Чтец на клиросе
Я обращаюсь к дорогим настоятелям. Дорогие отцы, пожалейте ваших певчих, дайте им чтеца, который бы только читал, чтобы певчие могли только петь. Дело в том, что при частом чтении голос и пении одновременно голос садится. И вот почему...

Все просто с точки зрения разумного дизайна. Бог (а я исхожу все таки из идеи разумного проектирования нашего организма) сделал нам голосовые связки - две мышцы, чрезвычайно пластичными. При этом предполагается, что красивый голос предполагает наличие сильных, развитых, но в то же время очень подвижных, пластичных связок.

Так почему же церковное чтение убивает красоту голоса, превращая за несколько лет певчего в крикливое, безголосое существо? А все просто. Бог, создавая голосовые связки, предусмотрел, что они не должны утомляться слишком сильно и для этой цели была использована такая идея, как "голосовые модуляции".

Проще говоря, в речевой алгоритм встроена система постоянной смены высоты звука. Проще говоря, мы никогда не говорим на одной ноте. Наш голос как бы перекатывается по нотам, говоря то чуть выше, то чуть ниже.

Таким образом мы постоянно напрягаем то одну, то другую часть связок, давая другому участку микро-паузы для отдыха. Подобным образом работает сердце.

Но вот беда. Церковное чтение предполагает устранение голосовых модуляций - чтение монотонно на одной ноте. По сути - мы хакаем, взламываем механизм защиты связок, предусмотренный Богом, отключаем предохранительную систему.

И происходит простая вещь. Голос, получая волевые команды читать на одной ноте, начинает как перфоратор, вгрызаться в определенный участок связок.

Минута за минуток, час за часом, идел долбежка в одну и ту же точку на связках. Связки цепенеют, костенеют, теряют подвижность, становятся в этой области более сильными, но менее подвижными.

Легкая резинка становится мозолистой, наполняется соединительными тканями. Голос теряет легкую приятную вибрацию, становится крикливым как у петуха, возможно более грубым, но значительно менее красивым. В перспективе, певчий превратится просто в надрывного крикуна. Не нужного храму.

Решение проблемы в общем-то, лежит на поверхности. Привлекать читать народ (читать - все-таки не петь, читать умеют все, просто нужно научить читать без модуляций, а поскольку привлеченному человеку петь все-таки не надо, и ему надо только читать, человек в конечном счете не потерпит профессионального урона). Можно привлекать к чтению пономарей (на той же обиходной вечерней службе их задачи сведены к минимуму).

Зачем беречь?

Во первых, беречь друг друга вообще заложен в христианские заповеди. Ведь ставшее абстрактным слово "любовь" можно понимать и как "беречь", "ценить", "нести тяготы". Кроме того, учить певчего петь очень долгая и дорогая процедура. Обученный певчий стоит дорого. Так лучше отправить алтарника, которому все равно в жизни петь не придется, зато читающий алтарник намного ценнее. Ведь он сможет и шестопсалмие, и паримии прочитать.

Певчий будет петь на небесном клиросе...