Задача - нарисовать образ идеального певчего. Субъективные подходы мы уже знаем - верующий, скромный, поет чисто и красиво, регенту послушлив, перед всеми смиренен, за деньгами не гонится, храму отдает лучшие годы жизни. Красив душевно и телесно. Одна беда - нарисованный образ утопия еще большая, чем построение действующей модели коммунизма. А потому применим нестандартный и дерзкий подход. Подход программиста и математика. Попробуем "пощупать товар" (наше пение) с точки зрения "получателя" и тогда розовые очки спадут с наших глаз...

Давайте представим себе, что некое духовное существо, Бог, хотело бы наградить нас за нашу службу на клиросе. Да, это вызывает нервный (а временами и откровенно истерический) смех, но... Мы возьмем себя в руки, наденем строгие очки и включим режим аналитика. Да, как в школе. Нам "дано", что некое существо нас наградит за работу на клиросе.

По каким критериям оно, это существо, оценивало бы нас?

Я не могу говорить за Бога, но любому хотя бы отчасти знакомому с христианством человеку ясно, что за блуд не вознаграждают, за воровство медалей Бог не вешает и убийство предметом поощрения Всевышнего быть ну никак не может. То есть, логика в "небесной канцелярии" все же существует, как и существуют "благие дела" и "дела злые". Хотя мы и понимаем, что сами термины "награда" и "наказание" весьма далеки от небесных реалий. Но... за неимением лучшего воспользуемся тем, что есть.

Итак, певчий.

С мирской точки зрения певчий - музыкант разной степени скиллованности, поющий в церковном хоре. Даже если музыкант по образованию технолог-мастер машинного доения (доярка, проще говоря), пение на клиросе и овладение соответствующей квалификацией делает ее отчасти музыкантом.

С мирской же точки зрения певчий получает финансовое или моральное удовлетворение от осуществляемой деятельности. Для кого-то работа, для кого-то - хобби. И возникает закономерный вопрос - "а откуда вообще выпрыгнула мысль (как кролик на лыжах), что за пение на клиросе нужно вознаграждать"? Мы пришли, отработали, получили деньги, и/или удовольствие (если поем бесплатно). Где, собственно, "вознаграждаемая часть"? За что тут хвалить?

Почему мученики высший чин святости? Почему говорят, что "если бы люди знали, какова награда монахов, ни один не остался бы в миру"? Из-за мотива. Мы, люди, можем быть мотивированы чем угодно. Жаждой признания, или голодом или желанием секса (так считал доктор Зигмунд Фрейд). Высшие христианские подвиги были мотивированы любовью к Богу, жаждой Ему угодить. Бог своему возлюбленному сыну или дочери дает все. Но главное - Он даст доступ к самому себе. Поэтому это можно даже назвать не наградой, а "логикой любящих отношений". Бог любит своих святых (а они - Его) и Бог ничем не ограничен, чтобы порадовать их...

Мотив.

Это и есть первый множитель нашей формулы. Она приобретает такой вид:

[МОТИВ] * [?


Тут требуется пояснение. Давайте коллегиально установим, что мотив исключительно светского атеиста-музыканта, поющего на клиросе (и внутренне подсмеивающегося над всеми этими обрядами) равен единице. А мотив пламенно-верующего 10-ке (не придирайтесь к числам, они условны). И тут мы обнаружим, что "пламенно-верующего" надо тоже расшифровать. Какие характеристики будут давать нам единицы "сверху"?

- Готовность работать даже бесплатно. Очень важная характеристика. Если прямо сейчас у вас заберут зарплату, вы останетесь работать (хотя бы по выходным) бесплатно. Чтобы служба не пострадала и при наличии свободного времени? Давайте назовем ее "готовность петь бесплатно или "ГПБ".
- Готовность терпеть трудности. Очень важная характеристика. Если вы готовы ради Бога терпеть коллег и даже видеть в них образ Божий (пусть и искаженный), Ваш мотив проверяется уже двумя способами - Вы терпите отсутствие видимого поощрения и нападки от коллег, значит, имеете желание сделать что-то вопреки довольно серьезным трудностям. Если вы готовы петь в холодном помещении, и мерзнуть, но все равно петь - вы показываете небу, что трудности не отвращают вас от дела. Давайте назовем эту характеристику "готовность терпеть трудности или ГТТ".
- Использование возможностей храма. Если мы в самом деле пришли к Богу и мотивированы на клиросе любовью к Богу, мы должны "по максимуму" использовать возможности системы, не так ли? Часто исповедоваться, причащаться, заказывать сорокоусты за наших усопших родственников и не вылезать с панихидного стола, чтобы помянуть их же... Это же показало бы, что мы мотивированы в самом деле целями, находящимися вне нашего мира, не так ли? Тогда бы мы ясно заявили, что "этот мир нас интересует лишь как аудитория для подготовки к выпускному экзамену". Поэтому данную формулу так трудно обмануть. Истинно мотивированный неизбежно бы использовал возможности храма "по максимуму". Вот еще одна характеристика готова - "использование возможностей храма" или "ИВХ".
- Гордыня умножила бы все на ноль. Поэтому тщеславие или горделивость (Г) в своем максимуме будет умножать на ноль, а ее отсутствие - на 1.

И вот формула мотива готова

[ГПБ + ГТТ + ИВХ] * Г = Мотив


Если гордыня высока, все показатели готовностей терпеть трудности и работать бесплатно и использовать возможности храма умножаются на нуль (гордыня при высоких показателях дает умножение на 0, а у смиренного - на 1).

Итого, смиренный терпеливый певчий будет выглядеть как то так -

{3.3 + 3.3 + 3.3} * 1 ~ 10

у горделивого

{3.3 + 3.3 + 3.3} * 0 = 0

Второй множитель

Второй множитель - это приносимая польза. Мы можем быть кротки, смиренны и очень стараться и терпеть трудности, но если от нашего воя разбегаются прихожане, трудно ожидать медалей....

Часто говорят, что певчие служат Богу. В общем, да. Но мало кто задается вопросом "как именно". Тут не сложно найти ответ. Как священник служит Богу? Какого священника мы считаем хорошим? Того, кто объективно приводит людей к Богу или помогает им в деле спасения. Если священник хорошо и обстоятельно исповедует и делает это так, что к нему на исповедь хочется вернуться, если священник служит так, что весь приход ждет его служб - он ведет людей к Богу, и это качество хорошего священника.

А какой певчий будет считаться хорошим? Ведь певчий, поющий откровенно паршиво, тоже поет Богу. Ну не получается у певчего петь хорошо, но ведь он поет Богу! Весь приход уши затыкает, уж не знают как и сказать "милый, лучше бы ты не пел.."

Петь надо Богу, но ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Так же, как священник служит Богу, но полезной считается его деятельность с людьми, а не когда он молится у себя в келье (то удел монахов). Так и польза певчего определяется тем, насколько горячо включаются в молитвенный процесс под его пение прихожане.

Вот!

Некто невидимый, но очень прозорливый, в другом измерении смотрит, как сердца прихожан горят во время пения. Если хороший хор их воспламеняет, то (наверное, это видно) плохое нестройное пение окрашивает весь приход как будто в песчаную бурю раздражения и брожения. Никто не молятся, а внутренне ругают приход и певчих.

Я специально наблюдал. Я чуть-чуть менял манеру чтения, наблюдая за прихожанами. Если слова я произносил очень внятно, но при этом кротко, приход как будто "цепенел". Они уходили в мой настрой. Если я читал бегло, часто отвлекаясь, они лезли в свои сумки, начинали что-то делать, вертеться, чесаться, и было видно, что они воспринимают чтение как "паузу, во время которой разрешен отдых".

Чеканная дикция вкупе со смирением в голосе (как на записях монастырских чтецов) неизменно повышала КПД (коэффициент полезного действия).

С пением аналогично. Особенно это проявляется на текстах стихир и тропарей. "Боже, помилуй нас" в конце стихиры - и весь приход начинает истово креститься. Иногда воображение рисует мне, как древний воин раздувает костер из углей... вот они тлеют, мощный выдох и угли раскаляются до багрового оттенка. Вот таким вот "выдохом" для прихода являются окончания стихир... "Молитвами святого, Помилуй нас..." "Слава Тебе" и т.д Смысловые эмоциональные выплески в стихирах способны разогреть молитву очень сильно.

Поэтому так опасно болтать на клиросе или смеяться. Это передается слушателю, и он тоже перестает молиться, КПД певчего драматически падает. Я не могу сказать, что певчий на клиросе должен молиться постоянно (я реалист и понимаю, что наши певчие могут и не выдержать такого напряженного духовного труда), но что пытаться стоит - 100%. Только не уходя при этом во внешнюю сторону вроде скромного вида и белых платочков. Ваше КПД это не поднимет.

Наблюдения показывают, что хорошие динамические контрасты и очень хорошая дикция запускают у слушателя (молящегося) реакцию молитвы за счет текстов. Тексты содержат все, что нужно, а музыка должна просто не помешать, а подчеркнуть, как хорошая приправа в блюде...

Итого

Вот мы и получаем формулу, при которой степень приближения певчего к Богу (дерзновения вкупе с взаимной любовью) вычисляется по формуле:

[МОТИВ] * [ПОЛЬЗА]


Если мотив певчего основан на гордыне и тщеславии, то...

Мотив будет равен нулю: {3.3 + 3.3 + 3.3} * 0 = 0
И итоговая формула приобретет вид: 0 * 100 = 0

То есть, даже если польза будет огромной, будучи умноженной на нулевой мотив, даст в итоге нуль. Итого, наиболее бессмысленно на клиросе гордится "приносимой пользой", "без меня пение развалится" и ходить по приходу гусем. Выгоднее в перспективе вечности "неважно петь", но быть смиренным и иметь горячие мотивы. Это тоже не даст высоких показателей. Потому что польза невелика. Например, равна скромной единичке.

Тогда формула будет: 10 * 1 = 10.

В идеале, нужен абсолютно искренний мотив + высокая польза приходу (люди плачут под пение, молятся, горячо каются), но при этом (зная это) певчий должен прилагать экстраординарные усилия, чтобы не допустить тщеславия, которое сначала первую часть формулы (а потом и всю формулу) превращает в нуль.

В идеале же все выглядит как то так (идеальный мотив умножается на огромную пользу при отсутствии гордыни):

10 * 1000 = 10 000 и место на небесном клиросе.


Да, мы и раньше это знали, но цифры всегда нагляднее, не так ли?
Служите Богу, живите вечно и радуйтесь.

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!