевлением от соприкосновений с Ним. С Самим Богом.

Именно ради этих переживаний приходят большинство постоянных прихожан. И у певчих задача резко усложняется. Ибо мы не должны помешать тайне. Мы не должны ее спугнуть слишком ярым взыванием басов, или отменно взятой ля второй октавы у сопрано. Нет, конечно, я отнюдь не противник красивого пения.


Просто мы должны понимать, какая должна быть звучность, какой должен быть характер звука, какие должны быть оттенки в пении, чтобы великая тайна встречи Бога и человека в волшебном пространстве храма не была разрушена слишком уж светским пониманием задачи хора. Мы создатели настроения, но насколько же мы должны быть чутки и трепетны к чужой душе, чтобы выполнить свою работу хорошо и правильно. Ведь вторая наша задача - помочь людям молиться, слегка подтолкнуть сердца к встрече с Богом. И для этой цели нужно молитвенное пение.

Молитвенное пение


Многие ярые профессионалы отвергают термин "молитвенное пение". Мол, есть просто качественное пение, правильный вокал, хороший хоровой строй. Не соглашусь в корне, ибо хороший строй и вокал может обеспечить и робот. В пении должны быть определенные чувства, которые передаются слушателю. Эти чувства должен испытывать и певчий, иначе он не сможет создать нужной гаммы исполнительских оттенков. Что же это за оттенки?

Во первых, отсутствие резких динамических контрастов (то есть, большой разницы между тихим и громким звуком), во вторых, мягкое и льющееся звукоизвлечение без резкой атаки. Ну и наконец, сам духовный заряд конкретного произведения должны быть понимаем певчими (или хотя-бы регентом), иначе не будет корректной реализации тонких исполнительских нюансов внутри произведения.

И я могу легко доказать, что молитвенное исполнение реально существует. Например, выдающийся регент монахиня Иулиания Денисова, будучи и выдающимся музыкантом (теоретико-композиторское отделение дает о себе знать) и монахиней совершенно уникально делает со своим хором трактовки известных произведений. Они звучат попросту иначе, за каждым словом в них чувствуется волнующая и трепетная духовная жизнь, страдания, переживания и радость обретения.

Вот, посмотрите...



Как три солистки под конец произведения произносят "Мой Бог и Господь". Они как жены-мироносицы, трепетно и молитвенно взирают на своего Владыку и это - пример изумительного вхождения в образ, блестящего исполнения духовного стиха. Нам есть на кого равняться.

Не забываем о миссионерстве

Да-да, это одна из грандиозных задач церковного хора. В самом деле, не каждому вновь пришедшему в храм сразу понятна тайна Боговоплощения, или другие глубокие богословские откровения. Вот приходит человек в храм, потому что ему стало любопытно. И слышит прекрасное пение. Ему понятна эстетика нежного и летящего хорового звучания, и потому он запоминает это чувство и хочет испытать его вновь и вновь.

В самом деле, храм, в котором отличный хор, довольно быстро обрастает прихожанами. Конечно, это не быстрый процесс но влияние хора на кол-во прихожан довольно сильно (особенно если священник не отличается гениальной харизмой).


И здесь у регента задача - протолкнуть интересные произведения в репертуар, не забывая и о реализации предыдущих задач. О да, задача резко усложняется, ведь нужно найти не крикливые, мягкие, доброжелательно звучащие произведения, не слишком обиходные, но и не вымученные и переусложненные произведения современных авторов.

Добрые пожелания от автора

Дорогие мои читатели и певчие. Я прекрасно знаю, как сложен и велик тот труд что вы делаете. О да, со стороны часто кажется, что "это ведь так просто - воздуха набрал да и запел". Но опыт тех, кто решился попробовать себя на клиросе твердо утверждает - петь Богу трудно. Это - тяжело. И зная, какая сложная задача стоит перед хором, мне снова и снова хочется повторять - храни Вас Господь, спасибо за этот огромный, мало кому понятный, и зачастую неблагодарный труд. Я верю, что на небе есть высшая справедливость и Господь Вам всем скажет "Вы пели мне на земле, продолжайте делать это и на небе, уже в ангельском лике". Этой верой хочется жить и дышать.

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!