Церковный регент
Каждый певчий мечтает о стабильности на своем клиросе...Вот снится иногда счастливый сон, в котором ты много лет служишь на одном месте с интересными и легкими в общении людьми, крепкими профессионалами и настоящими фанатами своего дела. Ты получаешь солидные деньги, лишь изредка сталкиваясь с проблемами и искушениями, которые ты с легкостью преодолеваешь. Ты буквально бегом бежишь на любимый клирос, заново переживая каждую службу как первое свидание.

Священники с большим пониманием и уважением относятся к твоей работе, ценя каждый час затраченного тобой усилия, давая понять и добрым словом и теплым взглядом и щедрым жестом, как они рады твоему присутствию на их приходе. Прихожане одаривают теплыми словами, и оказывают многочисленные милые знаки внимания.

И лишь когда предательски играет тихая мелодия побудки на твоем сотовом телефоне, похищая тебя из чудесного плена сладкого сна, ты вновь окунаешься в настоящий мир. Мир, в котором все совсем по другому...

Мне приходится общаться с многими клирошанами. И их реальность зачастую выглядит весьма неприглядно. Тебя могут уволить, потому что на приход перевели нового священника, чья матушка "очень хочет регентовать". Я несколько раз сам лично видел как хор целиком перемещали из храма в храм. Я видел увольнения хоров в полном составе. И я видел их основательные сокращения.

Хотя большинство певчих до конца жизни ими и остаются, стараясь держаться до последнего за свою мечту, иногда певчий вынужден искать себе новый клирос. И уж так сложилось, что в основном и главном теряют свою работу регенты.

Это неудивительно.

При смене начальства в первую очередь новый начальник меняет всю команду старого. И уж само собой, первым делом из просторного кабинета выветривается начальствующая тушка предыдущего "босса". Новый властелин горы расчищает себе путь, и делает безоблачным собственное профессиональное небо, на котором не должны плавать облачка в виде конкурентов. И клирос ни разу не исключение в этой социальной игрушке под названием "власть и самоутверждение".

Эта кучка фраз в предыдущем абзаце кажется в данной статье почти безобидной, как начинающий познавать мир котенок, но в настоящей жизни эти же слова покажутся некрологом. В черепную коробку предательски долбится мысль - "Все кончено", прорываясь наружу обильными потоками горьких надрывных слез.

"Ты больше здесь не нужен" - и душа рвется от боли, изливая Господу потоки воздыханий. "Как же так, что случилось, почему, почему никто ничего не объясняет, что произошло, как теперь жить"?

Ответа в такие моменты никогда нет. И наши близкие начинают нести наши тяготы, выслушивая странные, зачастую им непонятные горячие исповеди о проблемах на клиросе. Ибо как им понять, что без клироса нам не жить?

Почему регенты на одном клиросе вообще конкурируют?

Вот хороший вопрос. Ведь регент - это певчий более высокой, чем рядовой певец, квалификации. А значит, клирос, составленный только из регентов, может творить чудеса хорового исполнительства. Тон понимается с полузвука, ноты читаются прямо с листа на службе, льется славословие Богу, и все довольны.

Так что же мешает этому варианту жить и здравствовать?

Буду честен. Встречаются клиросы, где вполне мирно сосуществуют люди с опытом регентства. Но надо отдавать себе отчет, что в этой профессиональной идиллии есть какая-то скрытая причина.

Далеко не все люди, имеющие высокий профессиональный уровень и опыт управления, обязательно обладают властностью и стремлением управлять. И за каждым успехом мирного сосуществования обязательно лежит гармония личностных элементов. "Я могу регентовать, но меня тяготит быть регентом" сливается в горячем рукопожатии с "я люблю регентовать и управлять, но я не двужильная и мне нужны помощники, знающие свое место".

Храм - необычное место. Иногда это тень рая на земле. Но частенько - это бурлящий котел, в котором на огне тщеславия кипят и варятся амбиции и жажда быть признанным, уважаемым, заметным.

Мы социальны. Человечество всегда немного странно понимало эту короткую фразу из двух слов. "Новую заповедь даю вам - да любите друг друга" - сказал Господь, но люди под социальностью во все века понимали нечто совсем иное. Очень далекое и даже диаметрально противоположное.

В нашем понимании быть социальным - это конкурировать. Мы играем в азартную захватывающую игру - бег наперегонки с ближними. И от нас было бы удивительно ожидать иного, ведь мы воспитаны на идеологии игры. Ребенок познает мир, и ему на каждом шагу говорят "будь лучше, выше, сильнее". Чем кто? Абстрактный идеал? Но это не наглядно и потому в качестве оппонента по беговой дорожке избирается твой сосед по парте, ВУЗу, работе. Садясь за компьютер и запуская игру, мы изначально ожидаем, что весь сюжет игры построен на соперничестве. Детский сад, школа, ВУЗ снова и снова внушают нам - "побеждай, побеждай, ты ценен если побеждаешь". Мир принадлежит победителям.

Пройдя такую школу, мы выходим в мир с очками весьма необычной конструкции. На наши изначально чистые детские души были надеты уродливые линзы "социального воспитания", требующие обязательного самоутверждения и соперничества.

"Я должен быть лучше, чем..." - долбится темная мысль о потаенные уголки нашей души. И хотя многие из нас преодолевают эту мысль вполне успешно, набрасывая на грязный уголок сознания плат высокого интеллекта и хорошего воспитания, иногда тени нашего сознания прорываются на поверхность. Наш внутренний идол жаждет жертвоприношения. Мелкий гадливый божок хочет услышать о себе лестные слова - "ты классный...и, будем откровенны, ты лучше, чем..."

Мир давно придумал ритуал жертвоприношения. Регулярные повышения на работе. Премии и почетные грамоты. Хвалебные речи и тосты на юбилеях и праздниках. Упоминания о тебе в СМИ. Мир не скупится, раздавая направо и налево звания и регалии, ордена и медали, щедро окропляя деревянные губки тщеславного истуканчика.

Храм иногда напоминает мне водоворот на реке. Сталкиваются два течения, схлестнулись между собой в вечной битве добра и зла два мира и мощь двух идей порождает могучую турбулентность, вызывающую справедливую критику у "внешних" по отношению к Православию.

Мы призваны к вечности на царский пир, но...понять, что это вообще такое - иной раз не хватит и жизни. А проголодавшийся внутренний божик требует позитивного подкрепления прямо сейчас, немедленно. Он не умеет ждать, будучи по уровню интеллекта капризным 6-ти летним ребенком. И появляются уродливые перекосы в нашей церковной жизни. И отборная лесть священноначалию, и жажда быть замеченным и признанным у служащих в храме.

Церковь, чьи золотые купола переживут вселенную, забыв о царской короне наследников Христа, с увлечением аборигенов бросилась собирать стеклянные бусы и побрякушки, в неком упоении жертвенной кровью тщеславия собирая комплименты, цветные камилавки, наградные кресты и камертоны разной конфигурации.

Иногда под брызги этой жертвенной крови попадают и неопытные духом регенты. И молодые девчушки и старые матерые дамы с вызывающим изумление энтузиазмом жаждут быть регентами, искренне считая, что это и есть высшая точка карьерно-духовного роста в храме.

И хорошо, если высокий интеллект вовремя стукнет оборзевшего внутреннего истуканчика по лысой башке, но как быть, если носитель тщеславных мечтаний о регентском камертоне не блистает высоким интеллектом?

Так скрывать или нет?

Столь длинная преамбула к основной мысли статьи была необходимой. И она же является ответом. Вы заранее не знаете, кто окажется в отдельно взятом человеке сильнее - мелкий тщеславный божок внутри, или высокий ум истинно духовного человека.

В своем чистом и открытом желании быть искренним, вы можете пробудить в другом человеке этого спящего зверька. А ведь проснется он очень, очень голодным! И потому вы должны быть мастером дипломатии.

Держите свои руки (чтобы не дай Бог, в случае чего не начать ими что-то там показывать) под контролем, не давайте волю своим чувствам и эмоциям, покажите на новом клиросе себя крепким специалистом, но не хватающим звезд с небес. И лишь разобравшись в том, кто есть кто ваши новые братья по оружию, вы сможете слегка приоткрыть ваши истинные возможности.

Скромность украшает человека. А способность быть профессиональным и скромным и вовсе делает вас достойным кандидатом в вечную жизнь. Будьте скромны и благородны, и цветком вашей души когда-нибудь будет гордиться само небо.

А вы как думаете - нужно скрывать регентское прошлое?



Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!