Церковное пение, как явление, возникло практически сразу после появления христианства. Конечно, в те времена оно очень сильно отличалось от того, что мы привыкли слышать в церквях Русской Православной церкви. То пение было одноголосным (то есть, пение в унисон), и воспринималось бы на наш слух как монотонное, восточное с арабскими мотивами заунывное пение.

Смысл церковного пения в том, что людям во время богослужения нужно создать определенную звуковую и метрическую атмосферу, которая позволила бы погрузиться в некий "молитвенный транс" (хотя это объяснение и не совсем точно).

Понятно, что люди не погружаются в некую медитацию, подобно восточным мудрецам, но пение точно помогает на время отодвинуть мысли о том, что надо зайти в магазин, купить колбасы и забрать ребенка из школы. То есть, церковное пение является настраивающим на молитву.

Существует несколько разновидностей церковного пения.

Пение по партиям, или "партес". Самое распространенное в России, Белоруссии, и Украине пение. По звучанию - как классический многоголосный хор, близкий по звучанию к оперному- есть низкие могучие басы, высокие сопрано, сложные красивые многозвучные аккорды. Часто "партес" критикуют за то, что он "слишком красив" - перетягивает одеяло в службе на себя, становится слишком довлеющим, ведь церковное пение должно служить настройке на молитву и помогать молиться. Задачи вызвать некий восторг, сопутствующий концерту - не ставится. И тем не менее, именно такой тип пения хорошо прижился и любим прихожанами и настоятелями.

Знаменное пение. Это одноголосное или двухголосное пение. В основном, один голос держит так называемый "исон" - стоячую ноту, а другой голос на фоне стоячей ноты выводит какую-нибудь мелодию. Можно было бы вспомнить звучание волынки, и наверное, отдаленная схожесть есть, хотя мелодии церковного знаменного пения довольно сильно отличаются от шотландских мелодий.

Валаамское пение. Хотя оно входит в группу знаменного, обособленность Валаама привела к тому, что на нем сильно развился свой оригинальный стиль знаменного пения. Он узнаваем и любим слушателями. По сети ходят много записей валаамского пения.

Византийский распев. Это самый древний распев в церкви. Он одноголосный и очень похож на арабские или турецкие напевы. Вряд-ли современный посетитель церкви смог бы узнать в византийском распеве на греческом языке церковное пение. И тем не менее, это самое древнее и, в некотором смысле, самое подлинное и настоящее церковное пение, самая древняя и настоящая традиция. За внешней простотой этих напевов открывается некая "тактичность" звука, не мешающая людям молиться и не привлекающая их внимание излишне цветастыми аккордами.

Церковное пение исполняется на клиросе - специальном месте в храме, на котором стоят певцы церковного хора и поют церковные песнопения во время богослужения (божественной службы). Наш сайт посвящен работе церковных певчих и содержит множество советов по тому, как лучше работать в церковном хоре.