Ответ следующий.

Во первых, служба проводится постоянно на ногах, поэтому у священников и певчих часто бывают заболевания ног, всякие артриты и тромбоз. Это особенно заметно для певцов левого хора, которые работают каждый день.

Что касается нагрузки у поющих вообще, это очень хитрая штука, о которой готов порассуждать подробнее. Дело в том, что эта нагрузка весьма специфична. Ее сначала не замечаешь, а потом, спустя месяц, появляется ощущение, что на тебе таскали цемент. От чего же так?

Представьте себе, что вы тихонько себе мурлыкаете что-то под нос в ванной. Предположим, у вас в доме юбилей и вас попросили что-то спеть. Но пока вы - в ванной. Вы тихонько напеваете и вам приятно и легко. Но вот вам надо спеть уже что-то для публики.

Осаночка подтянулась, животик втянулся, в теле появился тонус, напряжение, взяли дыхание, пресс стянулся в тугой пучок. Поете. Уже не под нос, а громко. Присутствует волнение, в организме есть адреналин. Пошел "выплеск" энергии. Ротик четко произносит слова, мимика на лице обыгрывает ситуацию.

После этого выступления несколько минут вы будете на подъеме, а потом ощутите какое-то опустошение внутри. В вас только что плескался адреналин, а теперь - отдых.

А теперь представьте себе, что у вас - концерт. Произведение не одно, не два. А их - 15-20. Да еще и куча малознакомого текста. Глаза буквально вытекают от напряжения, мозг кипит и готов взорваться. Плюс - исполнительская отдача. После хорошей службы можно выйти бодрячком. После еще одной хорошей службы, идущей сразу следом - уже слегка так выползти. А вот на третий раз - будет или ругань или скандал на клиросе. Люди - переутомились. Нужна перезарядка.

И что делать, если на такую перезарядку физически нет времени? Ну вот идут и идут праздники? Правильно, возникает лютое перенапряжение. Эмоциональное и физическое. Когда ощущение, будто ты только что таскал кирпичи. Да, начинающие певцы этого не замечают, но когда попоют достаточно продолжительное время - накопившаяся усталость тяжким грузом начинает придавливать к земле.

Поэтому и говорят, что труд певца равен труду кузнеца.