Итак, атмосфера на клиросе. От чего она зависит? По правде говоря, не от чего, а от кого. От двух людей. Регента и настоятеля.
Заинтересованный в пении настоятель будет требовать хорошего пения, будет создавать условия (ну, как минимум, даст добро на поиск хористов, а не скажет "пусть двое поют и ладно"). Хороший, заинтересованный в пении настоятель далеко не всегда щедр, но он может поощрять певцов вербально, то есть, хвалить. На музыкантов, которые воспитаны в ожидании социального признания (аплодисментов) это неплохо действует!
От регента атмосфера на клиросе зависит еще сильнее. Как регент встречает хориста - перед службой или спевкой? С радостным приветливым лицом или с видом сварливой бабы? Как регент провожает хористов после службы? Благодарит или с недовольным видом уносит ноты, показывая, как ее оскорбила только что прошедшая служба? Как делает замечания - с уважением и мягко или старается побольнее достать певчего?
Представьте себе, что регент радостно встречает и благодарно провожает. Представьте себе, что регент на службе культурно и заботливо опекает певчих, но при этом твердой рукой не допускает анархии.
Вот какая тогда будет атмосфера на клиросе? Правильно, здоровая атмосфера. А теперь представьте, что регент все будет делать ровно наоборот. Тогда какая будет атмосфера? Ну вот это и есть ответ на ваш вопрос.
А настоятель... настоятель в каком-то смысле задает настрой регенту. Если настоятель гнобит хор, то самый лучший регент тоже потухнет (не видя перспектив сделать из болота настоящий прекрасный хор). Поэтому так важна синергия алтаря и клироса, регента и хористов. Все, как и сказал Господь - да любите друг друга...