Предлагаем вниманию наших читателей интервью с представителем молодого поколения московской интеллигенции Н.В. Беловым.

Это преподаватель Музыкального колледжа им. Гнесиных и Православного Свято-Тихоновского Богословского университета, ассистент МГК им. Чайковского, композитор, хормейстер, автор книг и статей по вопросам музыкального искусства.

Но главным своим служением Николай Владимирович считает регентование хором храма свт. Григория Неокесарийского на Полянке «Наследие веков». Один из перспективных коллективов столицы в этом году отмечает 15-летний юбилей со дня основания.


- Как Вы пришли к своей профессии – профессии регента?

Можно сказать, что к ней я шёл в течение всей своей жизни. Моя мама, Е.Н. Белова - детский композитор, педагог ДХО ГМК им. Гнесиных. С детства я находился в атмосфере музыки и, естественно, пришёл в 1983г. поступать в Гнесинское училище, которое закончил по классу хорового дирижирования засл. работника искусства В. А. Калинина.

Хотя я рос в обстановке советского времени (официальный атеизм, комсомол, неверующая семья и т.д.), само священное отношения к музыке, а также общение с некоторыми образцами духовной музыки в хоровом классе глубоко затрагивало меня.

Сама энергетика этой музыки находила путь к сердцу. До сих пор помню исполнение концерта А. Архангельского «Помышляю день страшный», Г. Свиридова «Любовь святая», «Покаянный стих» и, особенно, С. Рахманинова «Богородице Дево».

Обучаясь в консерватории (класс проф. Краснощекова), я с 1990 года начал ходить петь в храм, как делало большинство студентов-хоровиков. Помимо всего прочего, для нас это была возможность приработка в нелёгкие годы «перестройки» и распада СССР.

Многие студенты МГК и ГМПИ им. Гнесиных в те годы пели в прекрасном мужском хоре Свято-Данилова монастыря (регенты игумен Товия, игумен Митрофан). Большинство певцов того хора в последствии стали руководителями хоров московских храмов.

Для многих представителей монашества Свято-Данилов монастырь стал «путёвкой в жизнь», многие будущие настоятели храмов и архиереи РПЦ вышли из стен этого монастыря.

- Расскажите, пожалуйста, о создании Вашего хора, этапе его становления.

Настоятель храма свт. Григория Неокесарийского на Полянке, епископ Иероним, пригласил меня в составе небольшого хора работать в своей восстановленной церкви. Пение в квартете заставило меня тогда задуматься о строении службы, о даче тона на разные гласы, о других специфических регентских вопросах, дало мне необходимую подготовку для дальнейших занятий регентованием. Впоследствии состав хора расширился.

С 1996 г. и по сей день управляю мужским хором в этом знаменитом столичном храме, впечатляющем не только своей архитектурой, но и богатой историей. Между прочим, это единственный не только в Москве и России, но если не ошибаюсь, и во всем мире храм, освященный в честь святого Григория, епископа Неокесарийского.


- Представьте, пожалуйста, Ваших хористов.

Основной состав – это 15 человек, для проведения же особо торжественных служб привлекается расширенный состав (до 20-25 человек).

Певцы хора – это выпускники и студенты крупнейших столичных ВУЗов: МГК им. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, АХИ им. Попова, ГИТИСа. Многие из них ведут активную концертную жизнь, являясь руководителями или солистами различных коллективов, а также преподают. Например, Д. Ключев - худ. руководитель ансамбля старинной музыки «Pastim»,П. Савинков – худ. руководитель и дирижер Камерного хора ГМК им. Гнесиных «Орфей», регент мужского хора в храме Пророка Божия Илии на Новгородском подворье, Ф. Чижевский -худ. руководитель и дирижёр Академического хора ГМК им. Гнесиных, худ. руководитель и дирижёр вокально-хорового ансамбля "QUESTA MUSICA", А. Вешкин - начальник культурного центра Академии Государственной противопожарной службы МЧС России,победитель региональных и международных конкурсов армейской песни, Б. Горячев – солист арт-группы «Хор Турецкого»,О. Бадретдинов - певец хора Государственной Третьяковской галереи, В. Цебиков – артист хора Большого театра, Д. Мурин – лауреат Российских и Международных конкурсов гитаристов, один из организаторов Международного конкурса гитаристов имени А. Фраучи.

- Вы закончили филфак МГУ. Что привело Вас туда?

Уже в годы учебы в ГМК им. Гнесиных на занятиях произошло знакомство с духовными произведениями. Сочетание прекрасной музыки с незнакомым мне тогда церковно — славянским языком очаровывало, уводило в толщу веков русской истории, в сферу духовной и культурной жизни православного народа, о чём в тот момент я почти ничего не знал. В тоже время, с детства меня всегда привлекал русский язык, который был одним из моих любимых предметов в школе.

Поэтому в 1986 году я поступил на вечернее отделение филфака МГУ (специальность - русский язык и литература), параллельно продолжая обучение в училище. Великолепные профессора и преподаватели филфака раскрыли для меня совершенно новый мир — богатейшего русского языка и русской литературы.

Из множества пройденных в МГУ предметов меня всегда привлекали связанные с историей языка и литературы — историческая грамматика, сравнительная грамматика славянских языков, древнерусская литература. Но особенно увлёк меня старославянский язык. Являясь одним из труднейших предметов для большинства студентов филологов, меня он притягивал с неодолимой силой, и я выбрал темой своей дипломной работы «Анализ лексики одного из древнейших памятников старославянского языка сербского извода 14 века — Никольского Евангелия».

- Почему тема «Соотношение словесного и музыкального элементов в знаменном распеве» - довольно смелая для того непростого времени - стала дипломной в МГК?

К моменту окончания Консерватории и МГУ им. Ломоносова (1994 год) я получил достаточный опыт пения на клиросе.

Пение в церкви меня привлекало не только с практической стороны. В наиболее древних песнопениях исполняемого репертуара (одноголосных знаменных стихирах и тропарях, который хор периодически исполнял), чувствовалось нечто, в чём хотелось разобраться глубже.

К тому времени я уже успел познакомиться с 1 томом фундаментального труда И. А. Гарднера «Богослужебное пение Православной Церкви», в то время ещё не изданного в России. Меня как музыканта поразил совсем иной подход к богослужебному пению по сравнению со всем тем, с чем я сталкивался в музыкальных учебных заведениях. Как практикующему церковному певцу, мне показался очень правильным приоритет слова и при написании дипломного реферата захотелось глубже разобраться в этом вопросе.

- Как Вы определите свой собственный композиторский стиль?

Определю его как продолжение традиций московской композиторской школы в современных условиях. Это подразумевает обращение к древним распевам и обработку их в соответствии со своим композиторским видением, не отвергаю я и творческих исканий композиторов предшествующего периода.

Я считаю, что в Русской Церкви за более чем 1000 – летнюю историю накопилось огромное богатство в области церковного пения. Любой композитор, пишущий на духовный текст, должен иметь это в виду. Мне кажется, что всё развитие церковного пения, как к вершине пришло ко «Всенощному Бдению» Рахманинова.

Уровень композиторского мастерства при обработке уставных песнопений Православной Церкви, бережность и деликатность при работе с этими сокровищами произвели на меня огромное впечатление и явились тем маяком, к которому я стремлюсь.

- Расскажите о Ваших сочинениях для хора.

В основном, мои произведения написаны для небольшого мужского хора. Среди моих сочинений есть как оригинальные сочинения, так и переложения для хора других авторов. Наиболее значимым для меня является пятичастный Концерт святителю Григорию, написанный для исполнения в день престольного праздника нашего храма 30(17) ноября.

Этот концерт очень важен для меня хотя бы тем, что до сих пор это было первое музыкальное сочинение, посвящённое данному святому. При работе над текстом были использованы фрагменты из службы ему.

- Творчество какого современного автора духовной музыки Вам созвучно не только как регенту, но и просто как верующему человеку?

Из церковных композиторов, пишущих для концертной эстрады, мне близок А. Висков. В храме же мы любим исполнять сочинения известного композитора-распевщика Б.М. Феоктистова, который написал для хора целый ряд произведений и циклических форм.

Преклоняюсь перед талантом ныне покойного архим. Матфея (Мормыля) – легендарного регента хора Троице-Сергиевой лавры, одаренного композитора, сочинения которого по духу очень схожи со знаменным распевом.

Часто поем произведения Г.Б. Печенкина; к творчеству игум. Силуана (Туманова) подхожу избирательно: почти на каждой нашей службе звучат его очень удачные переложения для мужского состава (песнопения Литургии, Всенощного бдения), оригинальных же сочинений этого автора в нашем репертуаре гораздо меньше.

- Целесообразно ли возрождать знаменное одноголосие в масштабах всей Церкви, как считают многие современные клирики, или достаточно вводить древние распевы небольшими «порциями»?

Говоря о желательности возрождения знаменного одноголосия, нужно помнить, что оно зарождалось в своё время не в приказном порядке, а явилось своеобразным отображением богослужебного пения византийской Церкви на древнерусской почве.

Знаменное пение достаточно быстро распространилось по всей Руси и породило множество местных вариантов, при этом оно в разные периоды сопровождалось другими видами пения - до 14 века кондакарным а с 15 века демественным, путевым и другими многоголосными распевами.

В период своего расцвета уставное пение не было строго одноголосным. Развитие было живым процессом, которое естественно привело к образованию русского национального многоголосного пения, поэтому правомерен вопрос «Возрождать ли только одноголосное пение или уставное пение во всём его многообразии?» Ответ на этот вопрос нам может дать только будущее.

Мне же представляется, что любая форма категоричности в этом вопросе неприемлема. Достаточно интересным опытом является возрождение монастырских обиходов (Соловецкий, Валаамский, а также Оптинской, Зосимовой, Глинской, Ниловой пустыни, Киево-Печерской Троице-Сергиевой, Почаевской лавры и т. д.) 17-19 вв.

Эти монастырские распевы явились живой реакцией Церкви на появление на Руси многоголосия западного образца. Их возрождение приблизит музыкальное сознание Православной Церкви к восприятию более древнего знаменного пения и в этом смысле подготовит его ренессанс. С другой стороны, было бы неправильным отбросить всё лучшее, что было создано в области церковного пения со второй половины 17 века по настоящее время.

- Среди регентов приходских храмов нет единогласия по вопросу репертуара. Какими принципами здесь нужно руководствоваться?

Служба— это не концерт; соответственно, задача хора — возможно более полно и качественно выразить молитвенный настрой священнослужителей и прихожан.

Поэтому наше профессиональное желание - исполнить красивую музыку - следует приводить в соответствие со смыслом и духом Богослужения. Иногда простое песнопение на обиходный напев, но хорошо выражающее содержание и смысл текста молитвы лучше воспринимается и прихожанами, и священнослужителями, чем сложные композиции высокопрофессиональных авторов. При подборе репертуара нужно учитывать количество певцов в хоре и качество их голосов.

Следует брать только те произведения, которые хору по силам. Желательно использовать в службе песнопения одного стилистического направления, дабы эклектичностью репертуара не отвлекать молящихся от главного - службы. И наконец, исполняемые произведения должны нравиться регенту и хору, чтобы их отношение к исполняемому передалось молящимся.

- До какой степени следует полагаться на вкусы настоятеля храма в отношении репертуара, манеры и темпа исполнения и пр.?

В этом отношении существует определённая сложность.

С одной стороны, настоятель храма по церковному уставу возглавляет службу и всё что касается благолепного её прохождения относится к его ведению; с другой стороны, далеко не все настоятели обладают хорошим музыкальным вкусом, музыкальным образованием и т.д. При подборе репертуара нужно учитывать не только вкусы настоятеля, но и содержание самой службы, её настроение, характер.

Если между вкусами регента и настоятеля возникает противоречие, эти вопросы решаются в процессе диалога (но не во время службы). Не следует также забывать об основном принципе церковного строительства — единоначалии. Поэтому, если мы хотим, чтобы служба проходила гармонично, то в первую очередь надо исполнить желание настоятеля, а во внеслужебное время попытаться убедить его в своей правоте. По моему мнению, если Ваша творческая концепция убедительна, то настоятель, как правило, не будет возражать против вашего репертуара.

- Какова, по Вашему мнению, роль женщины в Церкви, в т. ч. на клиросе?

Во времена гонения безбожников именно самоотверженные женщины-прихожанки не убоявшись «страха иудейска», боролись с закрытием храмов и отстояли от разрушения десятки, а может быть, и сотни из них.

Женщины-матушки, дочери, сёстры священников и просто православные прихожанки сохраняли в храмах церковную жизнь – читали, пели, шили и готовили к службе облачения, убирались в храме. И эта подвижническая их деятельность продолжается и сейчас, на наших глазах, когда каждый год открывается множество храмов и не хватает «делателей» при «большой жатве».


В наше время роль женщины на клиросе практически равна роли мужчины, а часто и превосходит. Такая ситуация сложилась в исторически недавнее время. Первым пригласил женщин к пению в смешанном хоре в храме церковный регент и композитор А. А. Архангельский за какие-то 100 с небольшим лет большинство церковных хоров стали женскими или смешанными.

Чаще всего, если в храме 2 хора, то «правый» - праздничный – смешанный, а «левый» - будничный – женский непрофессиональный. Как мне кажется, со временем следует усилить мужской элемент в церковном пении, так как изначально пение, как и священнослужение - дело мужское.

- Сейчас в печати много спорят: возможно ли исполнять сакральные тексты Херувимской, Милости мира с концертной эстрады?

С концертной эстрады лучше не исполнять песнопения Евхаристического Канона и Херувимскую. Возможные исключения: исполнения целиком в концерте всего цикла Литургии одного автора либо в концерте духовной музыки. Естественно, что в этом случае следует предупредить слушателей о недопустимости аплодисментов. В таком концерте сама атмосфера должна по благоговейности приближаться к богослужению.

- Идеальный регент, идеальный певчий: какими они должны быть?

Регент, прежде всего – это воцерковлённый православный христианин. Здесь важны человеческие качества: порядочность, любовь к людям, уважение к подчинённым (к певцам) и, в то же время, требовательность к ним. Исполнительность и дисциплина по отношению к церковному начальству (без раболепства и подхалимажа). Умение отстаивать подчинённых перед начальством и добиваться от подчиненных добросовестного исполнение служебных обязанностей. Умение создать коллектив единомышленников, подчинённых общей цели. Проблемы хора – кадровые, общемузыкальные, служебные, дисциплинарные, человеческие, материальные (связанные с условиями работы) - в идеале нужно предвидеть и решать профилактически, а не бороться с последствиями.

Конечно, не обойтись без профессиональной подготовки: желательны высшее дирижёрско-хоровое образование, хорошо поставленный голос. Крепкое знание устава, умение составить службу. Свободное знание гласов и других элементов обихода. Свободное чтение и понимание церковно-славянских текстов в церковной и гражданской графике. Желательно знание знаменного и др. распевов, крюковой нотации.

Идеальный певец также должен быть воцерковленым и обладать умением работать на общее дело (не «тянуть одеяло на себя»), любовью к людям. Отличная профессиональная подготовка ценна в сочетании с хорошо ансамблирующим голосом. Так же необходимы умение петь как в большом хоре, так и в маленьком ансамбле или соло.

Чистая интонация, свободное чтение нот с листа и текстов на церковно-славянском языке, свободное знание своего голоса и смежных голосов в обиходе, музыкальность, выразительное пение, большая любовь к церковному пению.

- Запомнилось ли что-то особенное, яркое за годы регентского служения?

Самыми яркими впечатлениями были приезды святейшего патриарха Алексия IIв течение этих 15 лет, освящение храма (1996). Последний раз он посетил наш храм 30 (17) ноября 2007 года: Каждый раз подготовка к престольному празднику велась с особым душевным подъёмом в ожидании приезда Первосвятителя, который среди огромного количества дел и обязанностей всегда старался приехать в храм в день памяти св. Григория Неокесарийского, почитание которого в России возобновилось благодаря трудам Святейшего и настоятеля храма епископа Иеронима.

Для меня эти приезды, помимо возможности провести особую, торжественную службу, запомнившуюся сотням и тысячам прихожан, стали настоящей школой молитвы. То, как произносил патриарх простые молитвы, известные всем, навсегда оставило след в моей душе: не спеша, истово, с верой и любовью к Богу, без всякого стремления к внешней выразительности.

Вспоминается так же благословение на композиторскую деятельность, преподанное мне, начинающему регенту Святейшим патриархом. Можно сказать, что с этого момента и началась моя работа в этом направлении.

- Творческие планы?

Только недавно, в марте 2010 г. хором записан и при содействии Братства Свт. Гермогена выпущен диск с Акафистом и Житием Патриарха Гермогена. Исполнители: Н. Белов и басовая группа хора, текст Жития читает Народная артистка И. Муравьева.

В ближайшее время планируется выпуск тематической серии дисков, посвященных великим и двунадесятым праздникам, а также Акафисты свт. Григорию Неокесарийскому, блж. Матроне Московской, Св. Пасхе, Великому посту.

Интересным представляется сотрудничество с современными композиторами духовной музыки. Известный церковный композитор-распевщик Б.М. Феоктистов написал для хора целый ряд произведений и циклических форм. Мы планируем запись Панихиды, посвященной им памяти Патриарха Алексия II и архим. Матфея (Мормыля).

Начало Великого поста в этом году ознаменовалось для нашего хора участием в цикле передач о знаменном пении православного канала «Радость моя».

- Что хочется пожелать начинающим регентам?

Хочется пожелать, в первую очередь, любить свое дело, никогда не останавливаться в развитии, постоянно совершенствоваться, относиться к себе максимально требовательно; не бояться трудностей. Быть хорошим членом приходской семьи, слушаться настоятеля. Не обижать певцов, избегать склок! Тогда наше дело само вознаградит руководителя хора.

Помощи Божией Вам в труде на благо Церкви!

Певчий будет петь на небесном клиросе...