Регент стал(а) часто делать замечания? Или делал(а) их сразу с первой же спевки-службы? Прям не знаешь, что и думать? То ли уходить, то ли пытаться наладить отношения, то ли просто поговорить для начала. А может, все проще? Есть способы угодить регенту, не прибегая к кардинальным решениям вроде ампутации себя из церковной системы или сложным переговорам, после которых 100% останется неприятный осадок. Так что же делать, если не нравишься регенту?

Прежде всего, надо быстренько пробежаться по самым очевидным косякам певчих, которых регенты просто не выносят.

Опоздания. Регентов просто колотит от опозданий, от тянущихся, как гусеница - одним за другим певчих. Регентов колотит от опозданий певчих, даже когда сам регент регулярно опаздывает.

Регенты не выносят опозданий на службу, и не выносят опозданий на спевку. Не выносят опозданий, когда певчий вступает через пол-секунды после того, как вступил хор. Если вы опаздываете, будьте готовы, что при любой другой вашей ошибке регент припомнит все. "Не поет как надо, да еще и опаздывает!".

Я сам своими глазами видел, как рука не поднималась наказать плохо поющего певчего, который демонстрировал чудеса пунктуальности. Сразу возникает ощущение, что "певчий старается". И, соответственно, наоборот. Опоздания создают устойчивое ощущение халатного отношения.

Нерегулярная посещаемость/пропуск спевок. Аналогично опозданиям. Регентство - очень нервное занятие, и если певчий то ходит, то не ходит, то может, то не может - у регента неизбежно возникнет раздражение. Программу к празднику, к воскресной службе надо готовить. А певчий "раз и не может".

Плюс опытный регент понимает, что за время пропусков певчий теряет церковную певческую квалификацию. Теряет чувство ансамбля именно этого хорового коллектива. "Спетость" уходит. Только получится почувствовать друг друга, как пришла "красавица".

Две недели не была и вот она. И снова руины вместо слаженного звучания. Поэтому посещаемость 95-100% всегда повышает статус в хоре и рейтинг у регента.

Пение одним звуком. Одной громкостью, без нюансов и оттенков. Безэмоциональное. Казалось бы, церковное пение и должно быть лишено эмоций. Это далеко не так. Это высокоточное, очень чуткое к нюансам искусство.

Трепетное, воздушное, ангельское пиано рождается в очень музыкальном сердце. Как и ликующее форте где-нибудь в Пасхальном каноне Веделя. Тонкое, изысканное исполнение еще никто не назвал "грубым, не молитвенным". И вот заводится в хоре певчий (или певчая), которую "не убрать, ни форте не выжать". Всегда ровное такое mF.

Дико раздражает, так как создается впечатление, что это не живой человек, а синтезатор Yamaha. А если человек еще и ошибки в нотном материале допускает, или тембр не ангельский, то такая манера пения ставит жирный крест на попытках выжать из хора хоть какую-то музыкальность.

Инициативность на службе. Очень мешает и потому - очень раздражает. "А давайте споем вот это" прямо на службе заставляет регента дергаться. Вообще любая информация не по плану, вообще любое отклонение от намеченного заранее хода сильно мешает. И если на клиросе есть певчий, который постоянно отпускает свои замечания, и выступает с какими-то инициативами, то он сначала утомит, а потом это утомление перерастет в глухое раздражение, а после - и вовсе в неприязнь.

Сотовые телефоны. Мешает. Очень. Певчий как бы на время уходит в другую "энергетику", в какие-то шутки, новости, уходит из настроя на произведение (про молитву вообще молчу).

Вот обсудили певчие в партии смешную шутку в паблике, забавную картинку, посмеялись. Вот вступать надо в сложное произведение. Например, Хвалите Имя Господне. На кафизме было тихое обсуждение шуток из сотовых, и вот надо петь возвышенное произведение, а сердце и ум еще от юмора не отошли.

Может, регент сразу и не выскажет свое негодование, но он 100% запомнит, кто и как часто сидит с сотовым телефоном. И в некий момент Х, когда регента настоятель "вызовет на ковер", регент придет домой и будет 100% "гонять масло" - кто и почему и как именно вредил службе. Вспомнится все - опоздания, сотовые телефоны в руках, вообще все, что мешало службе.

Плохой исполнитель. Ну, тут вообще все понятно. У регента задача простая. Чем хор лучше поет, тем лучше регенту. Даже если ему не платят за регентство вообще, у регента появляется ощущение, что "его страдания не напрасны".

Иное дело, если службы проходят неважно. Тогда возникает ощущение, что занимаешься чем-то странным. Проводишь жизнь в каком-то болоте и деградируешь профессионально. Я лично думаю, что по факту это не так и Бог даже выше ценит такой результат (когда регенту удается хоть немного "вытащить" качества, но нет морального удовлетворения), но эмоционально такую версию личность не принимает. Убеждаешь себя в этом и эта версия кажется логичной, но все в тебе сопротивляется.

Плохих исполнителей больше хороших. Я лично думаю, что соотношение где-то 75/25. Возможно, даже при этих цифрах я неисправимый оптимист. Правда, надо тогда разобраться, кого я считаю плохим исполнителем. Это тот, кто не может быть оставлен в своей партии один и будучи оставлен один, будет петь либо некрасивым звуком, либо спотыкаться, либо и вовсе замолчит. Это тот, кто поет в хоре, не слушая аккорда, певец без "обратной связи и обратного анализа".

Ну а хороший певец, это тот, кого можно смело брать "в свой квартет". Вот есть у вас великолепное трио голосов. И вам не хватает, скажем баса или сопрано. И тут приходит он - хороший певец. Вы его прослушиваете, он быстро вливается и поет свою партию - музыкально, чисто. Его исполнение напоминает движение кисти японского мастера каллиграфии. Он выводит, рисует свою партию...

Что означают эти цифры - 75/25? Это означает, что если бы мы жили в идеальном мире, где свое место занимает высококлассный регент, с вероятностью в 75% он был бы вами недоволен. И это притом, что вы бы не опаздывали, на залипали в интернете на сотовом, не проявляли ненужную инициативность на службе, не пропускали службы. Вы все еще думаете, что петь в церковном хоре - это просто, "с этим справятся и прихожане"?

Итак, что же делать, чтобы понравиться, наконец, регенту. Напрашивается вывод, что в одночасье вы свою квалификацию не исправите, а вот задвинуть подальше сотовый, приходить подчеркнуто вовремя (я остановился на цифре "за 15 минут"), не пропускать, на службе быть в материале но не суетиться - уже поможет.

А вот с исполнительством.

Могу дать небольшую подборку советов, что самое очевидное может относительно быстро исправить плохой исполнитель. Для самого начала - хотя бы вступайте и снимайте уверенно и по руке. Мяукающее не уверенное вступление - очень большое искушение расстаться с певцом. Во вторых, уберите заторможенность из выступления. Вы можете не быть хорошим музыкантом, но чувство ритма то у вас должно быть. Научитесь произносить слова вместе со всеми. Можно потренироваться на скороговорках. И работайте над дыханием. Бездыханное пение 100% приведет к пению на горле, низкой позиции, фальши и раздражению регента.

Допустим, вы и сами знаете, что поете низковато. Или вам про это часто говорят. Допустим, вы и сами слышите, что отстаете. Скажите честно себе - я отстаю, потому что не внимателен в нужной степени, и у меня нет нужного речевого тонуса. А низкая позиция от зажима гортани при пении на горле. А пение на горле всегда от недостатка дыхания, напряжения пресса.

Вы можете не иметь природы (красивого от природы голоса), но тренировать вступление вовремя, снятие вовремя, внимание во время службы вы вполне можете. И если у вас нет внимания, вы можете опять же, честно признать, что не совсем подходите для клироса. На клиросе работать и впрямь трудно. И надо либо уходить, либо меняться. И не видеть в себе принца или принцессу, "не должно оцененную". А меняться. Работать. Пахать. Все достигшие вершин звезды пахали, как лошади. Иначе никак.

Возможно, вы скажите "регент меня не любит просто так". Ну, регенты бывают всякие. В том числе и безграмотные. Хороший, грамотный регент никогда не откажется от сильного исполнителя и не будет ему хамить, грубить, и портить кровь. Зачем? Ведь с хорошим певцом и сам регент чувствует себя более ценным, более значимым, приносящим больше пользы.

Ну и напоследок скажу, что если регент вас не любит, это не повод начинать об этом говорить всем окружающим. Как правило, это приводит к тому, что регент скажет "опа... он(а) не только не поет, да еще и человек строптивый с завышенной самооценкой". Лучше напротив, говорить смиренные фразы типа "да я понимаю, что регент справедлив(а) ко мне. Мне еще учиться и учиться". И если регент увидит, что это не притворство, а просто адекватная самооценка, ваша личность получит баллы и ваша оценка несколько возрастет в глазах регентующего.

Еще раз и медленно повторю, что исполнителя, украшающего хор, добавляющего ему красоты, регент ценит. Потому что красиво звучащий хор добавляет самооценки самому регенту. Это почти аксиома регентской работы.

Певчий будет петь на небесном клиросе...