Мы соскучились по порядку, по безопасности, по надежде, наконец. Возможно, некоторые верующие певчие подсознательно (или вполне осознанно) хотят, чтобы Господь наконец пришел во второй раз, навел порядок и подарил светлую радость бытия на веки вечные. Мы постоянно говорим и поем на клиросе святые слова "Тебе, Господи", "Слава Тебе, Господи", "Благословлю Господа на всякое время". Но не таим ли мы при этом за поясом старую добрую гранату?

Ведь не успевают наши уста обсохнуть от святых слов, как мы можем начать осуждать, обвинять друг друга, и даже во время пения святых песнопений тихо злиться друг на друга. Многие из нас трепетно ждут Господа, коротая время ожидания в тихих невысказанных скандалах, когда без особых слов каждый участник конфликта на клиросе понимает, что "произошло нечто". Мы готовы любить Господа, но не готовы любить друг друга.

Таким образом, наша коленопреклоненная поза перед троном Христа нелепа, ибо наши протянутые к Нему руки пусты. В них - нет жертвы. Тебе - мы приносим пустоту. Тебе - мы приносим лишь наши конфликты. Мы гораздо лучше умеем ссориться, чем находить мирные решения. Мы плохо демонстрируем нашу способность уметь любить.

Власть Христа - это власть любви, которая не навязывается. И когда мы говорим "Тебе, Господи", мы подразумеваем, что на кротко протянутых к стопам Христа ладонях должно лежать наше обнаженное любящее сердце.

Так отчего наши руки пусты?

Разве мы не понимаем значение главной заповеди "Да любите друг друга"? Отлично понимаем. Но отчего-то нам иной раз так трудно прийти к согласию. Иной раз так легко рассориться, иной раз с такой легкостью мы рушим выстраиваемые годами отношения. Достаточно лишь небольшого несогласия, чтобы наша правота стала для нас важнее.

А иногда конфликты приобретают особо затяжной, особо трудный, особо кровавый оттенок. И я хочу поговорить об этом. Я хочу поговорить о самых сложных, трудных для понимания и осознания ситуациях. Я хочу поговорить о том, как певчие на клиросе ревнуют друг к другу.

Я имею право говорить о таком, потому что и сам проходил через подобные ситуации и читал очень много рассказов певчих о себе. И просто знал "куда смотреть", чтобы увидеть черты характерного искушения - ревности.

А потому - поехали...

Ревность не только в супружестве

Природа ревности уникальна. Она появляется там, где есть любовь, но нет полного доверия. Когда я кого-то люблю, я им начинаю особенно дорожить. И тем больнее узнать, что ответного чувства нет и человек вовсе не так уж и сильно дорожит вашими отношениями.

Любовь в каком-то смысле беззащитна, ибо ее очень легко обидеть и оскорбить. И обиженная любовь может стать очень подозрительной и мнительной. Ибо приходит мачеха-ревность.

И так уж сложилась уникальная ситуация, что храм, Церковь Христова - это место, где любовь приходит к нам в виде благодатных даров Святого Духа. В храме есть место небесной любви между людьми. И именно это - задел для проблем с ревностью. Потому что благодать приходит и уходит, ибо не в силах мы понести должным образом этот небесный дар. А отношения, построенные на пике прихода благодати - остаются.

И - с ними надо что-то делать.

Как часто мы чувствуем между нами, певчими, особое единение, раскрываем душу, обнимаем друг друга в братском порыве? Бывает ли, что мы откровенны с нашими братьями и сестрами больше обычного? Конечно! Все это - следствие теплоты Господня прикосновения.

И когда оно рассеивается, будучи отогнано зловонием наших грехов и страстей, мы остаемся один на один с ситуацией неловкого молчания...

Мы слишком сблизились, слишком открылись, слишком доверились. Мы - стали семьей. А по современной статистике 90% семей распадаются в течение первых трех лет. Люди, клявшиеся друг другу в вечной любви не выдерживают первые три года. А нам на клиросе нужно служить до смерти. И потому мы не можем впадать в романтику "ах, не сложились характерами". Все сложится, нужно только посмотреть на ситуацию под верным углом. Надо узнать себя. И понять, что очень многие певчие - ревнивы.

Ревность друг к другу, к священникам

Я читал много историй певчих. И видел снова и снова, как ревность делает свое дело. Например, очень распространенной является ревность к священникам.

Все просто.

Священник - мужчина. Одевается в красивые блестящие одежды. Умен и говорит красивые проповеди. Обладает высоким статусом на приходе (высшим, строго говоря). И - становится привлекательным как друг. Чтобы он обратил внимание, приласкал, сказал пару теплых слов, оказал ДОВЕРИЕ.

Совсем не редки случаи, когда на приходе две подруги ссорятся насмерть, если одна из подруг стала приближенной батюшки, а другая - была им "задвинута". Особенно если они пришли на клирос одновременно. Казалось бы, зачем тебе быть приближенной священника? А вот хочется, чтобы глава прихода оказал тебе доверие, приблизил, дал понять, что ты важен, нужен, входишь в доверенный круг.

Я сам себя ловил на мысли, что мне не важна похвала за пение. Мне важны доверительные отношения со священством. Фраза "ну что, Дима, идем служить" мне даст куда больше радости, чем "дорогие певчие, спасибо за пение". Мне как бы важно, чтобы священник видел во мне собрата по служению, а не поющую кофеварку. И если вдруг я увижу, что тепло, доверительно и мягко этот же священник разговаривает с неким певцом нашего прихода - во мне непременно проснется она самая - ревность. Это очень опасная и тяжелая сила.

Певчие ревнуют и друг к другу. Особенно это касается системы отношений "певчий-регент". Некто был приближенным регента, все его ревнуют, завидуют. Потом система отношений меняется и регент приближает кого-то другого. И все начинают ревновать уже к этому человеку. Кажется бредом, но в церкви, где вся идеологическая система построена на любви и дружбе, очень эту самую дружбу начинаешь ценить и бурно реагировать на ее исчезновение.

Тут довольно хитрый механизм. Время от времени радость службы сближает нас особенно. И мы - становится на время другими, заполненными, целыми, ЦЕННЫМИ. И в таком состоянии мы становимся друг для друга очень значимыми. Дружба кого-то, на время заполненного Святым Духом, целого и ценного становится необыкновенно важна.

Это состояние, когда тебе оказывает доверие некто ценный на метафизическом уровне - запоминается и тебя потом мучительно тянет вернуться к этой системе отношений, когда у вас было одно сердце на двоих. Вот только Рождество закончилось, елка выброшена, а игрушки убраны в ящик. То состояние высоты погасло между нами, а жажда вернуться к ним - вечна. Вдобавок - тебя вдруг отчего-то задвинули, приблизив другого. И так рождается она - ревность друг к другу.

Ведь ты помнишь, как некто - верующий, истовый и правильный говорил тебе жаркие святые слова доверия, дружбы, братской любви. И вдруг он же - охладел к тебе (и уж не так и важно, по какой причине) и говорит эти слова другому. Это в самом деле больно. И является довольно частой причиной малопонятных конфликтов на клиросе. Когда люди ничего вроде друг другу не говорят, более того, утверждают, что "все нормально", а твое сердце просто вопит об обратном.

Знакомо?

Ревность к Богу

С одной стороны, об этом явлении часто говорится в житиях святых и, строго говоря, ничего плохого в этом нет. Суть явления проста и понятна. Некто, любящий Бога, стремится ему угодить, и когда видит другого угождающего, некая ревность сына, жаждущего угодить Отцу, подстегивает его стараться еще лучше. Начинается эдакая гонка добродетелей.

И в чем-то это даже прекрасно. Дети наперебой бегут к Отцу, стремясь первые донести свой подарок. Спотыкаются, падают, отряхиваются и бегут вновь.

Проблемы начинаются, когда в этом процессе появляется некая трудно понятная самому человеку злость на "конкурентов" или "аутсайдеров". Пример - у вас сегодня настрой горячо послужить Господу. Вы идете на службу с внутренним горением, уже жаждете отличных песнопений и лелеете в душе прекрасную службу. Но - пение не клеится!

Вы - злы и разочарованы. Вам не дали, с вашей точки зрения, угодить Христу. Злость распаляется, разгорается огнем и вот уже друзья начинают выглядеть странными гирями на пути к Богу. "Мешают угождать". Ревность начала свою деструктивную работу.

Есть и другая модель. Вы очень хотите угодить Христу, сердце буквально просится наружу. Но - у вас НЕ получается! Голос не тот, квалификации не хватает, усталость берет свое. Вот горе то. Вы стараетесь, а не получается. А стоящий рядом сосед сладкозвучно заливается. И - в сердце проникает ненависть. Он угождает Христу, у него получается, а у меня - нет. И снова ревность поднимает свою голову. Сладкоголосый сосед становится вам неприятен, причем зачастую по мало понятной вам причине.

Что нам со всем этим делать?

Для начала - изучить себя. Понять. Просто увидеть в себе эти семена ревности. В ревности есть некая болезненность и важно суметь распознать этот слегка гниловатый запах, базирующийся на неуверенности в себе и собственных силах. Нужно учиться уважать себя. Ревность всегда сеет свои семена там, где у человека подсознательно есть сомнение в себе и собственных силах. Уверенный в себе человек не ревнует.

Изучив себя и увидев в себе эти движения ревности, уже можно просто знать "Так, стоп, это же банальная ревность, которая редко когда бывает объективна и никогда не бывает позитивна". Знание имени врага дает власть над ним же. Фраза "я силен, и у меня большие крупные цели в жизни, в том числе духовные и у меня нет времени на унижение самого себя через ревность" - очень даже помогают.

Ведь ревность в упомянутом выше формате - это скрытая жажда поддержки со стороны. Человек ищет себе друзей, ищет себе товарищей для совместного похода в будущее. И когда товарищи вдруг отдают предпочтение другим попутчикам, лишь сильный человек скажет самому себе "так, друг мой...у тебя и самого достаточно сил дойти..."

А вообще, на мой взгляд, самый лучший способ действовать в таких ситуациях - это самому стать генератором тепла, самому стать центром притяжения людей, чтобы уже к тебе потянулись люди. Говорите всем вокруг комплименты, оказывается знаки тепла и внимания. И люди потянутся к вам, как подсолнухи к свету.

Для ревности просто не останется поводов, потому что вы через собственное тепло создадите себе целую роту единомышленников, настоящее поле любящих вас людей. Это работает на самом деле.

И тогда наши ладони, протягивающие Христу наш дар не будут пустыми. В них будут гореть теплым золотым светом наши любящие сердца. Такую жертву не стыдно и принять.

Певчий будет петь на небесном клиросе...