Как задавать тон на клиросе? Если вопрос про то, как задавать сам тон (а не какой он должен быть), то ответ - тон задавать надо тихо, но чисто и уверенно. Многие регенты грешат низкой культурой задачи тона, выкрикивая его на весь храм. Это десакрализует службу, делает из чуда концерт. Мы, певчие, не должны показывать нашу рабочую кухню, оставляя прихожанам лишь ощущение чуда.

Но есть и еще нюансы в задании тона. Прежде всего, частая смена тона ухудшает хоровой строй. Певцы как бы теряют ясные ориентиры, у них в голове формируется каша. Регент, который просительные ектиньи всегда задает в фа-мажоре, дает возможность певцам почувствовать "дом", некую устойчивую зону, узнаваемое звучание возле домашнего очага.

Вообще, не стоит задирать тональности выше фа-мажор (я про ектинии, а не авторские произведения, само собой). У басов переходная нота примерно соль-соль-диез, и потому тональность соль-мажор может звучать несколько напряженно, в то время как фа-мажор и ниже будут звучать тепло и благородно.

Очевидно, что если произведение начинается с вводного тона (вообще с доминанты), нужно задать как основную тональность, так и вводный аккорд. Иначе можно получить на выходе что-нибудь не особенно вкусное.

Вообще, по наблюдениям, очень многие ошибки хора на клиросе зависят именно от неуверенного, неправильно заданного тона и потому наш совет регентам - тренируйтесь давать тон четко и уверенно, приучить себя к определенным тональностям, не скакать по нотам, и вообще учитывать состав и возможности голосов певцов своего хора. Вроде бы, это банальные пожелания, но сколько же регентов совершают ошибки именно в таком деле.