Со мной не соскучишься. И это хорошо, ибо скука - не та гостья, перед которой хочется гостеприимно распахнуть двери наших душ. Нехай, пусть идет отдыхать в другие места. Я же вот о чем готов потолковать. Я очень много пишу об искушениях на клиросе, о том, как с ними надо справляться. В целом, я даю эффективные советы. Потому что проверяю их на себе. Но - что делать в тех случаях, когда решить ситуацию вообще нельзя?

Мне очень много пишут вот на какую тему. Мол, так и так. На клиросе есть некто, кто поет так себе. Или даже не так себе, а откровенно хреново. Настоятель либо занимает нейтралитет, либо (по непонятной причине) выступает за сторону "лажальщика". Эдакий когнитивный диссонанс в небольшой клиросной бутылке. И пить эту микстуру дюже неприятно, ибо от сюрреализма происходящего голова тихо шуршит взятым по ипотеке шифером.

Мда...

Я всегда этому недоумевал. Почему, если можно хорошо, нужно обязательно и непременно делать плохо. Зачем держать плохого певца, если есть откровенно хорошие и т.д А потом просто понял - есть настоятели, которым пение настолько безразлично, что на первое место у них выступает набор лайков лично для своего положения.

Не стоит недооценивать прихожан. Они могут писать доносы архиерею (и поверьте, делают это), они формируют мнение о настоятеле, они способны помочь или напротив - весьма помещать долгой и плодотворной "духовной работе на приходе".

И это нормально. Церковь существует для людей. Но этот тезис некоторыми начальниками приходов может быть понят слишком, ммм...прагматично.

Давайте представим себе такую ситуацию. Пение на клиросе нужно? Конечно. Но - лично у настоятеля слуха нет. И он в целом понимает, что "что-то не то", только если певчие поют с остановками посередине произведения. А еще данный руководитель понимает, что многие на приходе любят клирос. В том смысле, что попеть/почитать на клиросе для многих - способ выделиться среди серой массы прихожан. Это тот пряник, которым можно одарить некоторых.

Именно поэтому на ряде приходов такая специфическая ситуация на клиросе. Настоятель просто пытается понравиться бабушкам, пожилым тетушкам и прочим уважаемым господам, позволяя какому-либо представителю от "этой диаспоры петь на клиросе". И то, что певчие могут быть недовольны..."Ну ничего, уживетесь как-нибудь".

Аналогично и с теми ситуациями, когда на приходе появляется какое-нибудь очень красивое сопрано со сложным характером. Певчие недовольны ее поведением, но настоятель ее прикрывает. Потому что настоятели - прагматики. Им надо результат, а то, что в процессе там сгорит пара миллиардов нервных клеток у певчих...

"Ах, монсеньор, кого волнуют эти нежности при нашей бедности..."

Я всегда долго думал, а что, собственно, ответить вопрошающим людям. А потом таки нашел параллели между процессом спасения вообще и выживанием на клиросе. Процесс спасения вообще - вещь интересная, не так ли. А выживание на клиросе - это так, важный шаг на пути к оному спасению. Ведь дослужить на клиросе до смерти - наверняка спасительно.

Сила контекста

Помню, Серафим Саровский писал "Если бы ты знал (обращаясь к брату-монаху), какая сладость, какая радость ожидает праведника в Царстве небесном, ты бы согласился, чтобы эта самая келья была заполнена червями и они ели нашу плоть". Довольно ужасающий образ страдания, не так ли. Но Серафим Саровский утверждает, что "на это надо было бы согласиться с радостью".

Есть еще один интереснейший рассказ, как преподобному Паисию Святогорцу явилась мученика Евфимия Всехвальная (причем наяву), они поговорили, она рассказала о своих страданиях. Вот что пишет сам преподобный Паисий.

...

После этого Святая села на скамеечку. А я — на сундучок, и она разрешила один мучивший меня церковный вопрос. Потом она рассказала мне о своей жизни. Я знал, что в Церкви есть святая по имени Евфимия, но Жития ее не помнил. Когда она рассказывала мне о своих мучениях за Христа, я не просто слышал, но как бы видел, переживал эти мучения. Мною овладел трепет, ужас! О, что за мучения она пережила!..

"Как же ты выдержала такие муки?" — спросил я ее. "Если бы я знала о том, в какой славе пребывают Святые, то сделала бы все возможное, чтобы подвергнуться еще большим мукам", — ответила она.

После этого события я три дня не мог ничего делать: я просто скакал от радости и непрестанно славословил Бога. Ни есть не мог, ничего, ничего... только славословие — без остановки».

...

Вы, наверное, подумали "Ах, Дима, Дима...ты предсказуем...пишешь нам про радости святых на небе, чтобы мы тут, на земле могли терпеть". А вот и нет (здесь я смотрю на вас с хитрым прищуром доброго сказочника).

Я как раз хотел написать о строго противоположном - "посмотрите, как в принципе НИЧЕМ не отзываются в момент страданий эти святые слова о какой-то немыслимой радости".

Ах, эта сила контекста. Мы понимаем радость, когда сами радостны. И понимаем боль, когда нам больно. Но понять радость (особенно какую-то невероятную) из мира боли нам крайне сложно. И в этом, если угодно, сложность спасения вообще. Мы оцениваем реальность через очки нашего текущего внутреннего эмоционального состояния. Если мы радостны, мы понимаем и радость и жаждем ее умножить. Но если мы устали и печальны - о чем мы думаем тогда?

Вот то-то и оно...

Уже начинаете понимать слова апостола Павла "всегда радуйтесь, непрестанно молитесь"? Апостола Павла церковь чтит не просто так. Это действительно очень умный человек, который писал на самом деле очень грамотные вещи. Чтобы ожидать радости небесной - надо пребывать в радости земной. А иначе - в состоянии печали мы как бы "забываем", утрачиваем саму цель. У нас исчезает позитивное подкрепление. Мы забываем вкус радости и не можем ее вожделеть.

Казалось бы - "и причем здесь клирос". Да при том, други мои, что механизм искушения на клиросе таков, что он всеми правдами и неправдами стремиться лишить покоя и радости, вселить раздражение, страх и нервоз. И очень из этого состояния трудно слушаются слова "смиряйся, мол... ты получишь награду".

В этот момент так и тянет сказать "а можно, он(а) сначала уйдет, клирос выправится, а потом я начну смиряться?" Вся озвученная мной система работает как часы. Облако раздражения вокруг вас висит как черная туча, и из этого облака не видны никакие светлые цели. Либо видны, но тускло, как свет маяка в тумане.

Нам нужен выход.

Тот самый акваланг

Нам нужна система размышлений, снимающая с нас всякую ответственность за происходящее. Можно переживать, мучиться из-за происходящего на клиросе. А можно - надеть акваланг. И быть в маске. И ласты нацепить.

Смысл очень простой. Пока мы в раздражении, пока нас, если угодно, троллят - мы не в состоянии трезво мыслить. Нас потому и троллят, что мы - "ведемся". Мы не в состоянии нормально и плодотворно работать.

Мы не можем себе создать контекст положительного ожидания от жизни и от работы. Да, мои статьи и особенно цикл "Моральная помощь певчему" неплохо помогают. Но мы не можем полагаться только на статьи. Нам нужен глобальный подход.

Мое предложение - акваланг в виде твердого понимания "кто за что отвечает". Главный на приходе - настоятель. С него весь спрос. Хочет он, чтобы на клиросе пели некачественные певцы - ему и отвечать перед Богом. Как я уже писал, певчего спасают три вещи - желание петь Богу, старание в этом процессе и соборность (готовность терпеть немощи друг друга).

Вот и требовать от себя качественного пения. Может возникнуть вопрос "и как мне качественно петь, если вокруг все низят-высят". Мой совет - сосредоточиться на дикции. Просто начать чеканить слова стихир, песнопений, начать отличаться хорошей дикцией, прекрасным произношением. Слово в Церкви главнее мелодии и, как правило, хорошо читающий слова человек вообще организует весь хор. Главное не переусердствовать.

На практике это будет выглядеть так, как будто вы "ушли в себя", но при этом все, что нужно - делаете. И правда - нужна некая такая отрешенность. Это будет непросто, но...повторяйте себе день за днем. "За все отвечает настоятель. Каков поп - таков приход.

Я пришла (пришел). Все, что от меня требует регент - делаю. А регент и настоятель пусть сами решают. Если я регент - то пусть настоятель решает. Устраивает его текущее пение - ок. Я буду стараться все четко показать, но если не будет получаться - я либо попробую найти более интересный приход, либо просто отвлекусь на что-нибудь интересное. Почитаю жития святых (особенно люблю жития мучеников...они как то быстро мозг в порядок приводят, как бы говоря "смотри...людям вон кости поломали все в теле, пополам перепелили...а тебя просто задели слегка за живое").

Если же настоятеля не устраивает пение, и он не дает мне полномочий - тоже за все отвечает он. Так как сам связал руки. И значит, я могу полностью расслабиться. Вспомнить, что христиане - это воины. А в армии весьма забавный принцип. Я отвечаю только за свой приказ. Обо всем остальном голова болит у комбата. В том числе и о том, насколько хорош в бою сосед справа.

Чем-то этот принцип напоминает книгу Дейла Карнегги "Как перестать беспокоиться и начать жить" (кстати, можно почитать). Там среди одного из методов влияния на реальность предлагается задать себе вопрос "вот если я прямо сейчас пущу все на самотек - что самого плохого произойдет тогда"? Ну хорошо. Допустим, я попросту перестал обращать внимание на оппонентов? Возможно, они сначала подумают, что победили и сломали вас. Но что будет потом?

А итог предсказуем. Перестав получать от вас какие-либо сигналы, они переключаться на другие цели. Возможно, даже начнут видеть в вас союзника. Но и тогда вы должны сохранять нейтралитет и ходить в акваланге. А еще очень полезно почитать книги Дейла Карнегги "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей". Вообще, рекомендую каждому певчему сделать эти книги своими настольными.



Главное, что мы должны понять. Тролли весьма живучи. Наша же психика может и трещину дать. Чем музыкант лучше, глубже, тоньше - тем он ранимее. А грубые и/или сплетные особы на клиросе обычно весьма живучи. Они и доносы пишут, и активно льстят священноначальству.

А потому - наденьте акваланг и плывите себе до Царства Небесного. В тишине. Булькают вокруг пузырьки воздуха, проплывают какие-то рыбки. Иногда им можно даже дружески помахать рукой. Внимательно смотреть за давлением кислорода в баллонах и быть слегка равнодушнее к недостаткам других и вообще их поведению. Просто вспомнить и облегченно вздохнуть "да не мне же за это отвечать".

Певчий будет петь на небесном клиросе...