Но есть и еще нюансы в задании тона. Прежде всего, частая смена тона ухудшает хоровой строй. Певцы как бы теряют ясные ориентиры, у них в голове формируется каша. Регент, который просительные ектиньи всегда задает в фа-мажоре, дает возможность певцам почувствовать "дом", некую устойчивую зону, узнаваемое звучание возле домашнего очага.
Вообще, не стоит задирать тональности выше фа-мажор (я про ектинии, а не авторские произведения, само собой). У басов переходная нота примерно соль-соль-диез, и потому тональность соль-мажор может звучать несколько напряженно, в то время как фа-мажор и ниже будут звучать тепло и благородно.
Очевидно, что если произведение начинается с вводного тона (вообще с доминанты), нужно задать как основную тональность, так и вводный аккорд. Иначе можно получить на выходе что-нибудь не особенно вкусное.
Вообще, по наблюдениям, очень многие ошибки хора на клиросе зависят именно от неуверенного, неправильно заданного тона и потому наш совет регентам - тренируйтесь давать тон четко и уверенно, приучить себя к определенным тональностям, не скакать по нотам, и вообще учитывать состав и возможности голосов певцов своего хора. Вроде бы, это банальные пожелания, но сколько же регентов совершают ошибки именно в таком деле.