Они молоды и талантливы.
Они – наши с вами современники.
Они – создают музыку, которая украшает богослужения в храмах.
Они предлагают посмотреть нам новым взглядом на уже привычные вещи.
Услышать по-иному знакомые слова.
Они – новое поколение церковных композиторов.
Знакомьтесь!
- Елена Валериевна, так случилось, что ваша музыка любима и широко исполняется в храмах. Но, о вас, как о творце мы мало знаем, да почти ничего. Это не правильно! Вы не удивитесь, если узнаете, что ваши произведения любят и исполняют в регентских школах и семинариях и всегда студенты сталкиваются с проблемой написания аннотации. Потому что сведения о композиторе совсем крошечные. Можно для начала капельку вашей биографии?
- За сухими привычными датами вашей биографии я вижу главное: вы всегда занимались музыкой, с самого детства. Но был ли кто-то в вашей жизни, кого бы вы назвали своим идейным вдохновителем, тот, кто однажды сказал: "Лена, давай, пиши!"
- Сейчас вы живете и работаете в Самаре, но до этого много лет прожили в Харькове, если кто-то или что-то, по чем вы очень скучаете и чтобы вы хотели взять с собой?
С 2007 по 2015 годы Еленой Валерьевной написаны и изданы 2 цикла духовной музыки – «Всенощное бдение» и «Литургия», также осуществлена аудиозапись. Параллельно сочинён ряд обработок русских, украинских народных песен, советских шлягеров и т.д. Многие из авторских сочинений Е.В. Юнек исполняются не только в Российской Федерации и на Украине, а также за рубежом: в США, Канаде, Франции, Германии, Финляндии, Эстонии и других странах.
- Помните ли вы свое самое первое произведение, написанное в жанре церковного песнопения?
- Если бы у вас было достаточно времени и средств, то замахнулись бы вы на создание крупной формы? И если да, то, к какому жанру у вас лежит душа?
- Женщина-регент или мужчина-регент. Ваш выбор?
- Когда Ваш друг и по совместительству регент Анна Щеглова репетировала, оживляла ваши произведения, можно сказать, рождала их в мир, вы ощущали, что они звучат так же, как они звучали в вашей голове в процессе создания или это была иная трактовка, другой взгляд?
- Что вы считаете совершенно недопустимым в церковной музыке, а что, наоборот, вы хотели бы внести от себя?
- Спрошу, как практик. Не закрадывалась ли вам в голову мысль сделать редакцию некоторых произведений, доступную для исполнения малым клиросным хором?
- Самое яркое фестивальное событие, на котором звучало ваше произведение.
С 2012 года, по приглашению Высокопреосвященнейшего Иринея, Митрополита Днепропетровского и Павлоградского, Елена Юнек являлась преподавателем хорового класса и хоровых дисциплин в Днепропетровском Епархиальном регентском училище во имя св. прп. Иоанна Дамаскина. Параллельно управляла сводным хором студентов и преподавателей Днепропетровского Епархиального регентского училища.
С сентября 2015 года Елена Валерьевна заняла должность преподавателя кафедры хорового дирижирования Самарского Государственного института культуры. В настоящее время руководит Любительским студенческим хором Самарского Государственного института культуры «Астрея» и вокальным ансамблем кафедры хорового дирижирования «Virginis». Преподаватель по классу хорового дирижирования и лекций по хоровым дисциплинам.
- Что помогает вам преодолеть творческий кризис?
- Кого из композиторов церковной музыки вам нравится исполнять больше всего?
- Чтобы вы сказали Сергею Васильевичу, если бы он был жив и мог вас услышать?
- Поощряете ли композиторскую деятельность среди своих студентов?
- А есть ли такие, что вызывают у вас чувство профессиональной зависти. "Ух, как смог!!!"
- Редактируете ли вы свои творения через время?
- Есть ли у вас хобби?
- Чтобы вы пожелали себе через 20 лет?
Интервью специально для сайта «Про Клирос» подготовила Ерохно Наталья, регент храма Святой благоверной царицы Тамары, г. Харьков
Певчий будет петь на небесном клиросе...
Они – наши с вами современники.
Они – создают музыку, которая украшает богослужения в храмах.
Они предлагают посмотреть нам новым взглядом на уже привычные вещи.
Услышать по-иному знакомые слова.
Они – новое поколение церковных композиторов.
Знакомьтесь!
Елена Юнек
Когда я слушаю ее музыку, в голове у меня зажигается только одна мысль: «Сколько же света, воздуха, пространства, широты в душе у человека, способного создать такое?» Листаю ее фотографии в соцсети. Так и есть – молодая, улыбающаяся, счастливая. Набираюсь смелости предложить интервью и, хотя мысленно уже готова к отказу, но встречаю только радушие и благосклонность: «Конечно же, давайте дружить!»- Елена Валериевна, так случилось, что ваша музыка любима и широко исполняется в храмах. Но, о вас, как о творце мы мало знаем, да почти ничего. Это не правильно! Вы не удивитесь, если узнаете, что ваши произведения любят и исполняют в регентских школах и семинариях и всегда студенты сталкиваются с проблемой написания аннотации. Потому что сведения о композиторе совсем крошечные. Можно для начала капельку вашей биографии?
Елена: Я родилась в семье военного лётчика в г. Стрый Львовской области (Украина). В возрасте 7 лет семья переехала в г. Луганск (Украина), где окончила СШ и ДМШ, а также Луганский колледж культуры и искусств по специальности хоровой дирижер. В 2008 году окончила Харьковский Национальный университет культуры и искусств им. И.П. Котляревского по специальности хоровое дирижирование. В 2008 году принимала участие в «Четвёртом Всеукраинском конкурсе дирижеров», где стала лауреатом 3 премии.
В 2008 года создала молодёжный камерный хор «Астрея» (г. Харьков). Коллектив принимал участие и побеждал во всеукраинских хоровых фестивалях и конкурсах.
- За сухими привычными датами вашей биографии я вижу главное: вы всегда занимались музыкой, с самого детства. Но был ли кто-то в вашей жизни, кого бы вы назвали своим идейным вдохновителем, тот, кто однажды сказал: "Лена, давай, пиши!"
Елена: Да!!!! Мой любимейший, сердечный друг - регент хора Свято-Покровского мужского монастыря Анна Щеглова. Во время обучения в консерватории я пришла петь в хор Свято-Покровского мужского монастыря в городе Харькове, где и нашла вдохновение для активного творчества. Коллектив представлял собой невероятную ценность для меня, т.к. уровень исполнения сочинений был профессиональный, а дружба и поддержка регента и участников хора сиюминутно вдохновляли сочинить что-нибудь "вкусненькое" для них.
- Сейчас вы живете и работаете в Самаре, но до этого много лет прожили в Харькове, если кто-то или что-то, по чем вы очень скучаете и чтобы вы хотели взять с собой?
Елена: Скучаю по тому драгоценному общению, которое было характерно только этому коллективу. А также вспоминаю профессионализм и достойную, интереснейшую работу руководителя хора им. В. Палкина Харьковской филармонии Андрея Сиротенко. В этом коллективе я провела 6 лет. К сожалению, большинство друзей и хороших приятелей разъехались, без преувеличения, по всему земному шару. Но самое ценное со мной, это те самые светлые воспоминания о поездках и общении.
И вот ещё такая интересная особенность. В данный момент я состою в интернет-переписке хора Свято-Покровского монастыря, в которую входят все, кто когда-либо пел или поёт сейчас в хоре. Нас там ОЧЕНЬ много! Наверное, это хороший показатель нашей дружбы и сплоченности.
С 2007 по 2015 годы Еленой Валерьевной написаны и изданы 2 цикла духовной музыки – «Всенощное бдение» и «Литургия», также осуществлена аудиозапись. Параллельно сочинён ряд обработок русских, украинских народных песен, советских шлягеров и т.д. Многие из авторских сочинений Е.В. Юнек исполняются не только в Российской Федерации и на Украине, а также за рубежом: в США, Канаде, Франции, Германии, Финляндии, Эстонии и других странах.
Елена Юнек - предначинательный псалом |
Елена Юнек - Хвалите Имя Господне |
Elena_Yunek_-_prednachinatelnyy_psalom.pdf | Елена Юнек - предначинательный псалом |
- Помните ли вы свое самое первое произведение, написанное в жанре церковного песнопения?
Елена: "Хвалите Имя Господне" из Всенощного бдения. До этого были обработки только, но какие конкретно, уже не помню.
- Если бы у вас было достаточно времени и средств, то замахнулись бы вы на создание крупной формы? И если да, то, к какому жанру у вас лежит душа?
Елена: Моё композиторское, внутреннее слышание ориентировано исключительно на хор, поэтому сомневаюсь в том, что проснётся желание писать крупные формы для оркестров. Для этого нужно учиться. Т.к. я всю сознательную жизнь пою в хоре, и руковожу коллективами, то и "плаваю, как рыба в воде" в этом жанре.
- Женщина-регент или мужчина-регент. Ваш выбор?
Елена: Не важно. Сами понимаете, что регент это совокупность качеств, которые могут быть присущи любому полу.
- Когда Ваш друг и по совместительству регент Анна Щеглова репетировала, оживляла ваши произведения, можно сказать, рождала их в мир, вы ощущали, что они звучат так же, как они звучали в вашей голове в процессе создания или это была иная трактовка, другой взгляд?
Елена: Я стараюсь не вмешиваться в работу регента при изучении моих произведений. Конечно же, иногда в голове звучит совсем другое, нежели в реальном исполнении. Анна всегда внимательно вчитывалась в партитуру, пробовала разные варианты; изредка я могла попросить о каких-либо изменениях. У меня всегда назревал интерес к тому, как она сделает это!
- Что вы считаете совершенно недопустимым в церковной музыке, а что, наоборот, вы хотели бы внести от себя?
Елена: Сразу сделаю пометку, что считаю свою музыку духовно-концертной, а не Богослужебной. Если говорить о Богослужебной музыке, то считаю неприемлемым всё, кроме древних распевов. Если говорить о концертной духовной музыке, то она развивается, имея свою судьбу и очень интересно, что же будет дальше. От себя внести ничего не хочу.
- Спрошу, как практик. Не закрадывалась ли вам в голову мысль сделать редакцию некоторых произведений, доступную для исполнения малым клиросным хором?
Елена: Нет, не закрадывалась)))
- Самое яркое фестивальное событие, на котором звучало ваше произведение.
Елена: В Минске на Пасхальном фестивале.
С 2012 года, по приглашению Высокопреосвященнейшего Иринея, Митрополита Днепропетровского и Павлоградского, Елена Юнек являлась преподавателем хорового класса и хоровых дисциплин в Днепропетровском Епархиальном регентском училище во имя св. прп. Иоанна Дамаскина. Параллельно управляла сводным хором студентов и преподавателей Днепропетровского Епархиального регентского училища.
С сентября 2015 года Елена Валерьевна заняла должность преподавателя кафедры хорового дирижирования Самарского Государственного института культуры. В настоящее время руководит Любительским студенческим хором Самарского Государственного института культуры «Астрея» и вокальным ансамблем кафедры хорового дирижирования «Virginis». Преподаватель по классу хорового дирижирования и лекций по хоровым дисциплинам.
Елена Юнек - херувимская песнь |
- Что помогает вам преодолеть творческий кризис?
Елена: Слава Богу, я не знаю такого понятия! Просто работаю интервалами в разных направлениях. Так судьба устраивает сама! Сейчас хормейстерской деятельности больше, чем композиторской.
- Кого из композиторов церковной музыки вам нравится исполнять больше всего?
Елена: СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ!!!!!!!!!!!!! Виктория Полевая и ещё Арво Пярт - вот, пожалуй, тройка любимчиков.
- Чтобы вы сказали Сергею Васильевичу, если бы он был жив и мог вас услышать?
Елена: Думаю, что потеряла бы дар речи при виде гения. Сказала бы "Спасибо, маэстро!" Наверное, так)) Не знаю)) Сложный вопрос))
- Поощряете ли композиторскую деятельность среди своих студентов?
Елена: Безусловно! Это дар Божий!
- А есть ли такие, что вызывают у вас чувство профессиональной зависти. "Ух, как смог!!!"
Елена: Нет, что Вы. Студент, это же как ребёнок собственный. Наоборот радуешься достижениям.
- Редактируете ли вы свои творения через время?
Елена: Нет, скучная работа!
- Есть ли у вас хобби?
Елена: Да! Люблю шить, вязать, читать, готовить неизведанные блюда, кататься на велосипеде. Увлечений много, эти самые стабильные.
- Чтобы вы пожелали себе через 20 лет?
Елена: Пожелала бы себе, чтобы все мои родные и близкие оставались здоровыми и счастливыми, потому что они большой подарок для меня.
Интервью специально для сайта «Про Клирос» подготовила Ерохно Наталья, регент храма Святой благоверной царицы Тамары, г. Харьков
Певчий будет петь на небесном клиросе...