Согласитесь - здорово нравиться начальнику. И здорово вдвойне - нравиться СТРОГОМУ начальнику со сложным характером. Ибо в этом случае и заслуга у вас, как у тонкого политика, намного больше. Поскольку регент церковного хора редко когда похож на ми-мишного котика (читаем статью про скверный характер регента), нужна специальная наука о выживании на клиросе. Мастера этой науки живут на клиросе долго и счастливо и всегда на хорошем счету у регента.

Скажу честно - у меня не особо получалось быть на хорошем счету. Максимум моих натуженных попыток быть "своим в доску" на клиросе - со мной считались, мирились с необходимостью моего присутствия. Но - не более. Поэтому статья, которую я сейчас напишу - это статья-надежда, статья-пожелание, статья-мечта. Давно в народе гуляет мудрость, чье авторство уже с трудом можно отыскать - "давать советы - бросать камешки с колокольни, а вот выполнить совет - втащить скалу на колокольню". Ну что же, вот и проверим, какие из вас камненосцы...

Наверное, эта статья попросту не понадобилась бы, имей мы дело с какой-то мирской работой. Вот в самом деле, ну что за проблема - обязательно нравиться начальнику. Допустим, не понравился. Ну ушел, делов то...Нашел работу, на которой и пыли поменьше, и у босса глаза подобрее. Но...с клиросом это не пройдет!

Дело в том, что клирос мы любим. Это - наша жизнь. И нас, певчих, держит в своеобразных заложниках эта наша любовь к этому делу. Когда тебе настолько важно на клиросе удержаться, а в идеале и доработать до седых волос, проблема выстраивания хороших взаимоотношений в коллективе актуализируется, как хороший длинный глоток кваса в летнюю 40каградусную жару. Ведь без доброго глотка музыкального наркотика в виде красивых песнопений мы вянем, покрываемся трещинами и сохнем, как земля в пустыне Сахара.

Кстати говоря, некие особо внимательные читатели (хотя у меня вообще очень и очень взыскательные читатели, хорошо знающие специфику клиросного служения) заметили, что статью я начал с признания собственных неудач. И, казалось бы, у меня и морального права нет давать советы. О, ну дело в том, что будь я эдакой лапочкой на клиросе и тихим спокойным человеком, я просто не совершил бы все глупости, которые только можно совершить по отношению к регентам. А значит, не имел бы и базы ошибок. А ведь именно ошибками я хочу поделиться перед вами, высыпав их к вашим ногам, опрокинув воображаемый мешок с "гнилой картошкой".

Жажда стабильности и пунктуальность

Не знаю, кто как, а я просто обожаю стабильность. Я вообще не люблю никаких изменений. Единственные изменения, с которыми я готов мириться - это технический прогресс и постоянно совершенствующаяся техника. Но все остальное, начиная от перестановки мебели в доме и заканчивая составом нашей клиросной "пати", мечтается мне как нечто незыблемое. И когда это не так, я начинаю страдать.

Это не удивительно. Напряженная работа ума (а у клиросников она напряженная) хочет увидеть вокруг себя простой мир. Наверное, те, в чьей жизни мало драйва и им не хватает его, готовы и на изменения и на самые разные безумные поступки. Так вот поверьте...Клирос дает столько драйва, что во всем, что за пределами выбора репертуара (тот еще драйв, да?) хочется быть мега-консерватором.

А уж как сложно мне было бы быть регентом с моей нелюбовью к переменам! Рано или поздно от постоянных изменений начинает слегка поташнивать. Вот казалось бы - наконец-то собрались люди, крепкая команда. С настоятелем отношения более-менее налажены, и уровень его требований стал понятен и в целом выполняется клиросной группой. Все певчие друг к другу притерлись. И когда в клиросном воздухе потянуло уютным ароматом домашнего пирога и чаепития - вдруг бац!

Перемена! Допустим, певчая переезжает в другой город. Певчая, которую ты столько учил(а), которая наконец-то выучила гласы! Причем из-за ограниченной читки с листа среди контингента поющих сейчас не так-то просто найти кому-либо на клиросе замену. Это вообще катастрофа - потеря постоянного певчего. И вот этой певчего или певчего нет (потеря тенора или баса вообще слегка катастрофична). Это сулит падение качества пения. Это вдобавок очень больно воспринимается, потому что регент как любимое дитя, пествует свой клирос, работая на нем и над программой и, в идеале, над отношениями. Ты рад и горд за свою работу и увидеть, как все ухудшается (и не по твоей вине!) - о, это как тонкой наждачкой по подпаленным нервишкам.

Потянуло дымком...

А ведь изменения бывают и более кардинальными. От которых не то, что дымок...Пожар в душе начинается, который трудно залить даже ведром валидола. Сменили настоятеля (и лишь Господь знает, каким будет новый). Поменялся архиерей. Упразднили из-за недостатка средств оплату певчим (урезали бюджет). Назначили на приходе нового старосту. Ох, иногда, будучи регентом, ощущаешь себя мифическим Сизифом, обреченным вечно вкатывать на гору тяжелый камень и недалеко от вершины ронять его...

И хотя героический эпос древних греков не предполагал глубокого постижения характера героев, не трудно догадаться о том ОТЧАЯНИИ регентов всех мастей, которое иногда настигает их вследствие постоянных (и отнюдь не позитивных) перемен, после которых " приходится начинать чуть-ли не сначала". Пение в следствие перемен становится хуже, ревность о Боге требует высокой планки качества, а жизнь подкинула негативную перемену. Сизифом быть больно!

А еще настоятель может подкинуть регенту "нежданчик" - нового певчего...может быть, регент сама давно искала певчего, но в любом случае для коллектива это изменения. Давайте представим, что новый певчий - это Вы! Ибо мне нужен материал для литературного препарирования.

Как я написал выше, от изменений на клиросе тошнит, ибо каждый кирпичик стабильности на клиросе щедро окроплен кровью регента и его певчих. А ваша задача, как певчей, высказать уважение к этой крови, показать себя достойным элементом этого боевого коллектива. И начнем мы с простого.

Мы начнем с ПУНКТУАЛЬНОСТИ. В условиях постоянного нервоза от постоянно меняющихся служб регент необыкновенно ценит в людях пунктуальность. Пунктуальность, доходящую до абсурда. Пунктуальность, от которой веет шизой. У вас спевка в 2 часа дня? Придите на спевку в 13:40. Служба в 8 утра? Придите в 7:40. Если не можете прийти - предупредите за две недели до даты, потом за неделю до даты напомните, еще за день повторите. Думаете, это надоедает? Да регенты от такого человека просто млеют! А ведь все так просто - приходить ВСЕГДА за 20 минут до назначенного времени. А предупреждать о любом отсутствии за две недели.

Форс-мажор возник прямо незадолго до службы (скажем, за два часа)? Обязательно пошлите регенту СМС, потом позвоните и скажите, что после службы позвоните снова и детально все расскажете. Перед - не стоит, ибо у регента сразу после вашего СМС может возникнуть вопрос о репертуаре, и о том, как вытащить службу в ситуации отсутствия человека.

НИКОГДА не пропускайте службы без совсем уж уважительной причины вроде пожара дома или умирающего прямо сейчас родственника! Высокая температура, много домашних дел - НЕ ЯВЛЯЮТСЯ уважительными в глазах регента причинами. Я, например, вне зависимости от тяжести болезни и высоты температуры шел на службы. Я их пропускал только в том случае, если меня рвало (или диарея).


Итак, будьте пунтуальны до шизофреничности. Это почти 70% гарантии, что регент будет носить вас на руках. Правда, с одним "но"...Если вы объективно не портите звучание у хора и вас либо не слышно, либо ваш голос пение украшает. Если вы поете "так себе" (особенно паршивый вариант - плохо и громко, с убежденностью в собственной уникальности) - певчие и регент сами мечтают, чтобы вы не пришли. Но и это можно поправить.

Покажите старание...

Мелькнула мысль, что я решил слегка "покапитанить"? Вроде как и так очевидно, что старательных все любят. А КАК ИМЕННО надо показывать старание? )) Есть такие способы показать старание, от которых регент 100% подумает, что а) Вы его подсиживаете, б ) метите на его место. Вы хотите такого эффекта? Уверены, что сможете разобраться в малообъяснимом ухудшении отношений с регентом без всяких видимых причин?

Старание должно быть умным...

Это должно быть старание винтика в часах. Вы должны буквально показать, что вам очень хочется быть винтиком, но винтиком - хорошим, отличным, которого слышно только когда надо петь, и который молчит во всех других ситуациях. Пример хорошей старательности - брать ноты учить домой (с согласия регента и за свои деньги сделав ксерокопии часто исполняемого репертуара). Пример хорошей старательности - брать уроки пения (вообще повышать квалификацию) за свои деньги (и ставить об этом в известность регента). Все просто - регенты хотят видеть ваше отчаянное желание быть отличным певчим.

Подчеркиваю красным. Быть отличным ПЕВЧИМ! Не. Регентом.

Чтобы регент подумал, что вы его хотите подсидеть (и метите на его место или просто хотите быть неформальным лидером) - делайте замечания другим певчим (ты спела не ту ноту), предлагайте на клиросе репертуар (а давайте споем вот это), высказывайте свое замечание о том или ином произведении ("как то это у нас не звучит").

Никогда сами не прикасайтесь руками (избегайте любого физического контакта) к богослужебныму указателю, к камертону (типа "дай ка я послушаю, что за звук он издает"), к кипе нот, которая пока не разложена по аналоям. Физические прикосновения уместны только к нотам, которые были розданы лично вам, либо это те копии нот, которые были отпечатаны вами для себя и разучивания.

Никогда не говорите регенту, что мечтаете или хотите стать регентом. Никогда не анонсируйте ему свое желание поехать учиться на регента. Вы по неопытности думаете, что в Православной церкви по городам сотни приходов и "вам место найдется".

А регент по своей ОПЫТНОСТИ знает, что все места регентов в городах заняты и свободно только там, где петь вообще не кому и условия работы воистину кошмарны. Поэтому ваше восторженное желание быть "тоже регентом" не только не будет оценено по достоинству, но и принято как претензия на лидерство в коллективе. Вы - только что создали себе врага и вам теперь придется постараться, чтобы исправить упущение.

Редко какой регент любит, когда певчий вдруг отчего-то начинает бурно интересоваться уставом и ходом службы. О, регент конечно, обрадуется, если вы изобразите эдакого служаку и скажете "я не хочу знать ход службы (да мне и не под силу, глупенькой) но знать когда "тебе Господи" а когда "и духови твоему" я знать хочу. Тогда регент, поняв, что ваш интерес сводится сугубо к певческим возгласам, успокоиться.

Но что, если вы неосторожным вопросом регента все-таки напрягли?

Самый простой способ исправить все - начать восхищаться работой регента и подчеркивать свою глупость, типа "какая же я была сперва наивная...не...мне никогда не осилить регентство...быть регентом - быть сверхчеловеком". Если сумеете произнести это достаточно часто и с должной степенью убедительности и вам даже поверят - негатив от вашей ошибки будет нивелирован.

Кстати, стоит упомянуть и о том, почему регенты вообще так боятся того, что их сменят. Ведь часто за регентство даже не платят! Так за что борются эти люди?

Во первых, по началу многие регенты не хотят быть регентами. Но когда втягиваются, начинают ценить свою работу, воспринимая клирос как своего ребенка. В клирос, как и в ребенка, вложены силы (на воспитание), вложены годы жизни. Рано или поздно вырабатывается свой рабочий стиль и даже некая уверенность "лучше меня на клиросе никто о нем не позаботится".

А за верой в собственное дело растет и ощущение собственной важности. Кстати, в этом нет ничего плохого. Господь не против подвигов. Господь любит подвизающихся во славу Его пресвятого Имени. И ревность о Христе является признаком хорошего духовного пути. Понимание, что ты в отдельно взятом приходе руководишь славословием Богу наполняет сердце сладостью и духовной радостью.

И очень опасно намекать регенту на то, что эту радость вы у него хотите отнять. Причем в силу опыта регент знает, как сложно быть регентом и уверен, что любой другой справится хуже него. Обычно регенты вовсе не монстры и иногда даже сами передают камертон тому, кто на две головы профессионально выше. Просто потому что видят - так лучше для клироса. Но - это не повод искушать регента, производя описанные мной выше действия.

Резюме - регенты необыкновенно ценят тех, кто всем своим существом говорит "я всего-лишь винтик...я - ведомый и радуюсь этому...я - всем слуга и меня устраивает это". А если еще человек и с маниакальной настойчивостью приходит за 20 минут до назначенного времени, никогда не пропускает и работает над повышением собственной квалификации и информирует об этом регента, никогда не анонсирует желание быть регентом или поступать на регентские курсы - такой человек начинает регентами носиться просто на руках.

Дисциплина на службе

Пение становится хуже, если на службе певчие болтают. Они начинают слегка не вовремя вступать, не совсем по руке петь (вроде руку они видят, но разговор их расслабляет). Пение становится хуже, если певчие играют на своих смартофонах или сидят Вконтакте.

Если вы новичок - упаси Господь болтать. Регент 100% подумает "петь не умеет, а пение своей болтовней уже портит". Ведите себя тихо и смиренно. Сотовый телефон (хотя это и не приветствуется) можно достать на часах или шестопсалмии и то не для игры, а посмотреть время или быстренько прочитать ленту.

Никогда не перечьте регенту. Иногда регент ошибается - не тыкайте его носом в ошибку. Умный регент сам все поймет. Глупый опасен вдвойне, ибо и боится за свое место вдвойне (и потому в каждом втором подозревает жажду лидерства). Не грубите другим певчим (это тоже плевок в регента, потому что регент отвечает за пение и прекрасно знает, как сильно портится хоровой строй и ход службы, если певчие ругаются на службе).

Склочник, даже если он "нозит" не на регента, все-равно бъет именно по регенту и общему результату, ибо в результате перебранки пение резко и грубо ухудшается. Люди со стороны начинают воспринимать пение как нервозное, какое-то истеричное издавание звуков "на горле", темпы становятся рваными, строй рушится. Иногда проще избавиться от красивого и уверенно ведущего свою партию голоса, но со склочным характером, чем терпеть постоянные рваные службы. Голос не спасает, если в пространственной ткани службы нет умиления и радости служения Господу.

Если на вас напал другой певчий, не отвечайте ему сразу же тем же. Лучше уменьшите звучность своего голоса (потому что от стресса голос начинает некрасиво дрожать) и пойте тихонько и на нежное легато (это успокаивает), а после службы поговорите с этим певчим.

Я - православная!

На клиросе хватает и глубоко верующих людей, и людей на подработке, к вере достаточно равнодушных. Поскольку клирос может быть составлен из людей самых разных, есть простое правило, которое так-же поможет вам понравиться регенту.

Не навязывайте свои взгляды.

Допустим (и такое бывает) регент сам хороший крепкий специалист, но и не более. Вся его вера ограничивается подходом к кресту и целованием руки у священника. Молитвы - нет, причастия и исповеди тем более. Совет - не учите никого жить. Я сам лично видел, как люди приходили на клирос и начинали делать певчим замечания "не разговаривайте во время проповеди, слушайте батюшку". Этих певчих почти моментально "съедали". И не за их веру, а за их готовность верить, что "они лучшие певчие, потому что они - верующие".

Это очень часто встречается. Я верующая и потому я - лучше неверующего профессионала. НИКОГДА, подчеркиваю, НИКОГДА так не говорите. Вас будут ненавидеть. И не за веру. Это не страдание за Христа, это - форма профессиональной бестактности. Потому что начальник на клиросе не вы, а регент. И если он молчит - грех на нем. Не на вас. Но надо помнить и о том, что демократия - в аду, а на небе - Царство. Которое предполагает вертикаль власти. Господь поставил регентом этого человека. Он - с него спросит. Вы же - приложите все усилия, чтобы быть лучшим певцом на этом клиросе. Это лучшая проповедь.

Избегайте слишком частого похода к настоятелю. Регенты такого не любят. Они очень быстро вычисляют ваш интерес именно к настоятелю и задаются вопросом "почему этот певчий хочет понравиться именно настоятелю?". Это может привести к выводу, что вы хотите заслужить высокий статус на приходе не благодаря певческому таланту, а благодаря умению льстеца.

И даже если люди окажутся не правы, не давайте им повода так подумать. В самом деле, я видел клиросы, на которых люди, льстящие настоятелю, становятся настоящей бедой. Всех учат, портят службу...А потом идут на исповедь к настоятелю и сливают ему все происходящее на клиросе, выступая по сути сексотом. По этой же причине я бы рекомендовал вам избегать исповеди именно у настоятеля. Если регент узнает (а ему обязательно доложат), что вы часто и охотно исповедаетесь, но только у настоятеля - и регент и певчие подумают, что на исповеди вы делаете ничто иное, как делитесь своими "искушениями" - регент тут дала не тот тон, здесь певчая низко спела...а я, бедолага, вынуждена смиряться. "Господи, прости меня грешную" (с).

Итак, вера украшает человека. Но она не должна стать поводом к доминированию на клиросе.

Заключение

Дорогие певчие и регенты. На клиросе ВАЖНО удержаться и проработать всю жизнь. Потому что слишком многое на кону. Ведь ваш тяжелый труд - нечто большее, чем певческие звуки и хоровые произведения. Это - музыкальное апостольство. Апостолы шли по жаре, холоду, пешком и без денег просто в пустоту - в далекие города, где их никто не ждал. В те дни, когда обычная простуда могла стать смертельной, а любая кожная болячка привести к проказе - это был настоящий подвиг веры.

Наш век отнял у нас дорогое. Он отнял у нас доступность подвига. Читая с горящими глазами про страдания за Христа первых христиан иногда думаешь "вот бы и мне туда же", к этим чистым и наивным в своей брильянтовой по твердости и чистоте вере, и сказать вместе с ними "И я Христианин". Но... Вокруг айфоны, макдональдсы, веселые физиономии с витрин и...духовное мелководье.

И именно в этом задыхающемся от пустоты бытия мире так хочется броситься в бой за Христа. И пусть сражения будут не в видимом мире, а оружием борьбы будет умилительное пение, размягчающее и готовящее сердца, "благоугодные Господеви", это дает нам перед лицом врага право воскликнуть - "И я Христианин"!

Певчий будет петь на небесном клиросе...