Предположим, настоятель не особо одарен музыкально (ектеньи на одной ноте возглашает, а величание не известно на какой ноте закончит), да еще и не ценит сложных музыкальных произведений, то есть для него – что Бортнянский, что обиход, лишь бы звучало ничего.

Но в меру лоялен, все же доверяя регенту музыкальную часть, а не настаивает лишь на понятной ему «Царица моя Преблагая» на каждом концерте. Ну а в хоре конечно же присутствуют творчерские элементы, да и среди прихожан закралось несколько из интеллигенции. Так вот что мне кажется важно.

Настоятель (и иже с ними прихожане, без развитого музыкального вкуса) все оценивает совершенно по другим понятиям! Во-первых, все, что спето неуверенно – однозначно для них звучит как заваленный отстой.

Кстати и не только для них, но мы, более творчерские люди можем «достроить» картинку того, что исполнялось. Дальше их логика следующая – раз неуверенно, значит было сложно, а значит сложно – это плохо. Потому что обиход редко кто неуверернно споет. У нас однажды было, что на какой-то праздничной службе были завалены стихиры по гласу, потому что пришли петь многие из бабушек, которые ходят только на Литургии. И таки было сказано после, что зачем слишком сложное выбирать.

Другой раз на обычной всенощной пели в основном более менее поющие, и у матушки пришла идея спеть новенькое для нас «сподоби Господи». Обычно у нас его читали, но я предложил однажды спеть на 8-й глас (как мой любимый «Сретенский» хор), и это прижилось. В этот раз пришлось читать с листа, хотя и Киевский распев, вроде бы не сложный. А одна из моих слабостей – я или могу уверенно пропеть подготовленный материал, или прочитать с листа, но неуверенно пропеть. И вроде ни одной ноты я не потерял. Но 1 сопрано + неуверенный тенорок наверно звучало еще более неуверенно (пару голосов еще просто это не пели).

Результат – в конце службы с любовью такой взгляд настоятеля и классические слова «где просто- там анегелов со сто... «Сподоби, Господи» - лучше Вы это читайте...». Таким образом мы потеряли надолго возможность исполнить часть интересного репертуара. И все из за того, что нарушили важное правило.

Без спевки новый репертуар не ставить! Для непрофиков, как мы это должно стать золотым правилом. Исключение – аврал, не заметили что-то, добавили службу, а там по ходу дела выяснилось...

Второе, такие настоятели и прихожане любят определенный тембр. Вот наш батюшка например видимо без женских голосов не представляет пения. Не любит видимо и «соло» сопран на дважды-форте, но особенно не трогают его за душу вступление басов на «Кресту Твоему» Гончарова (одно из моих любимых произведений, да еще в любимом До миноре!). Они скорее всего любят так называемое «молитвенное пение» женским трио, когда слова произносятся как-то очень кротко, немного тихо и однообразно, да еще чтобы это все на двух-трех аккордах.

Помнится, на Акафистах, если не приходило ни одной женщины, и было 3 мужчины не очень но поющих, он просто их читал, и даже было обидно. Другой раз в результате одного скандала временно ушел весь хор, и остались мы с чтецом и еще одним мужчиной, «тащили» все всенощные.

Я был рад (не тому, что был скандал, и люди не приходили!, а просто попеть в мужском составе, ведь это – моя мечта!) записывал нас и слушал потом, чтобы понять, что можно улучшить. Звучало по крайней мере без фальшивых нот и достаточно четко и уверенно, на уровне сельского хорика.

Однажды после службы поинтересовавшимь у настоятеля, как ему пение, над чем нам поработать, я получил ответ, надолго отправивший меня из хора прям в депрессию «Да чего ты там можешь...». И вот после того, как скандал разрешился и весь хор вернулся, понятное дело, где надолго оказался я. (Только недавно прочитал у Дмитрия, что такие вопросы настоятелю задавать не стоит).

С этим уже трудно что-либо поделать, это можно только принять, как условия работы. Значит, мечты моей – мужского хора здесь не будет. Следовательно, надо мастерски «подсовывать» интересный нам репертуар, и как можно лучше его исполнять. Пусть настоятель иногда услышит свою любимую «Царицу», а если доживем, херувимская Чеснокова прозвучит так (и даже с динамическими оттенками), как будто так и нужно.

Кстати, еще очень важно не петь на пределе своего диапазона! Это вообще не нужно наверное делать, но когда высоковато задал тон, а единственная сопранка надрывается, то это очень слышно. И опять скажут «зачем сложные вещи поете?» - хотя дело то всего лишь в правильном задании тона. Я теперь стараюсь на полях отметить на какую ноту «опустить», если пришла Т, а на какую, если – КJ

Следующее наблюдение. Скажем, есть непроф хорик, ну пусть все поют более менее чисто, но тембры «торчат во все стороны», нет особой культуры исполнения. Мне кажется, есть пару вещей, которые легко внедрить, но сразу же звучание будет гораздо лучше: одновременность вступление и снятия, четкость и одновременность произнесения слов и динамические оттенки. Со стороны- сразу чувствуется, что в хоре присутствует регент, который «таки да» управляет хором!

Особенно, когда стихиры поются ритмично. И хор понимает, что такое – громче/тише. Ну надеюсь, для молитвы это тоже лучше, потому что бывает слушаешь со стороны, когда невовремя вступают, да еще с сильной атакой звука... Или уже ставшее «классическим»: «...и животворяяяяя-щ-щ-щ-щ-щей» - мне кажется, очень «режет» уши. А всего-то надо потренироваться на спевке чувствовать руку регента.

Тут конечно еще надо чтобы регенты (или кто там на месте их) дирижировали не только для себя. Ну мы же про непроф хорик, да? Значит, и службы проводят не всегда профи. Люди без спец образования часто махают в такт своему собстевнному пению, даже иногда с запазданием – певчие начинают ориентироваться по губам, да и они сами уже не замечая поют «эээГосподи, помилуй», а рука потом сама по себе.

Легко проверить – закашлялялся такой вот «регенток» на очередном «Господи, помилуй», а конечно же показал вступать. Если кроме его кашля никто не вступил, значит срочно бежим искать у кого учиться... Люди с музыкальной школой просто рубят рукой, как топор, ритм, как на сольфеджио (а смысл? После 1 такта (а в идеале - только ауфтакта!) я и так понял, какой ритм).

Профи же «ведут» хор, умея дирижировать с опережением. По моим наблюдением за многими регентами, чем более профи, тем больше он показывает КАК петь, а не ЧТО петь (а видео с клиросов я смотрю безконечноJ). Этому обязательно надо учиться, насколько позволяют возможности, если Вы – непрофик и хотите проводить службы! В идеале – «язык» настоящего дирижера таков, что на подсознательном уровне исполняешь так, как он задумал...

Кстати и настоятели, если не особо упорствующие в своих вкусах, тоже потихоньку привыкают к такому хору. Главное, чтобы все работало, как часы. Репертуар вводился потихоньку и очень аккуратно, обязательно хорошо подготовленный. Часто бывает у нас – придут певчие, которые не были на спевке, «замолчать» их нельзя, ибо старожилы, и регент отменяет подготовленное произведение. Обидно, но раз мы пока поем со старожилами - неизбежно верно. Лучше так, чем все развалят, и мы это нескоро споем.



Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!