Ангел в небе
Вот мы говорим и говорим о том, как нам сложно служится, как на клиросе трудно. Впрочем, мы же читаем об этом с удовольствием, не правда ли? Потому что о любимом можно читать бесконечно. Потому что нам интересно. И что уж греха таить, клирос и наши храмы мы попросту любим. Да, любим и ценим. Ну не за 300 же рублей и ломоть хлеба мы вновь и вновь идем на место нашего служения. И в нашем служении встречаются и чудеса. Иногда мы даже видим ангелов. Или слышим их. Интересно об этом поговорить? Да? Тогда раскрываем паруса и выводим нашу сказочную яхту к звездам...

Скажу честно, я ПОКА не видел ни ангелов и не видел каких-то зримых чудес. Ну кроме тех, что я каким-то чудом все еще на клиросе и меня пока не выгнали, хотя и стоило бы по моим грехам. Но у людей встречаются и настоящие чудеса и данная статья - это как раз подборка рассказов от других людей.

Чудесное исцеление

Мне 18, я только начала читать на клиросе. Чувствую себя неуверенно, собор огромный и мой голос теряется где-то под куполом. Клирос для певчих наверху, а моя небольшая кафедра стоит внизу, все прихожане с интересом смотрят на новенькую. А я хочу спрятаться куда-нибудь в шкаф, на полочку вместе с книгами.

Уставу меня учит Валентина, у неё орлиный нос, и нрав такой же. Она редко хвалит и много ругает. Зато она может защитить, досталась даже диакону, когда он проходя с кадилом мимо нас и пошутил по поводу моего чтения. "Лена только учится, неужели непонятно?" - сказала Валентина и я поняла, что отныне я могу прятаться под орлиным крылом, пока сама не обрасту перьями и не отращу необходимые на клиросе когти.

И все было бы хорошо, да только я заболела. Вроде обычное ОРЗ. Основные симптомы сняла быстро, самочувствие стало нормальным. Но вот сухой, репродуктивный кашель не проходил. Перед службой и на ночь пила препарат, останавливающий кашель, но как только его действие заканчивалось, кашель возобновлялся. Даже поесть спокойно было проблематично.

Измученная, раздраженная, я давилась едой и плакала. И тут знакомая предложила поехать с ней в монастырь, одной ей ехать не хотелось. Я согласилась. Монастырь в горах, пещерный, дивная красота , словами не описать. Есть там и чудотворный источник. Окунулась туда, если честно не особо ожидая чуда.

Побыли на Литургии и поехали домой, я сразу на вечернюю службу, опаздывала уже. С ужасом вспоминаю, что забыла выпить таблетку. Читаю, а кашля нет. Чудо! Я была очень счастлива, отсыпалась, спокойно ела и опять радовалась жизни!

Стены храма впитали звук

Я житель города Владикавказ. За небольшой промежуток моего пребывания на клиросе кафедрального собора могу похвастаться следующей историей. Так получилось, что пришел я как то-раз раньше на литургию. Естественно, нету никого.

Но не тут-то было! Солистку сопрано тоже угораздило притащить себя в храм - ну оооочень пораньше. Встретившись, и не долго разъясняя друг друг случившуюся ситуацию. Решили ждать свечницу дабы нам открыли хоры. Дождались!!!

И вот настал заветный миг - когда ключ отворяет нам дорогу в царство строгости благоговения. Поднявшись, расположились. И вот тут самое интересное...

Полное отсутствие представителей землян в храме (кроме меня и женщины сопрано). Как вдруг не пойми откуда слышится отчетливое слитнейшеее трехголосье. Слышался нам мотив "да исправиться" (по моему Гальтисон) Сначала решили коллективный глюк. Но потом оказывается, с вечера именно трио репетировало это песнопение. Не знаю.. что то сверхъестественное или просто стены как-то впитали звук.

Покаянная молитва певчей передалась прихожанам

Гордость в душе каждого из нас коренится так глубоко и крепко, что заведует не только нашими грехами и поступками, но и самыми помышлениями, желаниями и чувствованиями сердечными.

Как-то батюшка мне сказал, что гордость выглядит в виде змеи, обвивающей наше сердце и чтобы эта змея уползла, надо перестать её «кормить», то есть не принимать обиды, грубость, клевету и т.д.. Как-то один брат повёл со мной грубо, оскорбил, естественно, всё внутри меня вскипело, конечно, у него попросила прощение, но с собой я не смогла справиться в таком состоянии пошла петь на клирос.

Никто не станет отрицать того, что церковное пение при богослужении вызывает и усиливает молитвенное настроение молящихся, сосредотачивая их внимание на смысле пропеваемых молитв, если конечно, певчий сам понимает смысл и содержание песнопений. От качества пения и настроения поющего, его расположения к молитве и богослужению в целом, зависит общая настроенность всех «предстоящих и молящихся».

Началась Литургия, пою и понимаю, что моё внутреннее состояние далеко не молитвенное, полный диссонанс со мной и с тем, что вокруг меня происходит на богослужении и от этого мне ещё более горше и стыдно. Тогда я начала буквально вопить, не взывать, а именно вопить к Богу, искренно и всем сердцем.

Все песнопения пропевала механически, что называется не «автомате», весь мой смысл и моё средоточие сконцентрировалось на вопль к Богу о помиловании, о принятии моей немощи, на моё ничтожество и окаянство греховное, и о надежде на Его милость и любовь ко мне.

Служба закончилась, спускаюсь с клироса и вижу такую картину, все, кто был на службе, буквально рыдают, подходят один за другим ко мне и благодарят за молитвенное пение. Все как один делились своими впечатлениями, люди забыли где они находились, я услышала от них это заветное слово «вопль к Богу», получается они вопили вместе со мной, сами не осознавая почему.

По отзывам, их растрогал не мой голос, и не само звучание голоса, а какая-то особая интонация в песнопениях, эта интонация настраивала на бренность этой земной жизни, как бы всё отступило на задний план, с их слов они стали ближе к Небу, всю их душу заполняла молитва, мой вопль к Богу. Это пение настолько тронуло их до глубины души, что при встрече со мной, все, кто был тогда на этой Литургии, до сих пор её вспоминают. А я её вспоминаю как назидание, средство борьбы со своими страстями, для меня это был хороший урок от Бога.

{От Дмитрия Сиверс. Это великое свидетельство нашей грандиозной ответственности. Певчий поставлен быть водителем молитвы, духовной свечой для молящихся. Истинная молитва певчего зажигает людей, помогает им молиться. И потому теплохладность певчего - как остывший костер, более не способен зажечь. Восстанем, братья и пламенно воспоем песнь дивному Богу и Спасителю}

А еще можно отдельно почитать про молитву певчего и регента.

Невидимый хор отпевал умершую

У нас на Урале есть старинное село под названием Быньги. Мы- преподаватели воскресной школы как-то повезли наших ребят в паломническую поездку в их старинный трёхпрестольный храм во имя святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.

С 18 века этот храм никогда не закрывался, разорению не подвергался, и всё в нём сохранилось в первозданном виде. Экскурсию по храму нам провела женщина из церковной лавки, довольно молодая, но почему-то вся её голова была седая.

И вот она рассказала нам следующую историю. 20 лет назад в их приход прислали молодого священника, он прослужил недолго, скоропостижно скончался. Осталась матушка и дочь, с дочерью они стали подругами. Три года назад матушка скончалась, гроб с умершей поставили посередине храма и назначили нашу рассказчицу, дочь умершей матушки и ещё одну женщину всю ночь читать псалтирь.

Они закрылись в храме и по очереди стали читать псалтирь, в полночь открылись Царские врата, зазвенело кадило, невидимый хор стал петь чин отпевания. Мы- рассказывала она,- всё отчётливо слышали, но не видели происходящего, только как тени по полу и стенам мелькали, а дочь умершей матушки видела отчётливо своего отца священника, как он вышел из Царских врат с кадилом, множество народа, среди которых узнала своих скончавшихся родственников и хор.

В одну ночь мы все три женщины стали седыми.

Он знал мое имя...

Исповедь – это таинственный разговор души с Богом, в эти моменты человек понимает, что жизнь исполнена страданий, душа осознаёт, что немощна, что все её дела, мысли и чувства противоречат воли Божией. Даже наши помыслы противятся тому, что хочет Бог в Священном Писании.

И если душа искренне захочет потихоньку отходить от пути страдания, если она начнёт сравнивать себя со Христом, увидит, что её путь далёк от пути, по которому шёл Христос, то она обязательно сокрушится и захочет, чтобы Господь её спас. Скажу из своего опыта, очень трудно, часто исповедуясь, избежать соблазна самооправдания.

Так получилось, что оказалась я в далёкой от Урала Карелии, приехала первый раз в совершенно мне незнакомый город, ни одного знакомого человека, как устроилась в гостиницу, сразу же пошла на Богослужение и на исповедь.

Исповедовал обычный священник, в преклонных летах, народу к нему немного, подхожу со своей бумажкой грехов, ещё не успела ничего сказать, а он мне уже говорит: «Здравствуй, Лена!» Поднимаю свои удивлённые глаза, смотрю на него, вижу и чувствую, что он всю меня видит насквозь, все закоулки моего сердца. Вот она я стою перед ним как раскрытая книга, читай что хочешь.

Первая мелькнула мысль, что так и на Страшном Суде меня все увидят и в первую очередь Господь, и что удивительно, при всей моей «хорошности», оправдаться мне тогда абсолютно было нечем. Да, «страшно впасть в руки Бога Живаго». Вот для чего нам нужны прозорливые старцы, как раз для того, чтобы обнаружить все те страсти в виде змей, которые облепили плотным кольцом наше сердце и в корне пресечь развитие греха.

Люди пели как ангелы...

Меня всегда умиляют люди, которые закатив глаза к небу начинают причитать: Ах, какое ангельское пение, ангельское пение. Стою и соображаю, что же это такое «Ангельское пение» и с чем его едят)))

У нас в приходе по выходным дням поют знаменным распевом и в течении 15 лет репертуар в принципе не меняется, то есть одни и те же ноты, один и тот же стройный, неспешный, настраивающий на молитву распев, и даже одни и те же голоса, много лет поём одним составом, несколько раз, в дни когда болела, не пела на клиросе и могла послушать со стороны наш хор, всё же не смогу назвать это пение ангельским, не потому что знаю ошибки своего хора, скорее общий настрой хора через текст песнопений подвигает движение души к вИдению Бога через молитву и покаяние и наше пение я бы назвала скорее молитвенным, покаянным, для ангельского он немного грубоват.

Когда пела в других храмах, мне после нашего клироса было очень тяжело приспосабливаться, так как практикуют партесное пение (многоголосный распев), всё внимание на попадание в ноты и гармонизацию звуков.

О внимании к словам текста и речи быть не может, никогда такое пение лично у меня не вызывало молитвенного настроя, скорее просто прослушала красивое пение, и уж охарактеризовать его ангельским вовсе язык не поворачивается, кстати, нигде у святых отцов в трудах не находила восхваление партесного пения, все как один за одноголосные распевы, и в записях афонских монахов слышим одноголосье, ну, максимум второй голос поёт исон, так же и в древнем Византийском распеве.

Но всё же, однажды мне довелось услышать именно ангельское пение.

Жили мы с нашими приходскими ребятами из Воскресной школы несколько дней в Болдинском мужском монастыре Смоленской области. В монастыре службы каждый день, поэтому по приезде, утром следующего дня отправились всем составом на Литургию.

Храм старинный, каменный, в общем, я в нём замёрзла, а на улице лето, тепло, дай,-думаю- выйду погреться на солнышке, и так мне захотелось пройтись не спеша вокруг храма Крестным ходом, иду, дохожу до алтарной части, а у них там узкое длинное оконце, как во всех древних постройках и оно открыто, а братия в это время под сводами сверху с клироса запели Херувимскую.

Когда я услышала этот дивный звук с эхом, у меня было чувство, что где-то с Небес далеко-далеко, еле слышно сами ангелы славят Бога и призывают нас к Славословию. Это было действительное всеумиленное и сокрушенное пение, без слёз слушать было невозможно, если я когда либо и сталкивалась с Царствием Небесным через пение, то только через это ангельское пение братии монастыря.

Видимо, братия настолько непоколебимо утвердились в любви к Богу, в последовании Ему, что стали как Ангелы Славословить Бога, вот и пение у них получается Ангельское.

Певчий будет петь на небесном клиросе...