Тихий зимний вечер воскресения. По сложившейся доброй традиции, служим в нашем храме вечерню с акафистом Матушке Богородице. Народу не много, стойкие бабушки, в основном.В храме полумрак, за окном поблескивает такой редкий для Астрахани снег. Тихонько поем "Ныне отпущаеши", шуршим Минеей. После тропарей запеваем первый кондак акафиста "Всецарице".

"Радуйся, Всецарииице, недуги наша благодатию исцеляааающайаааааа". Слышу протяжное низкое и душевное такое: "йййяяяяяяяяяяяяяяяяя".

Это что? Ах, вооот в чем дело. Пришла моя любимая бабушка.

Пою в этом храме уже довольно долго. Знаю всех бабушек в лицо. Знаю их тональность, тембр, вибрацию, способности к мало-мальски адекватному пению.А знаю потому, что приход, как я уже писала, небольшой. Клирос на одном уровне с прихожанами.

Нас, певчих, увы, немного, а потому, когда бабуси пытаются петь "Милость мира" Сербскую или "Свете Тихий" Архангельского, я это очень слышу и иногда пытаюсь аккуратно отвести "ложку дегтя" :)

Тем более, что мы еще пока не совсем медок. Еще совершенствоваться надо.

К слову скажу, что у нас когда-то работала одна псаломщица, которая из прихода устроила один большой народный хор :) Она уже давно передислоцировалась, а традиции остались :)

Так вот. Многие бабушки очень понимающе отреагировали на мое спокойное: "сестры, не подпевайте клиросу, пожалуйста" и "пожалуйста, потише". Спасибо им за понимание!

А есть и хитренькие. Они маленькие и юркие. Они прячутся за более корпулентные фигуры и когда я их там пытаюсь "достать" взглядом, ответственно держат позицию сокрытия. Но и они стараются петь потише. Пытаются. Низкий поклон.


Но ЭТА - особенная бабушка) Поет громко, в низкой позиции, частое, густое вибрато) Я уверена на 100%, что это она издает сей звук. Он появляется лишь с её приходом. Я подкрадывалась к ней сзади, слушала, со своего поста на клиросе проверяла сочетание звука и мимики, дыхания с его физическими проявлениями. Она.

На мои обычные воззвания не реагирует.

Поет, на 2-3 слова отставая от хора. Итог: невыносимый певческий каламбур с народно-сельскими окончаниями слов: "ццяяя", "ввяяяяяя","ййййяяяяя", "маяяя" и проч.
Никакой округлости. Низкое душевное "пение" громко нарушает хрупкую целостность нашего, и без того не идеального, звукоизвлечения.

На икосе аккуратно подхожу к ней и вежливо, тщательно скрывая внутреннее бурление, говорю шепотом: "Вы не пойте, пожалуйста, простите, но Вы очень мешаете клиросу.. "

***

Вы смотрели серию мультфильмов "Кота-в-сапогах"?
Помните его отвлекающий прием с очаровательно большими глазищами, открывающими всю Вселенную смотрящему?



***

Поворот, глаза.
Больше ничего не помню, кроме смренной оправдывающей фразы:
"А это не йяяяяя"....

Всеми фибрами души пытаюсь заставить себя снова сказать партизанке, что я знаю, это не так, что уверена - она мешает...

Осознаю, что смотрю в кудрявый затылок, покрытый "занавесочковой" косынкой неизведанного цвета.

Вернулась на клирос :)
Больше относительно нее попыток не предпринимаю. Но поет она уже гораздо тише и реже.
А хотя, что это я.
Это же не она.

Такие "врагу не сдаются"!

Певчий будет петь на небесном клиросе...