Знакомо? Встречались? Думаю - да, встречались! Показное благочестие легко узнать. Человек выглядит как искренне радеющий о Боге, службе, может часто использовать церковные (смиренные) слова, ровно говорит и может опускать глазки в пол. Настоятелю со стороны и неискушенному человеку может показаться, что "вот он" - идеальный певчий мечты. Смиренен, скромен, послушлив, благоуветлив и радеет о Божьем деле. Но "те, кто в теме" - знают, что не все так просто...

Автор сего опуса на момент написания статьи провел на клиросе в общей сложности около 12 лет. И регентовал и просто пел. А еще наблюдал за всем происходящим, составив целую гору довольно любопытных впечатлений и зарисовок. Можно было бы сказать, что автор даже разочаровался в человечестве, но - нет. Это была бы литературная гипербола, придающая "перчика" материалу, но лишающая читателя права на объективную точку зрения. Правильнее будет изъясниться так, что автор больше не строит иллюзий относительно поведения людей.

Мы все ищем выгоды.

Это то, что я понял за долгие годы. Мы никогда не делаем того, в чем не видим для себя выгоды. Правда, выгода может быть не материальной и выражаться в уважении, статусе, почете, интересном времяпровождении. Певчий - не исключение. Мы ищем на клиросе "чего-то", что нам нужно и интересно. Как только у певчего пропадают мотивы петь на клиросе - певчий не поет на клиросе. Бывшие певчие бывают и я лично знаю человека четыре.

Поскольку зачастую на клиросе редко хорошо платят, певчий начинает искать "иной выгоды". Как правило, это либо некий "драйв" - вырваться из дома, и хорошенько так напрячься на службе, ощутив подступающий к горлу адреналин на стихирах, которые надо спеть чисто и внятно по руке регента, да без ошибок. Либо... Либо эта выгода заключается в поиске самоуважения и реализации в рамках веры.

Думать о себе как о человеке, который на клиросе просто "убивает время" или "ищет драйва", или которому просто скучно в повседневности и он идет на клирос за тем же, за чем пожилые люди шли в самодеятельность - не так уж приятно. Может быть, это и честно. Но думать в таком ключе и еще наслаждаться этим не получится.

И вот тогда певчий начинает искать идейную начинку для своего служения. Я не просто пою, а пою Богу. Я не просто служу, а служу Творцу Вселенной. Я не просто живу. Я занимаюсь великим делом, ведь на свете нет ничего важнее литургии. Если не идет литургия - все существование мира больше не имеет никакого метафизического смысла. Верные мысли? Многие скажут, что "да, вполне верные". В чем же подвох?

В лжи самому себе.

"Замурлыкать" можно любую мысль. И многие певчие замурлыкивают собственный невысокий профессиональный уровень сладкими словами про важность служения. Либо, что еще хуже, певчий может сообразить, что "наиболее выгодно" в храме не столько хорошо работать, сколько создавать видимость "очень верующего". И тогда на свет появляется показное благочестие. Оно неприятно тем, что внутри оно насквозь лживо. И эта ложь бросается в глаза. Хотя многие и не понимают, в чем ложь заключается, она чувствуется, как запах тлена.

"Депутат должен служить народу"

Данная фраза уже давно воспринимается иронично, и иногда эта ирония весьма злая. "Служить народу" - пафосно и на уровне задумки верно. А на уровне конкретной реализации? Аналогично и с певчими. "Певчий должен служить Богу". И? Служат? В этом и заключается горчинка показного благочестия. При очень высоких словах певчий не демонстрирует на практике и своей жизнью декларируемых собственных стандартов. Да-да, как те самые фарисеи из Евангелия.

Бог очень удобен как работодатель. Претензий не предъявит. За плохую службу не поругает. Да и любую плохую службу можно обозвать хорошей, потому что "Бог - он сердце видит, а в сердце мы старались". Конечно, бывает, что и правда старались и тогда это уже проходит по другому разряду. Но в любом случае, отталкиваться в качестве службы надо от мнения слушателей земных.

Настоятели - не Бог. Вдруг обнаруживается, что они зачастую наши потуги служения Богу искренне и по детски ("король то голый!") называют воем, а не благолепным пением. Да и прихожане весьма далеки от восторженных эпитетов в адрес пения. Ведь прихожане (в отличие от певчих) не накачаны идеологией про служение Богу на клиросе и слышат результат ушами без идейных примочек в виде сладких словес про "избранность небом".

Вот и рождается у певчих болезнь алкоголиков - "ты меня уважаешь? Я тебя уважаю". Мы друг друга уважаем, но со стороны зачастую выглядим как плохо работающая команда. Духовное собутыльничество рождает неприятный перегар.

Я всегда задавался вопросом, который так любят изображать через фото незабвенного Жириновского. "Этот говорит - служба Богу самое важное", "туда пойдешь - пение на клиросе до смерти". "Зашел помолиться в храм - не выдержал воя"!!!

Я видел на клиросе людей с показным благочестием. Почему я считал, что оно показное? Потому что я неизбежно задавался вопросом - "если человек так искренне верит, так радеет, так горит этим делом" - почему это ну абсолютно никак не отражается в пении? Почему человек опаздывает на службы? Почему он просто землю зубами не грызет, чтобы петь лучше? Почему он ограничивается только словами? Почему он не старается лучше, чтобы отдать Богу самое красивое?

Я за всю свою жизнь видел лишь несколько человек, которые горели службой. Они готовы были собираться на неоплачиваемые спевки, просто чтобы посмотреть интересные произведения. Они готовы были бесплатно ездить в паломнические поездки - попеть. И главное - они хорошо пели. Они действительно хорошо пели.

У этих людей не было показного благочестия. Они никогда не говорили "фи", если видели экстравагантно одетого певчего. Они никогда не говорили про смирение и послушание. Это были просто живые интересные люди. Но как только появлялось показное благочестие - ищи рядом "тараканы в голове", славу на всю епархию как "неадеквата" либо попросту трудного человека с весьма средним профессиональным уровнем и зачастую чудовищно задранной самооценкой.

Паровой клапан певчего

И зачем автор обо всем этом распинается? Читать об очевидном бывает приятно, но где обрести пользу в груде этих уже давно обветшалых слов? Не расстрелял ли автор стену давно подсохшим горохом пустых слов, отскакивающим от сердец певчих с сухим треском. Что я хотел донести?

В эпоху паровых технологий у парового котла был так называемый выпускной клапан. Если давление пара в котле превышало некую установленную норму, этот клапан срабатывал и раскаленный пар вырывался в атмосферу, а котел оставался целым. А у нас в душе, психике, уме (нужное сами подчеркните) есть свой котел, у которого должен быть собственный клапан.

Если певчий чувствует, что его просто распирает от "ревности по Бозе" - заставьте эти турбины крутиться. Пустите пар по трубам и пусть он делает полезную работу. Ищите ноты, учите гласовые подобны, читайте биографии церковных композиторов, развивайтесь как люди. Работайте над повышением собственного профессионализма. Вы сами должны стать своей главной целью. Высокое качество пения должно стать вашей основной целью. Ведь прихожане лучше молятся, если певчий поет хорошо. И у певчего должен быть свой клапан - толика юмора, немного легкости и трезвомыслия, который не даст певчему впасть в прелесть и замолиться.

А если певчему хочется выглядеть верующим и всем показать, "как сильно я верю", но это все не находит отражения в высочайшем качестве звука, чеканной дикции, и железной посещаемости и дисциплине, так и хочется сказать - "не лгите себе и другим". Да, певчих(наверное) избирает небо. Да, наверное, певчие в самом деле могли бы стать братьями ангелам. Дело то одно делают. Да, настоящие певчие когда-нибудь будут петь на небесном клиросе. Но все эти прекрасные слова - повод для того, чтобы стать для себя и только для себя самым строгим судьей и учителем. В противном же случае...

Не можете летать сами - освободите взлетно-посадочную полосу.

Певчий будет петь на небесном клиросе...