Проработав некоторое время и.о. регента, мне захотелось зафиксировать свой опыт на бумаге. Чтобы перечитать свое творение спустя годы. Это позволит мне (и читателям) понять, как меняется восприятие регентской работы, как эволюционирует сознание певчего и регента на клиросе от состояния "пришел"-"ушел" до осмысленного служения Богу. Какие трудности в работе регента я вижу сейчас? Какие трудности увижу в стадии регентской зрелости?

Кто изучает тему регентского искусства впервые, тому нелишне знать, что регент - это не просто дирижер церковного хора. Это не просто "музыкальный руководитель". В принципе, глобальная задача регента - влюбить людей в клирос, влюбить певчих в церковные песнопения, в сам дух богослужения, в атмосферу приходской жизни.

Хороший регент похож на дипломата, причем дипломата не войны, а мира. Который своей незаметной, но очень изящной работой делает так, что священники довольны пением, прихожане любят клирос (и говорят "молиться под их пение хочется"), знают каждого по именам и, в идеале, не гнушаются записками и молитвами за любимых певчих.

Певчие, в свою очередь, идут на службы и спевки как на праздник, на самой службе атмосфера на клиросе, как в дружной семье, где каждый знает и проблемы и беды друг друга, и готовы и поддержать и теплое слово сказать, да просто порадовать друг друга взаимным "принятием" в качестве брата или сестры. Как бы высокопарно это не звучало.

Говорят, хороший регент - это офицер, который ведет за собой небольшой отряд. Куда ведет? Я считаю, что вести регент за собой должен к угождению Богу. Вот есть самые разные люди с разными характерами, своими оригинальными особенностями. А регент их собирает вокруг себя, наполняет из себя радостью и теплом, зажигает и ведет. К Богу. Потому что истово, с любовью поющий на службе певчий угождает Богу. А значит, регент в в значительной степени - лицо духовно ответственное. От степени его горения зависит и горение (а значит, и угождение Богу) людей вокруг него.

Я думаю, регент должен быть начитанным. Я восхищен регентами, которые могут интересно рассказывать о святых. Вот приходишь на службу, а регент с горящими глазами тебе объясняет, чем прославился сегодняшний святой и почему служба ему столь удивительна. Наверное, регент должен уметь "рассказывать истории" и становится иногда добрым сказочником с мечтательными глазами. За таким - куда угодно, хоть...на Канары!

Регент точно не должен быть жадным. Я с удивлением вижу, что многие регенты вцепляются в камертон. Мне кажется, продвинутый регент умеет включать в свою работу всех певчих без потери (а напротив, с ростом) качества службы.

Если человек чувствует, что может на службе почитать, помочь собрать ноты, поиграть с ребенком того или иного певчего, согреть чаю, и снова попеть и даже "показать" то или иное произведение - дух службы меняется на семейный. На теплый, пахнущий кедром, и как на летной лесной прогретой лужайке с трудолюбиво работающими над буйством цветом пчелами. Да, анархии быть не должно, тут я пришел к однозначному выводу. Последнее слово всегда за регентом и оно должно быть железным. Но ощущение "включенности" певчего в жизнь клироса требует "чего-то", кроме коллективного исполнительства.

Трудности регентской работы

Вот сколько общаюсь с регентами, столько убеждаюсь, что регент больше всего боится позорной службы, накладок, некачественного пения. Ничто так не демотивирует, не лишает желания работать, как постоянные нервы на службе с ошибками, не очень качественным пением. Даешь тон - хор либо не вступает, либо вступает с ошибками, либо пение тембрально не красивое. В такие минуты трудно себя убедить в том, что ты воистину служишь Господу (и тем более служишь "как подобает").

Понятно, что служба Богу - это не парад победителей. Эта работа может быть и грязной, и в трудных условиях, но регенты очень мучительно переживают работу со слабым составом. Ощущение профессионального бессилия - самое тяжелое, с чем может столкнуться практически любой регент. И именно по этой причине регенты часто отказываются от регентства. Слишком тяжело и хочет уже отдать кому-нибудь камертон. Отдохнуть.

Нетрудно догадаться, что регенты вообще не любят все то, что мешает им работать. А мешает им многое.

Например, батюшки и диаконы без слуха. Очень тяжело давать тон и удерживать хор в рамках тональности, если диакон или священник "плавают", возглашают "в секунду", строят к хору странные интервалы, напоминающие об эстетике пришельцев с Сатурна. Ладно, если хор - крепкие профессионалы, из которых не выбьешь ощущение тональности никакими посторонними звуками, но часто неопытные девочки (и мальчики) запросто теряют тон, услышав посторонний звук. И тогда работа регента перезадавать тон после каждого возгласа превращается в утонченную китайскую пытку.

Регентам мешают работать и особенности характеров певчих. Басы вечно веселые, музыканты-теоретики занудно указывают хору на ошибки интонирования, "воцерковленные" шипят на мужскую группу и на тех дам, которые ярко накрашены-разодеты.

Даже если хор, собравшись вместе, даст себе верную установку "никого сегодня не убить", могут быть тихие замечания друг другу, сделанные "на нервах". Порой достаточно небольшой искры, малейшего замечания, чтобы на клиросе вспыхнул скандал. И предпосылки для него будут тем выше, чем более нервозной будет обстановка на клиросе. Поэтому хороший регент всячески старается сделать обстановку мирной и дружественной.

Регенту зачастую трудно выбраться из дома, оторваться от семьи. И тогда либо приходится вести на клирос детей, которые будут плакать, путаться у клирошан под ногами, дергать маму и по совместительству регента за юбку, плаксиво намекая, что "хватит уже песенок", пошли домой. Бедные дети регента (как и бедный муж!), вот уж кто точно воспитывается в христианском смирении.

Бедные регенты! Им и завидуют (неопытные и пока еще молодые певчие, ведь кто попробовал регентовать сам - быстро все понял). Их зарплату пытаются посчитать (хотя довольно часто регенты регентуют либо бесплатно, за обычную ставку певчего и все, что получают "сверху" - лишь шишки да пинки недовольного пением настоятеля). Я пока в глаза не видел регента, довольного своей зарплатой (хотя по слухам они есть). Зато много раз видел обессиленных, вымотанных до крайности подвижников клиросного дела, у которых натруженные мозоли. Приходится и мирить певчих между собой, и самому мириться с недовольным певчим, и выгораживать своих птичек перед батюшкой, и пытаться угодить всем. Вот уж точно политик.

Что (или кого) любит регент

Пунктуальность, ответственность, старательность певцов. Вот именно так. Певчий, никогда в жизни не опаздывающий, на службе заглядывающий в рот, выскакивающий из своей шкурки и делающий все правильно будет носиться на руках. При условии, что он же не "схватит звезду" и не будет делать замечания другим певчим.

Еще раз повторюсь - приходите за 10-15 минут на любую службу, об отсутствии на службе предупреждайте за неделю, на службе живите службой, не висите на руках, вступайте строго по руке, "тащите службу" (то есть, не подпевайте, а вступайте по руке и уверенно пойте партию), не делайте при этом никому замечаний - и будете уважаемым певчим до самой старости. ТАКИМИ певчими не разбрасывается ни один адекватный регент.

Регенты любят батюшек и диаконов со слухом. Которые подстраиваются в тон хору. Боже, благослови этих людей. Диакон, способный возглашать в тоне хора - украшение службы. Собственно, мое мнение таково, что смысл в отдельном диаконе есть тогда, когда у него есть музыкальный слух и он возглашает "качественнее" священника. Может, мои слова и звучат обидно, ну простите меня. Но я много раз слышал службы с хорошими диаконами. Хор перестает надрываться, внутренне успокаивается. Певчие начитают петь мягко, на клиросе исчезает нервоз из-за прыгающего тона священника и начинается молитва.

А еще регенты любят человечных настоятелей.

Это "те самые", которые видят в регенте, певчих, работников кассы, свечницах, лампадницах, пономарях - одну большую семью. Знают по именам. Если есть возможность - помогают чем могут, разделяя горе и радость. Такое бывает не часто, но как минимум на уровне человеческого тепла и сочувствия единство реально и к нему надо стремиться.


Вера регента

Под верой ошибочно понимают показную набожность - посещение исповеди/причастия, частые поклоны, и молитвы. Все это не плохо само по себе, но не гарантирует глубины веры, ведь все это легко может быть имитировано ориентированным на карьеру человеком.

Вера регента только тогда идет в плюс работе, когда по верой подразумевается четкая, ясная, определенная любовь к Богу. Любовь настоящая, детская, трогательная. Такая любовь всегда дает ростки в виде сочувствия людям. Если регент способен сунуть денюжку голодному басу, если регент может заказать такси усталой беременной сопранке, если регент переживает, как дошел до дома плохо чувствующий себя певчий - это "та самая вера". Настоящая вера зажигает. Признак настоящей веры - регента любят, регента ждут, он зажигает, возле него тепло, возле него защита, возле него надежно, не предаст, не подставит, не обманет, не кинет.

Из такой веры произрастает и любовь к службе. Настоящая, подлинная. Тогда регент с любовью выберет репертуар, сумеет влюбить в него певчих, с огоньком проведет спевки, глубоко и проникновенно покажет песнопения на службе. С трепетом относясь к Богу, регент своим отношением передаст это чувство и богослужебным текстам - "Слава" будет "Славой", а "помилуй" - воистину просьбой о милости.

Лишь одной веры должен избегать регент и певчие. Веры, которая "дает преимущества". Если певчий или регент - это особо продвинутый "верующий", который "особо служит Богу" - это опасный путь и можно застрять в весьма сложном духовном состоянии, при котором считаешь себя кем-то необходимым Богу.

Быть певчим или регентом - это великая милость Господа к нам. Бог как будто бы дает саму возможность угождать Ему. Не мы делаем одолжение, а нам оказана возможность пролить пот и отдать кровь во славу Бога, чтобы Его служба была красива, благолепна, торжественна, вызывала богатые духовные переживания и чтобы как можно больше людей познали славу Господа. Если будем мыслить так - мы на верном пути.

Дай Бог каждому из нас служить Богу всю жизнь - кому регентом, кому певчим, отдавая себя Богу, приходу, коллегам по клиросу (однополчанам!). Тогда и день смерти станет радостью, предвкушением небесной Пасхи, вечной, сияющей, блаженной.

Певчий будет петь на небесном клиросе...