Сегодня затрону очень неоднозначную тему... Как всегда выражаю лишь свое мнение. Задумался об этом, а в поезде времени было много... Итак... Что делать, если хочется писать духовную музыку?

Вопрос «можно ли что-то делать в духовной жизни индивидууму» надо решать с духовником. Сразу замечу, что советы я давать не имею права, а вот поделиться размышлениями хочется. Для начала зададимся вопросами: «Зачем и почему ее писать?».

В самом деле, если уже написано множество гениальных сочинений такими известными авторами, как (не будем даже перечислять), да и неизвестные авторы тоже исполняются немало на клиросах, зачем что-то изобретать? Более строгая точка зрения – есть обиход и подобны, зачем что-то еще?

Ответ может быть на поверхности. Когда человек настолько интересуется духовными песнопениями, буквально живет клиросом и исполняемым на нем произведениями, постоянно слушает различные исполнения , переживает каждый церковный праздник в мире духовной музыки... То при наличии творческой натуры определенного характера, он обязательно придет к мысли написать что-то свое.

Часто это может быть неуклюжая гармонизация или редакция понравившегося произведения для их хора. Может быть развитие темы из другого произведения. Может быть даже что-то самостоятельное.

Тут, конечно, знаменщики и обиходники потянутся за заветными помидорами праведности, дабы закидать таких вот особо творческих со мною, а другие нервно зашипят «Это что, ты себя ставишь рядом с Бортнянским и иже с ними? Тебе кто дал право?».

Насчет знаменщиков и их точки зрения, хочу оговориться, что я действительно уважаю ее! Более того, в некоторых условиях (и количествах) очень люблю знаменное пение (хотя гораздо сильнее – византийский распев с мощным иссоном)– например в скитском храме в монастыре. Действительно понимаю и уважаю их точку зрения, что надо петь только по их обиходу (или более широко – только по обиходу).

Если это вызвано горением к Богу, желанию возрадить более строгие традиции и не только петь, но и жить по ним, то это воистину круто! Но тогда эта точка зрения должна излагаться с любовью, без навязывания и «помидоров». Ведь Господь принимает истинное служение и под знаменное пение, и под поздний петербургский партес.

Врядли кто по настоящему серьезно интересующийся духовной музыкой, и еще более – духовной жизнью вот так вот подумает ставить себя рядом с великими авторами 19-го века. Скорее это будет попытка жалко изобразить тень произведений великих композиторов на своем холсте. Но истинным духом веры их сочинения могут быть проникнуты.

Если человек это будет делать из любви ко Господу и святым его, а не из собственного тщеславия. Если на первом месте будет что-то отдаленно напоминающее святого псалмопевца Давида в горячем желании «Петь Богу нашему».

Кто дал право...

А если архиепископ благословил? Или хотя бы духовник? Или если есть ощущение, что духовник не особо интересуется музыкой и может формально рассудить, что это не полагается делать. Почему не спросить в молитве у Господа благословения попробовать до тех пор, пока не встретится батюшка, которому доверяешь?

Ведь в конце дня Господь рассудит, что будет исполняться, а что – нет. Вот интересный пример – обиход Львова, или произведения Стравинского – не закрепились они на клиросах. Так что если полностью довериться воле Божией относительно ваших творений, то наверняка станет понятно- нужно оно или нет.

Еще бывает, что желания что-то написать очень стесняешься. То есть даже такого помысла. И годами рождаются в голове всякие темы и их развития, но на бумаге зафиксировать стесняешься. Во-первых, довлеет мысль вышеизложенная о недостоинстве.

Во-вторых – о несостоятельности, ведь специального образования нет, а единственный “excuse” - дедушка был известным композитором, да самостоятельно прочитанный учебник по гармонии. Я даже с этими мыслями на исповедь пошел, благо у нас время у священника на исповеди побольше бывает. Он и сказал – главное не искать тщеславия в этом. Если хочешь Господа прославить, то делай во славу Его. А если себя – то стоит задуматься. Посоветовал записывать, а там видно будет, угодно это Богу, или - нет.

Ну допустим есть у Вас искреннее желание прославить Бога, благословение духовника, какое-никакое музыкальное образование, и этакий творческий склад характера. Что делать дальше? Мне не известно о формальной процедуре одобрения духовных сочинений нашей церковью.

Я так понимаю, что современных духовных композиторов (и не только современных) исполняют по решению регента с какого-то согласия настоятеля. Вот написали Вы, скажем, новый концерт «Кто ны разлучит» на 14 голосов с соло басом профундо, контртенора, меццо сопрано и детского голоса. Что делать? Конечно зависит от Вашего положения в церковной иерархии. Предположим, Вы – просто певчий или даже еще не певчий, не известный, не-композитор...

Мне бы (опять же в силу своего характера) в этом случае хотелось бы как-то такое незаметно выяснить мнение опытных людей, которым я доверяю, относительно качества моего опуса. Причем так, чтобы особо обидно не было. Конечно можно было бы опубликовать его на ikliros.ru под псевдонимом.
Лучше брать псевдонимы в виде русских, красиво звучащих фамилий, относящихся к церкви – типа Предтеченский или Херувимский. Еще круче – через дефис, под старинку. Тогда точно кто-то типа меня кликнет глянуть новые ноты. Замечаю за собой, что я вначале обращаю внимание на произведения известных авторов, затем на фамилии, похожие на них, русские по звучанию (вот и добрался до Хиндрикса совсем недавно).

Еще круче, если вы готовы надолго отправиться в депрессию, опубликовать Ваши ноты на одном из клиросных интернет форумах. Конечно интернет прекрасно может скрыть ваше айдентити под новым ником типа HumbleComposer, но от летящих виртуальных нечистот в Ваш адрес уворачиваться Вам! Если серьезно, я лично вижу в этом 2 проблемы: неадекватность аудитории и оценки, и некоторая ложь в том, чтобы спрятаться. В любом случае, ощущение того, что здесь что-то не так, и над желанием прославить Бога довлеет какое-то еще, присутствует.

Я хотел бы найти знакомых регентов (ведь они в конце дня - «конечные пользователи»), если возможно, музыкантов-теоретиков и даже композиторов, кому можно было бы это показать. Причем уже быть готовым к конструктивной критике. Нести ли это своему регенту (или настоятелю, если Вы – регент) – вопрос сложный и должен включать анализ отношений на вашем клиросе и приходе.

В конце концов хор может быть настроен враждебно, как это – такой же как они и вдруг нам еще музыку пишет! Конечно, если доверительные отношения, то кто как ни родной хор может помочь озвучить то, что вы написали, хотя бы только на спевке.

У меня была попытка принести свои ноты в виде «неизвестного композитора», которые я где-то нашел. Честно сказать- каюсь, я боялся реакции регента и хористов на происходящее. Но регент тут же догадалась, в чем тут дело, и велегласно предположила, откуда эти «исходники».

Была необходимость в праздничном варианте тропаря святого нашего храма для концерта на юбилей храма, и вот, не найдя ничего подходящаго на интернете, решился написать. Как ни странно, хор и регент встретили очень положительно, и эти ноты даже остались в репертуаре нашего хора. Но другие ноты пока попробовать не удалось, быть может нет на то воли Божьей, а может быть просто не до этого сейчас.

Если бы не этот случай, я бы наверное так и продолжал «писать только для себя». Что тоже наверное неплохо, ведь можно прославлять Бога и так. Если нужно будет, предоставится случай, и это будет спето. «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом». Но тогда это должна быть Свеча – жертва Богу.

Однако, думаю, многие из нас ищут не славы и всеклиросного признания везде, а просто хотят услышать, как это прозвучит в реальном хоре, а не сгенерированным компьютером звуком, для дальнейшей работы над произведением и над собой. Хотя конечно, если с помощью ваших произведений будут славить Бога по всей России, и у вас будет к этому правильное отношение, то это просто прекрасно!

Далее, занимаясь чем-то, нельзя этим не интересоваться. Если вы не учились на композиторском отделении консерватории, то наверное будет «некисло» хотя бы ознакомиться насколько возможно с теми теоретическими дисциплинами, которые там проходят. Еще конечно изучать все и вся настоящих церковных композиторов. И конечно же иметь связь с «конечными пользователями»- регентами и руководителями хоров. В этом вопросе опять же помог Дмитрий Сиверс, написав статью о современных церковных композиторах – какие произведения «приживутся на клиросах» ( Как стать хорошим современным церковным композитором ).

Все сказанное там видится мне очень даже правильным. Кстати, сразу понятно, что большинство моих попыток что-то написать, необходимо как минимум серьезно переработать (а жалко кромсать по живому), ибо я черезмерно увлекаюсь сложными гармониями, партии сопран «залезают» на соль второй октавы, а без задержаний не представляю ни одного музыкального произведения. Хотелось бы обратить внимание вот еще на какой вопрос: вопрос стиля.

Так уж случилось, что воспитан я был на музыке И. С. Баха с раннего детства, любил и очень люблю настоящие полифонические произведения той эпохи и сейчас. Стало быть волей-неволей все мои попытки что-то написать для церковных хоров проникнуто этим самым стилем.

Конечно «Святый Боже» на тему одной хоральной прелюдии Баха мне кажется тем самым близким мне славословием Бога, но ведь если это будет спето где-то в церковных кругах, то наверняка полезут мысли о протестантстве, и конечно же мало кто из прихожан сможет помолиться под такое пение. Может оно и красиво даже, но, увы, не для церкви. Так вот, наверное важно, чтобы стиль произведений соответствовал усредненному представлению о «церковном» стиле.

И все таки- зачем? Вот одна история. У нас на одном далеком приходе батюшка иеромонах помог одному пьющему, кажется, сербу обрести веру в Господа. Вскоре у него открылся талант к иконописи. Он стал учиться у кого-то опытного и стал делать такие прекрасные копии византийских икон!

Казалось бы – копии икон – это ближе к исполнительству. Но ведь и этот человек славит Бога таким образом! Если и нам с вами хочется так прославить Господа, то при наличии благословения, что в этом странного? Если складывая музыкальные звуки со священными словами мы сильнее переживаем тот или иной праздник?

Хотелось бы так же иметь возможность пообщаться с единомыслящими. Была попытка создания сайта, кажется А. Федоровым, ноты которого мы кстати включили в репертуар. У него на сайте для композиторов-любителей можно было присылать ноты, он их сам выкладывал.

Хорошая идея, но недостаточно технически поддержана, да и ктому же проект, кажется, заглох. Есть вроде официальный сайт церковных композиторов, но это - таких звезд... Есть конкурс «Роман Сладкопевец», но во-первых – это для настоящих композиторов, а во-вторых – акцент его сместился с произведений, исполняемых за богослужением к тем, которые на духовные темы, но для концертного зала (кантаты, оперы).

Вот бы взять движек сайта ikliros за основу (чтобы можно было выкладывать ноты, аудио и видео) и добавить возможность ведения экспертной оценки, размещения нот только для экспертов, и более живого общения. Чтобы заинтересованные хоровые коллективы могли бы исполнить и выложить видео. Может быть, получилось бы что-то...

От редактора: сделать можно, все дело, как обычно, в бюджетах...



Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!