Светить - работа не простая. От нее и устать можно. И у маленьких людей-солнышек порой болят натруженные спинки. Выдохлись. Немудрено, ибо светить - значит, отдавать себя миру. И вот тогда приходят они, люди-гиганты. Пройдешь мимо и не заметишь масштаба, а вот издали их свет сияет ярко. Как и положено светильникам такой величины, они маяки для мореплавателей. А еще они подзарядка, духовная помощь и источник вдохновения для нас.

Наши времена принято ругать. Интернет, телевидение, радио - все это может утомлять и опустошать душу. Но не все так однозначно. Виноваты не технологии, а то, что через них проходит. Ведь по-настоящему прекрасные фильмы могут знакомить с титанами духовного служения, со светильниками православной веры, со святыми. А еще они могут знакомить через тысячи километров с удивительными людьми.

Фильм "Единым сердцем" о праздничном хоре Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска под руководством матушки Иулиании Денисовой - один из крупных путеводных маяков в жизни певчих. Потому что этот фильм - заряжает, дает ориентиры, показывает благочестивый пример истинного клиросного служения. Фильм был популярен задолго до своего релиза, о нем говорили, с нетерпением ждали, и презентация фильма в Минске собрала полный зал. Редко какой документальный фильм удостаивался такого внимания, а значит - он о чем-то чрезвычайно для нас интересном.

Так о чем же фильм? Если кратко, он об истории создания и рабочих буднях известного в СНГ и за его пределами хорового клиросного коллектива. Но кратко про этот фильм рассказать не получится, ибо на выходе получился бы скучный пресс-релиз. Мы же поговорим о сути, о душе фильма. Ведь фильм как раз про упомянутых выше людей с большой буквы, тех, кто заряжает нас с вами...

Вспоминая высоту...

Мы, певчие на клиросе, иногда бываем не равны сами себе. И становимся на время кем-то большим, кем-то возвышенным. Вот только мы забываем эти небесные состояния, не можем удержать. Потому что искры святого (небесного!) вдохновения меркнут на фоне наших рядовых, бытовых и таких банальных проблем. Ибо чего уж греха таить, мы пока не достигли совершенства. Мы и ссориться можем, и плохие службы у нас бывают, и равнодушие к клиросному служению порой наваливается. И в этом, временами забавном и веселом, а временами болезненном и травматичном процессе, из виду теряется общая грандиозная картина нашего бытия.

И тогда нам нужна помощь. Нам нужно вспомнить правду, святую истину.

"Единым Сердцем" - это фильм-напоминание, фильм-маяк. Все лишнее, наносное - отсекается. И остается только красота и главный смысл певческих судеб. Ибо формат фильма закономерно отбрасывает все мелочи, оставляя лишь истину. А истина проста. Дни певчего наполнены славословием Богу. А значит - высочайшим смыслом бытия. И вокруг каждого истинного певчего плетется золотая небесная паутинка Господнего промысла.

Наверное, именно потому судьбу певчего нельзя рассматривать с небольших высот и близких дистанций. Лицом к лицу - лица не увидать, большое видится на расстоянии. И прекрасную траекторию судьбоносного певческого полета можно оценить лишь из поистине космических далей. Нужно самому отслужить десяток лет и еще на чужое подобное служение посмотреть, чтобы понять - Господь нас ведет удивительными путями. Господь посылает нам заботливых пастырей и нужных, потрясающих людей. И мы не просто шли в одиночестве, не зная куда и зачем. Нас ведут к себе и с любовью встречают святые небеса.

И увидеть промысел Господа о певчих - это посмотреть на длительный духовный путь наших коллег. Причем важно не просто посмотреть, а посмотреть добрыми, любящими глазами. И именно такой доброжелательный ракурс взгляда друзей предлагают нам создатели фильма.

Этот фильм, как я верю - дыхание Божьего промысла. Ведь не так то просто создать фильм на певческую клиросную тематику. Фильм ради фильма оказался бы лишенным высшего наполнения, оказался бы лишенным главной действующей силы. А именно длительного, зачастую кровавого, крестного пути людей, которые и являются действующими участниками сюжета.

Проще говоря, нам нужен коллектив певчих-старожилов с наработанной историей и ярким самобытным творческим обликом. Ведь только тогда вырисовывается та самая, удивительная картина того, как небеса промышляют о нас, собирая нас иногда в удивительные прекрасные узоры.

Как и про любой подобный труд, про фильм "Единым сердцем" спрашивают - "а о чем он"? Интересный ли он? Дает ли он что-нибудь? И так легко ответить неправильно, увлечься, войти в кураж критика. Друзья, этот кинотруд - пробуждение небесной памяти, напоминание о том, какими великими вещами занимаются певчие. И, разумеется, этот фильм о клиросных звездах первой величины, что светят особо яркими лучами. Светят, и зажигают своим светом других.



Добрая половина хронометража фильма отдана интервью с певчими этого удивительного коллектива. Можно было бы сказать "ну, это же скучно, где драйв, где action"? По правде говоря, мне именно такое построение фильма дало даже больше, чем если бы фильм был бы наполнен какими-то динамичными сценами с бегущими (опаздывающими на службу, не иначе!) клирошанами, со спотыкающимся и медленно падающим в SlowMotion регентом, с фейерверком разлетающихся из его рук на весь храм нот...

Конечно, ничего этого нет. Фильм по характеру повествования задумчиво неспешен. И надо истово любить клиросное дело, чтобы раскрыть для себя всю красоту именно такого сеттинга. Потому что именно такой обзор судеб певчих и дает ту самую космическую глубину.

Ибо фильм, как ни крути, про людей небесных, про наследников Христа, коим уготована святая вечность. И дух фильма пропитан этой вечностью, небесным покоем и особой тишиной души.

Для некоторых при просмотре это может стать затруднением, ибо наш век приучил нас к спешке, драйву, быстро сменяющимся кадрам. Но, наверное, надо отдышаться и сказать себе - "погоди бежать, сядь и успокойся и посмотри, как здорово быть певчим у Бога, как вообще-то здорово пребывать в особой благодатной тишине". Наверное, этот фильм неуместно смотреть в перерыве между вечерним выпуском новостей и любимым сериалом. Просмотр потребует определенного серьезного настроя и покоя в душе.

Как уже было озвучено выше, в фильме много интервью с хористами хора матушки Иулиании. В словах этих труженников клиросного дела я встречал знакомые и родные мысли, а пути прихода (привода Господом) на клирос вызывали ощущение Deja Vu. Ты ощущаешь внутренний трепет и радость узнавания родственной души. И певчий на экране становится тебе близким, родным, своим. Ты ощущаешь, что понимаешь этого человека, понимаешь его любовь и к клиросу и к столь замечательному регенту, как матушка Иулиания. А потом ты слышишь пение этого хора и душа замирает.

Я довольно взыскательный слушатель. И мое преклонение перед матушкой Иулианией как регентом вполне оправдано. Превосходное чувство аккорда, динамический и тембральный баланс голосов, тонкость трактовки произведений, пронзительная ясность и глубина исполнения восхищали и продолжают восхищать меня. Потому что я знаю, как трудно добиться такого звучания.

До сих пор в ушах стоит плач из песнопения "Слеза". Это уже давно не "до-ля-фа" и не примитивные ноты. И даже не слова. Это - плач души, трансляция в сердце слушателя рыдающего смысла слов. А песнопение "Сохрани, Господь"? В исполнении, в тембре сестриц-сопранок как будто сверкает серебряным колокольчиком святая душа русского народа - открытая, простая, добрая, чистая, наивная, трепетная, святая, но и опасная, потому что на стороне этой чистоты стражем сам Бог и горе тому, кто посягнет на эти кроткие белые платочки.

А еще я понял, что очень люблю музыкантов-теоретиков, музыкантов-композиторов. Они интересные люди. У меня есть даже свой специальный термин - "люди-порталы". Портал - это дверь в иное измерение. А "человек-портал", это личность, возле которой пространство теряет свою незыблемую власть и добрая сказка начинает мерцать в уголках глаз. Кажется, что где-то на краю твоего зрения прячутся волшебные гномы, а за дверью не банальная соседняя комната, а не иначе как горные вершины сказочной Нарнии.

И регент этого хора, матушка Иулиания Денисова, как мне кажется, самый настоящий портал в другой мир. Потому что слушая ее превосходные сочинения, наблюдая за ее регентской работой, слушая ее речь, выходишь за пределы серой обыденности. Скучный мир где-то там, где-то далеко, а ты входишь в полет и летишь, летишь рядом с кем-то, кто тебе светит и увлекает за собой, а где-то там...вдали... золотые купола уже не этого мира.

Разумеется, настоящая жизнь сложнее. Наверное, как и в любом коллективе, в хоре матушки Иулиании (наверное) бывают трения. Люди есть люди и в жизни они сложнее, нежели их литературно-иконописный образ. Но в этом и заключается замечательный провиденческий смысл фильма - убрать обыденность, убрать лишнее, оставив ГЛАВНЫЙ смысл. Понять души друг друга.

Ибо это понимание способно удивить.

Ты вдруг начинаешь понимать, сколько же вокруг тебя (и вообще в мире певчих) ярких, талантливых, но доселе сокрытых людей. Вот слушаешь в фильме ту или иную историю певчей или певчего (имен осознанно не называю, чтобы всем досталось внимания поровну) и думаешь "Господи, он или она - это же Личность с большой буквы. Это же солист. Он сам по себе звезда. У них просто хор звезд!"

"Но зачем фильм"? - спросите вы? Разве рассказа было бы недостаточно? Ведь буквально на поверхности идея - сесть и за пару вечеров плотной работы настучать целую книгу рассказов про певчих праздничного хора Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска. Ну, во первых, это в самом деле не худшая мысль и я бы рекомендовал ее обязательно рассмотреть. Красивая обложка, 500 страниц с мыслями и зарисовками из жизни каждого хориста. Смешные случаи из поездок (которые обязательно были!), опыт искушений (и опыт их преодоления). И дорогая, пахнущая типографской краской глянцевая бумага, а на развороте подписанное вручную доброе пожелание от матушки Иулиании как талисман на каждый клирос родного Православия.

И не смотря на красоту идеи с будущей красивой и качественной книгой я думаю, что только фильм может передать особую атмосферу монастыря. Например, мне очень понравилась эта легкая, воздушная, какая-то весенне-капельная фоновая музыка, светлым рефреном звучащая весь фильм. Она как будто напоминает - над нами ничто не довлеет. И есть лишь небо и бесконечность, а в душе - вечная весна. Ну и просто приятно смотреть в ясные чистые глаза истинных певчих. Да и разве передаст книга атмосферу, которая царит на спевках матушки Иулиании?

К сожалению, я ограничен форматом и чувством меры, ведь так хочется многие (и теплые, разумеется) слова сказать и замечательному батюшке о. Андрею Лемешонку. Я лично не знаком, но сильно подозреваю, что без его вклада и попечения конечный результат был бы несколько иным. Ведь как же много зависит от батюшки. У хорошего "отченьки" и хор - загляденье!

Наверное, у фильма (и у хора) есть завистники. Мы на земле и природу земных отношений я знаю не понаслышке. Наверное, кому-то было просто сказать "да ну, подумаешь... ну коллектив, ну регент, есть ведь не хуже, зачем столько внимания"? Ах, друзья мои! На земле духовного кислорода осталось совсем мало. И наша задача - не сравнивать друг друга, а поддерживать, вдохновляться друг другом. Видеть друг в друге побратимов и будущих братьев ангелам.

Да, наверное, фильм достался своим создателям нелегко. Зная природу создания подобных вещей, дерзну предположить, что искушений хватило на пару средненьких жизней. Наверное, были сомнения "а нужно ли оно", "а надо ли", "да кто это оценит", "а пойдет ли", а что, если..."

Я не могу говорить за всех, но скажу от себя - для меня фильм несет в себе ту самую космическую глубину, что несет в себе святая Православная вера. В фильме зримо ощущается присутствие Бога и Его руки. И фильм в самом деле как будто будит тебя "о, вон как у них интересно на клиросе...вон как они горят...а мы то чем хуже, а ну давай, шевелись...". Фильм пробуждает жажду служения и задает определенный высокий благочестивый стандарт. А значит, все не зря, все в небесную копилку. Ибо светить хоть и трудно, но и "мзда ваша многа на небесех". И радости вашей никто не отнимет от вас.

А потому я обращаюсь и к создателям фильма и к славным хористам, участникам и персонажам фильма - не сдавайтесь, братья и сестры, несите свой свет и дальше. Вы светите, а значит, вы от небесных... С Богом по жизни.

Певчий будет петь на небесном клиросе...