Полезные советы регенту
Ну, обо всем на свете мы говорить не будем. Не тот формат диктует мне сегодня мое сбесившееся перо, жаждущее читателей как космонавт кислорода. И если обычно фантазия меня швыряет в самые дебри нормального такого тропического урагана, заставляя писать то о искушениях на клиросе, то об уходе с клироса, то сегодня... Сегодня моя утлая лодочка поплывет по вполне себе тихим волнам, рассказывая читателям о вещах сугубо обыденных. Обыденных, но полезных. Я давно хотел рассказать свои наблюдения на предмет улучшения качества пения на клиросе, и время, как говорится, пришло.


Что мешает петь хорошо всегда? Ну, если на вскидку - перед службой испортили настроение (регенту или певчим), не пришел важный голос, пришли все, но "не поперло" (то ли погода плохая, то ли буря магнитная, то ли вспышка на солнце). Итог всего этого один - пение как то не клеится. На практическом уровне это будет выглядеть так, что хористы не вовремя (и не одновременно) вступают, не вовремя снимают, не слушаются руку, болтают между собой, глаза пустые и стеклянные, все исполняется небрежно, позиционно низко и абы как. Можно ли такие вещи исправить?

Мой опыт показывает, что некоторые действенные способы таки существуют.

Во первых, я убедился, что от регента зависит более 50% успеха. Понятно, что самый гениальный регент не запоет всеми голосами одновременно, и не превратит некрасивый и скрипучий голос хориста в прекрасный и золотой. Но регент может компенсировать особенности именно сегодняшнего самочувствия состава некоторыми простыми вещами.


Расслабьтесь и получайте удовольствие

Прежде всего, бесполезно что-то делать с расслабленными хористами. Они не в форме и в форму вряд-ли войдут. Поэтому расслабьтесь и постарайтесь просто компенсировать самые остры углы в службе. Блестящей служба не станет, но ваша задача, чтобы она не стала страшной. Думайте о чем-нибудь приятном и всеми силами сохраняйте в себе спокойствие. Завтра будет новый день и впереди будет еще немало прекрасных служб, так зачем же сегодня терзать себя и окружающих.

Но помните! Под расслабленностью подразумевается внутреннее состояние, а не ваш визуальный тонус. Встаньте прямо, подтянитесь, искусственно придайте себе хорошую осанку. Упростите жест (чуть меньше плавающих движений кистью, чуть более четко и определенно все показывайте). Хорошо помогает уменьшение амплитуды жеста и его укорачивание. Хористы с интересом начинают за этим наблюдать и могут отчасти подтянуться, почувствовав ваше собранное состояние.

Низкие тональности

Не пришло сопрано? Или пришло, но плохо себе чувствует? Спрячьте партию сопрано в низкой тональности на ектиниях. Например, ре-мажор. Обычно регенты дают на службах обычные возгласы вроде "аминь", "Господи, помилуй" и тому подобные в фа-соль мажоре. Но ре-мажор уместен, если у вас сегодня все не в форме.

Во первых, низкие тональности сами по себе звучат тепло и "лампово" - благородно. Во вторых, на них трудно петь крикливым звуком и не так заметны артефакты - неодновременные вступления и общий низкий тонус хора. В третьих - низкие тональности успокаивают нервы хористов.

Если вы поете литургию и обиход, то низкие тональности уместны и для псалмов (по сути для всех песнопения до "Трисвятого"). На Всенощном бдении посложнее, но и там постарайтесь чаще использовать низкие тональности.

Обращаю внимание! Изменение тональности уместны только для ОЧЕНЬ хорошо знакомых произведений или воистину простых попевок вроде "Господи помилуй". Применение данной логики для больших песнопений может неприятно удивить (многие вокалисты запоминают напряжение на связках и изменение напряжения в знакомом произведении приведет к тому, что вокалист перестанет "узнавать" произведение и начнет лажать).

"Подобны" рулят

Если у вас есть возможность менять репертуар по ходу службы, лучше перейти на подобны. Эти произведения при своем обиходном звучании обычно нравятся священству и прихожанам и при этом действительно мягко и молитвенно звучат (под "молитвенным" я подразумеваю мягкий вокально приятный звук, не отвлекающий на себя много внимания у молящихся прихожан).

Вообще, хористы обычно с благодарностью реагируют на чуткость регента, помогающего им пройти опыт тяжелой службы с минимальными потерями. К чему я это пишу? Ну, к тому, что...
...бывают регенты, которые с упорством, достойным лучшего применения, буквально настаивают "нет, мы сегодня будем петь вот ЭТО произведение, я на него настроилась (настроился) и пока не споем - не успокоюсь". Это паршивая практика, ведущая к плохому исполнению и ссорам внутри коллектива.

Еще мой педагог по баяну говорил "Дима, запомни...важно не ЧТО ты играешь, а КАК ты это играешь!". Действительно, послушав выдающееся исполнение достаточно простых произведений выдающимися коллективами, понимаешь - нам есть над чем работать. КАК петь - это ключевой момент в работе церковного хориста. Ведь глобальной задачей певчего является помощь прихожанину в молитве.

Не требуйте от себя и от других идеального результата

Это утомляет и в итоге ведет к цинизму хористов, которые начинают бунтовать и искать справедливости в более простом пении, и меньших требованиях (и больших деньгах, кстати). Конечно, регент заинтересован "сделать себе имя", но надо понимать, что церковный хор - это не прекрасный тонконогий скакун под стать принцу. Это ломовая лошадь, задача которой - не пасть как можно дольше.

Задача хора даже не столько хорошо петь, сколько петь на среднем крепком уровне, но очень долго и уверенно. Что толку, если блестящее пение будет в неком храме два месяца, а потом будет разброд и шатание.

Как у регента, у вас должна быть политика развития хора на несколько лет вперед. И на этой дистанции вашей задачей будет не допустить падения качества пения и обеспечить незначительный прирост оного качества.

Конечно, я вас понимаю. Вам хочется отгрохать прекрасное пение и интересный репертуар. Но важнее всего создать механизмы, стабилизирующие качество глобально на длинной временной дистанции. Например, я писал о системе папок, улучшающих работу с репертуаром. Работаю над системой, которая бы организовала пение воскресных стихир. Нечто подобное нужно и вам, что устранило бы самые узкие места на вашем клиросе.

Причем здесь трудные службы? Трудные службы - это момент истины. Тот самый момент, когда проявляются все лучшие и худшие качества хора. Хорошо сбалансированный хор и его надежный регент способны пролетать плохие службы даже не замечая их (все будут считать, что служба не блестяща, но вполне нормальна). И напротив, частые срывы будут говорить о том, что нечто в коллективе работает не так, как надо.

Попробуйте использовать хотя бы мои неказистые советы и я верю, что даже от этих действий станет лучше.

Певчий будет петь на небесном клиросе...