Уход с клироса...
Ну, начнем с простых вещей. Раз вы вообще читаете данную статью, значит проблема ухода с клироса вас как бы волнует. И волнует настолько, что вы ищите ответы на свои вопросы, возможно, ищете того, что вам нужно прямо сейчас - поддержки в том или ином решении. Уходить или не уходить? Или все-таки остаться.

Сначала давайте разберем, почему собственно, певчие вообще уходят с клироса. Я уже писал статью, в которой щедро разбрызгивал свой "богатый внутренний мир" на окружающих, делясь собственными мыслями, почему на клиросе в принципе трудно остаться (в смысле прийти с улицы и вообще удержаться). Эту статью, если интересно, можно найти в секции "проблемы клироса".

Ну а в данном разделе и данной статье я стараюсь писать о том, как проблемы можно таки решить. Вот и начнем с ключевой проблемы, когда с клироса хочется свалить. Навсегда. И "пусть они все пожалеют". Сам я уходит несколько раз, опыт вполне себе жирный и сочный, которым и спешу поделиться. Глядишь, и польза нарисуется...


Итак, вот работаете вы на клиросе, работаете. И уже ощущаете, что вам это нравится. Возможно, вам это нравится сильно. И даже стало образом жизни. И вдруг вы ловите себя на мысли, что с клироса хочется уйти. Причем сильно хочется. Мысли неотвязно лезут в голову, а аргументация всегда вполне себе убедительная. Ну в самом деле, "достало". Или некая ситуация, или некое происшествие, или нечто толкают вас к тому, чтобы либо уйти, хлопнув дверьми, либо просто по тихому серой мышкой вышмыгнуть из мира радости в мир серой пустоты (коим и является наш привычный мир за пределами ворот храма).

А вам когда-нибудь хотелось уйти с клироса?



Причины ухода обычно классифицируются по двум глобальным признакам.

1. Меня не достаточно ценят.

Довольно сложная причина, и разговор на эту тему труден. Ибо что уж греха таить, вот чего-чего, а ценить своих работников церковная система не умеет (и пока должным образом не научилась). Вот ведь заковыка то какая. Работаем мы Господу и Владыке Христу, но вся система позитивного подкрепления (то есть, Царства небесного как цели) - она ведь где то потом, а не ценят то прямо сейчас. И больно прямо сейчас. И иногда эта боль становится просто невыносимой.

Скажу так. Я видел настоятелей, которые эксплуатируют своих певчих просто в хвост и гриву, платя копейки и относясь плохо. Но я видел и другие, совершенно абсурдные ситуации.


Представьте себе. Настоятель - гений политики и вообще человек благородной души и просто лапочка. На клиросе - в принципе семья. И вот хочется уйти. Причем желание появляется зачастую либо в рождественский/великий посты, либо после ну очень хороших служб.

Что объединяет обе эти ситуации. Одно замечание. А именно. Вы на клиросе не со вчерашнего дня. Настоятель и ваши коллеги и вчера были такими же. А уйти хочется именно сейчас. Что изменилось?

Прежде всего, хочу вас поздравить! От всего сердца и горячо. Вы - ценны. Вы объективно и реально ценны.

Уж не знаю, поверите вы или нет в тезис о бесовских искушениях и дьяволе как источнике мирового зла, но...для верующего человека это реальность, с которой он живет, для неверующего певчего (и такие бывают) - это проявление "тараканов" верующих собратьев-клирошан.

Но я, как человек верующий выскажу вполне себе банальщину. Кто есть ценный певчий? Это тот, с кем клиросное пение лучше, чем без него. Это тот, с кем храму приятнее молиться, чем без него. То есть, по сути - Вы "музыкальный апостол".

Ведь что такое красивое и благолепное церковное пение? Это - миссионерство, это введение впервые приходящих в храм людей в церковную жизнь. Ведь не всем сразу и тут же дается духовная радость, не всем сразу открываются щедрые духовные дары. Многих привлекает церковное мягкое благолепное пение. Величие духовной музыки открывает душу, согревает охладевшие сердца. Служа на клиросе (а я в принципе не называю это работой), вы тем самым делаете благородный достойный труд несения добра в чистом виде в массы. И это делает вас опасными. Для врага.

А значит, по вам нужно нанести удар. Из тяжелой артиллерии и прямой наводкой. Как говорится, ковровое бомбометание и тактическое ядерное оружие с прямой доставкой прямо в сердце. Заметьте, клиросные искушения (обиды, недопонимания) уникальны. Нигде в миру не бывает так больно, как на клиросе. Такое ощущение, будто клиросная обида проникает прямо в самое ядро души, вызывая зачастую нестерпимую боль.

Но почему? Будь это самое обычное место, вы бы вполне могли себе задуматься "рынок работы вполне себе позволяет найти себе новое место, так почему я страдаю и держусь именно за это место".

Все просто. Вам. Это. Нравится. Вы без этого уже не можете. Вы понимаете, пусть даже подсознательно - смысл вашей жизни здесь. И вне этого вы себя уже не мыслите.

Получив нестерпимую обиду (а уж не важно от кого, от других клирошан или настоятеля, или и вовсе прихожан), вы разрываетесь между желанием уйти и желанием продолжать получать радость от служения на клиросе. Вы ведь чувствуете - с одной стороны обиду надо бы удовлетворить, и уйти, но уйдя, вы утратите радость.

Как лечится.

Да, это лечится. Прежде всего, разговорами. Не стесняйтесь поговорить с тем человеком, на которого обиделись или который (как вам, возможно, показалось), обидел вас. Просто мягко доброжелательно поговорите. Иногда в разговоре выяснится, что вы просто неправильно поняли (либо вам неправильно передачи, что тоже бывает и бывает часто).

Если это недоступно, примените химию и биологию. О да, мы телесные существа и можем вполне успешно отражать нападки с помощью вполне себе физических вещей. Прежде всего, я горячо рекомендую всем певчим принимать по ломтику горького шоколада утром и вечером. Еще можно употреблять красную рыбу. В обоих этих продуктах много веществ, стимулирующих выработку дофамина - нейромедиатора радости. Это естественный природный оптимизатор. Вот небольшая вырезка на эту тему:

Польза горького шоколада  (показать)Польза горького шоколада  (скрыть)


Не помешает доброжелательный разговор с клирошанами других храмов, если у вас добрососедские отношения. Узнать, что "у других тоже не лучше" весьма отрезвляет. Ибо намекает, что не вы такой плохой человек, и ваш обидчик не такая уж и сволочь. Просто...ну, схема работы такая. Вы долго работаете с одними и теми же людьми, изучаете недостатки друг друга, делаете общее и ценное дело. Врагу совсем не сложно накручивать вас в нужном направлении и друг против друга. Если даже вы прекрасно знаете недостатки соседа, то уж враг их знает куда лучше вас, как и ваши недостатки и слабости.

Конечно же, очень сильно работает чтение акафистов Ангелу-Хранителю или Архистратигу Михаилу. Не так давно был на клиросе в одном монастыре и видел, что прямо над аналоем висит большая такая икона Архистратига Михаила. Причем висит явно не "для галочки" и не ради красоты. Вот поработал на клиросе и понял "почему эта икона там висит".

А еще вас должна остановить одна мысль. В принципе, любой певчий возвращается на клирос. Не мытьем, так катанием. Потому что без этого просто не может. Я видел парочку ушедших с клироса певчих навсегда. Судьба их была печальна. Кстати, небезызвестный Александр Невзоров пел на клиросе и ушел с него. Вот и задумайтесь "а смысл уходить, если возвращаться все равно придется, но уже на куда худших условиях".

Есть еще один шикарный способ удержать себя от ухода. Вот обидели вас. Скорее всего, даже незаслуженно (в этом же и смысл работы врага - в генерации незаслуженных обид друг на друга). Вы просто возьмите отгул. На неделю. На месяц. Вот уйдите в отпуск. Вы просто физически ощутите тягу к клиросу уже через неделю. Возможно, через день. Но при этом вы сумеете сохранить лицо и не будете потом выглядеть глупо, "жалко просясь обратно".


Совет настоятелям. Никогда не препятствуйте ценному работнику отдохнуть или выпустить пар. Это окупится в будущем. Человек отдохнет и вернется. И принесет пользу приходу. А вы как руководитель проявите глубину стратегического мышления и все благородство вашей христианской души (к чему вы, я уверен, стремитесь).

И поверьте, дорогие клирошане. Вы себе будете потом (когда ситуация разрешиться и вы все-таки останетесь на клиросе) говорить "спасибо". За то, что не ушли. Ибо будете победителями. В своем маленьком, но столь важном сражении. А благодарность самому себе дорогого стоит, уж поверьте.

2 Причина вторая - не устраивает профессиональный уровень.

Вы же помните, что я в начале статьи говорил, что глобально причин ухода, как правило, две. Первая - обидели (неуважением, подчеркнуто низкой зарплатой, обидной ситуацией). Вторая - как раз не устраивает уровень. Сопрано пронзительно поет и слегка высит, а тенор - устойчиво низит на квинтовых тонах и на читке. Некий экзистенциальный кошмар, как будто пространство искривляется и хочется заткнуть уши.

Это довольно серьезно, поэтому я рекомендую довольно простой метод решения проблемы. Вы просто должны знать, как поют в каждом приходе вашего города. Ходите по храмам, слушайте. Прежде чем устроиться на конкретный клирос, послушайте хор на воскресной службе. Как минимум, не должно быть отторжения от манеры звукоизвлечения. И если текущий клирос вас не устраивает, всегда можно начать осторожно прощупывать почву на предмет устройства в храм с более высокими (и устраивающими вас) профессиональными стандартами.

Лично я выбирал всегда храм не по качеству пения, а по тому, сколько я могу принести пользы. Вот что толку еще в одном басе в большом архиерейском хоре? Ну, плюс 15% пользы...Надо быть амбициознее и искать приходы, где именно твой голос существенно улучшит хор. И пользы будет процентов на 70.

Тема необъятная и я буду продолжать ее раскрывать как могу в меру моих скромных сил (все таки приходится писать между служением на клиросе каждый день и второй работой).

А еще можно удержаться на клиросе, применив опыт из этой статьи:
Как распознать искушения на клиросе и уничтожить их!


Певчий будет петь на небесном клиросе...