Представьте себе целую толпу людей, и у каждого в руках подзорная труба. Нет, это не форум капитанов-пиратов, это певчие из обеих столиц нашей родины ищут себе клирос по душе. Степень "душевности" найденного клироса зачастую зависит от зоркости "труб" и умения певчего крутиться. Люди ищут максимальные ставки. И в этом нет ничего плохого. Певческая работа требует очень долгого обучения, и с точки зрения обывателя глупо соглашаться на работу с зарплатой деревенской доярки. Главное в этом процессе - не стать профессиональным циником...

Думаю, ни для кого не секрет, что существуют даже вполне популярные русскоязычные сайты, скажем так, удивляющие своими порядками. Вроде сайты посвящены хоровому делу. Вроде бы даже пению на клиросе. Но - начинаешь вчитываться в диалоги певчих между собой и волосы потихонечку встают на всю длину.

Наличие веры у певчего высмеивается самими администраторами ("ПГМнутым у нас не место"), попытка хотя-бы понять настоятельские проблемы в отдельно взятом приходе обрушивают на тебя гору эпитетов вроде "жирный поп" (хотя я и алтарником то никогда не был и вообще ни разу в жизни в алтарь не заходил). Певчие на любой аргумент о служении Христу и важность этой миссии встречают от коллег ехидные, едкие, колкие замечания, полные внутренней агрессии и злобы. Как же так получилось, что нормальные люди с изначально вполне добрыми взглядами стали столь прожженными циниками, ехидно и едко высмеивающие скромную веру и посильное служение своих верующих коллег?

Я далек от того, чтобы осуждать собратьев по ремеслу. Зная, что работать на клиросе очень тяжело чисто профессионально, я понимаю - пение в самом деле дорогая работа. По моим скромным убеждениям, певчий, работая в месяц примерно на 12 выходах, должен получать тысяч 20-25. Но поскольку это не так, и изменить я ничего не могу, я хочу порассуждать о причинах выработки у певчих столь горького отношения к собственной профессии.

Я человек творческий и у меня при создании любой статьи очень живо разыгрывается воображение. Иногда я слышу целые симфонии, а иногда - целые сказочные сюжеты проносятся перед моими глазами. Каждый певчий когда-то был рыцарем на белом коне и хоть раз в жизни да сказал про себя во время пения такие слова "Господи, хорошо мне здесь быти..." (с), как сказали апостолы на горе преображения Господня.

Я искренне верю, что каждый певчий хоть раз испытал радость от службы. Ибо только этим можно объяснить их профессиональный цинизм. Да, я знаю. Мои коллеги не поддержат меня и выльют на мою голову потоки дурно пахнущей жидкости. Ничего, перетерплю, представив себя эдаким диггером, добирающимся тропой извилистого смысла до грустной истины.

Попранная радость

Какая же чистая, светлая и по настоящему благородная радость - служить Христу, нашему Богу и Спасителю. Какое же счастье обрести смысл в подобной деятельности. Истинно блаженны певчие, способные пронести эти мысли через все свое служение. Многие певчие, только придя на клирос, ощущают какое то совершенно удивительное чувство легкости после каждой службы. Вроде бы приходит на клирос эдакий атеист, но...и его не отвергает Господь. И он ощущает...нечто. Нечто, без чего больше не может жить.

Вот только клирос может быть беспощаден. Он забирает наше сердце, беря нас в плен и делая нас заложниками того высокого смысла, которое мы ощущаем от служения. А взамен кормит терниями и волчцами. Ибо посередине горького и сладкого проходит дорога к вечному спасению.

Иногда горечи становится очень много. И тогда сердце буквально рвется в муке - хочется уйти, достало, унижения воистину превышают всякие границы. А тайная сокровенная сила клироса, тень с небесных ангельских ликов, еле видно освещая это зачастую покрытое телами убиенных место манит и манит, не дает уйти.

Иногда от этого можно слегка так сойти с ума.

Любая другая работа в миру начисто лишена проблемы привязки. Ибо ты - воистину свободен, как пел Кипелов, "словно птица в небесах". Захотел - взял да и поменял место работы. Ну нет такой работы на земле, которая бы вызывала "привыкание". А клирос - вызывает и точка.

Не можешь без пения Богу. Не. Можешь. Но работа твоя начинает подвергаться тяжелым мучительным испытаниям, которые тем более мучительны, что ты не можешь отказаться от служения. Когда я пришел на клирос, для меня было довольно унизительно видеть, как всем певчим дают праздничную премию, а мне - нет. Мне было очень больно слышать грубость старушек-старост. Видеть надменное выражение лиц некоторых священников, которые с таким видом тебя благословляют, что так и хочется сказать "ну извините, что отвлек от возвышенного...куда вы там шли".

Иногда кажется, что твое сердце - это город, за каменными стенами которого испуганно укрылись женщины и дети, дрожащие при виде стоящего у ворот сердца войска. Таран бьет и бьет в одну точку, которая как пульсирующая боль снова и снова внушает тебе мысль - тебя не ценят, твой труд не уважают, всем кажется, что петь не сложно, ты работаешь за копейки. Твой мозг, подлый предатель, пилит сук твоей души, не понимая, что и сам грохнется куда не следует...


А ведь люди вовсе не рождаются с верой. Многие просто хотят подработать на клиросе. И даже не понимают, что попали в капкан любви к этому делу, который уже держит тебя, принуждая тянуть вперед тяжелую клиросную баржу, как пресловутые "Бурлаки на волге"



Дорогой нашему сердцу старец Иоанн Крестьянкин с трудом благословлял людей на работу в церкви. "Великую веру надо иметь, чтобы работать в храме" - говорил он. Иначе остатки веры потеряешь. Этот светлый муж знал о чем говорил. И с моими глубоко уважаемыми коллегами произошла такая же беда (от которой и я сам не застрахован).

Подсознательная жажда служения, столкнувшись с церковным хамством вызывает взрыв боли и разочарования, порождая в процессе уродливый плод - расчетливый прагматизм и профессиональный цинизм. Мозг, сообразив, что подпиленный сук вот вот рухнет, врубил защитный механизм и отсек "раздражитель", отсек самую светлую составляющую клиросного служения - идею ангельского служения Христу, убрав всю мистику и оставив прагматику.

Мозг трудно винить. Ему заповедано тело и душу сберечь. Раз факты говорят о том, что церковный люд ведет себя не очень по христиански, что должен сказать на это интеллект, мыслящий сухими фактами? Опереться на светлую идею служения Богу и молящимся в храме людям? До этой мысли надо еще дойти, ощутив в процессе небесную радость и сумев ее удержать. А если тернистый поход окончился в топком болоте бесконечных церковных унижений?

Я с болью думаю о служении дорогих коллег. Как часто они, выслушивая странные, иногда нелепые комментарии от настоятеля (или и вовсе бабки-свечницы), идут на свое рабочее место - делать свое высокое дело. Да, защитные механизмы психики отсекли все высокое от души. Ибо в самой опасной драке остаются лишь голые инстинкты выживания. Но ведь высота служения не делась никуда.

Просто семена разочарования щедро взрастили плевелы цинизма. Совместить мысль о посмертном светлом Царстве с грубостью церковного персонала и кичливой роскошью клира стало более невозможно.

Моя миссия - дать объективную картину

Известное выражение "Чтобы не разочаровываться - не надо очаровываться" обретают второе дыхание в моих статьях и рассказах. Осознав, как часто мы ждем от наших коллег, начальства, церковного люда доброго отношения и сколь редко его получаем, я понял - надо что-то менять в самом подходе к служению.

Во первых, надо больше распространять статей, подобных моим. Люди должны знать, что клирос - место борьбы, передовая, здесь (как в окопах) можно мечтать о спокойном тыле, но - такого не будет. Осознав, что "у всех так" - люди, как я надеюсь, придут к выводу, что ждать от клироса уважения или признания не стоит и смиряться со своим служением. Ведь все-равно жизнь пройдет на клиросе, просто будет полна внутренней злобы.

Во вторых - не стесняйтесь настоятелям скидывать мои статьи. Наш настоятель показал себя воистину золотым человеком, после прочтения статей сделавшим верные выводы. Начали приходить читать алтарники, нас начали отпускать с некоторых молебнов (мол, берегите голоса), настоятель стал лояльно и с уважением относиться к совместителям (раньше негодовал из-за их отсутствия).

И - давайте больше ценить друг друга. Говорить друг другу теплые слова. Даже если не хочется, даже если устали - сегодня же на своем клиросе скажите вашему соседу - "я так рада тебя видеть, дорогая сестрица". Мы сами зачастую вызываем друг у друга приступ профессионального цинизма. Так и хочется процитировать мою мысль, написанную ранее...

Удивительно, но факт. Ничто и никто так не украшает идею Царства Небесного, как мы сами. Мы так хотим любить, но любить мы не умеем. Зато охотно и истово обижаемся, ненавидим, завидуем. Но мы знаем вкус любви и отчаянно жаждем ее. Из пепла наших страданий, как птенец птицы Феникс рождается удивительная мечта о царстве вечной любви, где нет предательства, где люди, облаченные в неземные божественные энергии, любят друг друга на невероятном пламенном уровне.

Но чтобы понять и оценить красоту идеи, надо столкнуться и с предательством и всеобщей холодностью людей, и зачастую довольно декларативном характере отношений между людьми. И вот тогда мы, показав друг другу свою внутреннюю природу, начинаем вопиять ко Господу - "Забери нас туда, где лучше, где нет нас таких, какие мы сейчас". Воистину, надо испить чашу горечи и одиночества, чтобы увидеть вселенскую красоту Рая.


И я отчего-то верю...искренне умеющий дарить тепло и любовь человек обязательно обретет иммунитет к профессиональному цинизму. Да, он не станет миллионером. Он не станет богатым. Но и озлобленный певчий не богат. Все его отличие от доброжелательного милого соседа - лишь в той злости, что он несет в себе.

Регентам мое особое пожелание. Вы - в состоянии дать певчему радость от служения, всего-лишь грамотно озвучив слова поддержки. Непрофессионалам можно (и нужно) говорить, что верите в их будущее, профессионалам - почаще о том, как благодарны Богу за то, что он привел классного певчего. Вы - можете творить чудеса своим словом, материнской заботой, теплом и лаской. При этом вы не прибегаете к лести, а говорите сущую правду. Разве не справедливо и честно поблагодарить Бога за то, что он привел на ваш клирос классного спеца?

Я призываю всех вспомнить о нашей малой грузоподъемности...и избавиться от лишнего багажа в виде обиды на церковную систему. Она ровно такова, каковой мы ей позволили сделаться. Хотите изменений - включайтесь в работу, распространяйте материалы, помогайте своим настоятелям лучше понимать клирос. Давайте как мощный морской девятый вал - обточим этот краеугольный камень...

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!