У каждого на клиросе своя боль. У басов боль в том, что регент опять запретил тыркаться в смартофон, и читать трехбуквенные паблики во время чтения Евангелия на всенощной. Mezzo больно смотреть на грустные лики обиженных басов...а у тети Нюры боль, что запивка без просфорок. Тенора сожалеют, что запивка "пустая" - без вина. Милые трудности разнообразят клиросную жизнь, доставляя забавные неприятности труженникам хора... Но это все милое щебетанье творческих людей. Иногда же нас "накрывает" по-настоящему. Когда больно так, что хочется выть...Когда ноет на износ души, когда хочется уйти с клироса навсегда. Это происходит тогда, когда тебя на клиросе - ломают. Об колено.

Проведем тест. Вас за Ваше служение на клиросе Господь вовеки помилует и наречет возлюбленным сыном или дочерью. Радости Вашей не будет конца. Семейный теплый клирос (если он именно таков) уже сейчас приносит радость, но святой небесный клирос - превратит Вас в грозный пламенный торжественный небесный аккорд. Плечом к плечу вы встанете с пресветлыми ангелами в стройный полк и воспоете величание небесному Царю. И радость ваша не поместится внутри. И ликующая слава Господу сотрясет вселенную...

Раздражает текст?

Если ДА - поздравляю. Вас на клиросе каким-либо образом ломали. "Сладкие" тексты всегда раздражают, когда от отдельных людей в церкви есть глубокая обида внутри. Наверное, вам так и хочется сказать "автор, хватит заливать нам уши сладкоголосой патокой...подвези лучше патронов крупной калиберности." Потому что хочется стрелять куда-то в сторону всех этих обидчиков из алтаря, широко расставив ноги и от бедра...

Ибо достало все.

Ну ок, ладно. Гиперболы - не наш путь. Не достали, но регулярно изрядно напрягают. И что им дались эти нарощенные ногти, модный платочек и косметика на лице? "Я, батюшка, вообще то с людьми работаю, и довольно трудно вызывать уважение специалистов, одеваясь как баба с советского колхозу..." И зачем им позарез так нужны мои "Благословите, батюшка" перед каждой службой. Я вроде как профессионал, смогу спеть, даже если перед службой не чмокну крупную мужскую длань.

По правде сказать, очень многие хорошие специалисты на клиросе глубоко адекватны. Им не лень "выполнить ритуал", если "так надо" и не трудно одеться так, как того вымучивает церковный политес. Просто иногда между настоятелем и регентом, между алтарем и клиросом пробегает "кошка" нужной цветастости и разрастается неприязнь. В особо запущенных случаях внутри поселяется гнойный очаг боли у сторон конфликта и это выливается в боль и взаимную ломку.

А ломать они умеют. Алтарным труженникам совсем не сложно ввести в депрессию музыканта. Он, бедолага и так идет по жизни с оголенными проводами нервов, в душе то плачет скрипка, то надрывно танцует цыганский табор, от чего вдумчивого человека пробирает смех от такого самоанализа. Душа музыканта при ее визуализации была бы весьма зрелищным атракционом.

И тут настоятель решается внести свою лепту в творческий хаос. То алтарники принесут запивку с выражением крайнего отвращения на лице, поглядывая на тебя не иначе как на кандидата в сожжение на костре ("ведьма... как пить дать, ведьма!"). Ежу ясно, в алтаре они про тебя наслушались ТАКОГО, что не всякая бумага стерпит. То он сам не захочет с тобой обсуждать даже явно насущные вопросы, избегая всякого контакта с плохо скрываемой неприязнью.

В жизни и на работе такое тоже бывает, но не ранит столь больно. А тут - прям как пенопластом по стеклу. Копится, копится, копится и итог - вспоминаешь китайскую народную мудрость. Ну да, ту самую, в которой призывается выйти на восходе, встать лицом к солнцу, поднять руку с раскрытой ладонью, а потом с сочным уханьем и на чистейшем русском сказать "да пошло бы оно все...".

Говорят, иногда помогает.

Кстати, о помощи. Мои наблюдения железно показывают - в храме лучше выживают те, кто сумели развить у себя чувство юмора и включаемый в нужные моменты пофигизм. Без пофигизма где-то там, далеко в тылу, певчий сгорает. Да, сначала типа "очень правильный и верный Раб Божий", горячо и пламенно стремящийся к идеалу службы. А потом, после пары оскорблений как будто муху ртом словил. Поскучнел, затих, помрачнел да и ливнул с клироса...

Китайский метод с рукой на восходе солнца прям в кассу. У меня есть персональное наблюдение. Лучше всего на клиросе живут и работают те, кто время от времени могут смеяться во время службы. Ну, это когда смех продирает так, что петь не можешь. Это не панацея, но надежда, что у человека выпускной клапан таки работает. Это одно из полезных качеств, но хочется раскрыть и пару простых секретов. Как сегодня говорят, "лайфхак".

На заре моего клиросного служения у меня случались конфликты с настоятелями. Но ключик к ним (как и к любым людям вообще) все же существует. Подмечено железно - если выполнить пару вещей, становится лучше. Может и не "мир, дружба, жвачка", но точно не "патроны, пулемет, от бедра".

1. Не лезьте к ним. Вот правда. Как ни странно, чем реже мелькаешь перед священником, тем лучше. Бывает, что у начальника характер скверный. А вот хочется доказать, что "ты не верблюд". И мозолишь ему глаза. В надежде, что вдруг увидит, поймет, почувствует, поговорит - тепло и проникновенно, и стена отчуждения рухнет. Увы, такое не работает. Его это еще больше раздражает. Практика показывает, что если им не надоедать и вообще говорить ооочень мало, становится лучше. Если он сам ищет встречи, пусть сам и говорит. Просто слушайте с видом заинтересованного туриста на интересной экскурсии. Если он через алтарника или сам передает приглашение поговорить, сразу определите, сколько готовы ждать. Допустим, "у меня 15 минут есть, потом у меня маршрутка, я могу опоздать". Или "мне через полчаса ставить инсулин". Или "дочь со школы забирать". Цейтнот. Это чтобы "он" не выкинул фортель, типа пригласил поговорить, вы прождали, а он такой "все... мне сегодня некогда".

2. Всегда соглашайтесь, но делайте свое. Надо понимать, что настоятель не музыкант. Но мужчина. Зачастую - самодовольный. Зачастую - нарцисс (как ни крути, священническое служение - всегда на виду, в красивых блестящих одеждах, тобой восхищаются прихожанки и т.д и тут регент такой лезет с неприятными вопросами и осмеливается не согласиться). Поэтому - соглашайтесь. В вопросах, где он разбирается, типа "кафизмы читать полностью" - читайте полностью. В вопросах типа "что-то пели не молитвенно" - согласитесь... да, мол, сегодня что-то не молитвенно. Сама, мол, расстроена таким раскладом. Завтра будет лучше. Поверьте, даже самому упрямому надоест постоянное согласие и он либо вас сменит (на кого, позвольте спросить?), либо просто махнет рукой. Да, да. По китайской традиции. В конце концов, может быть и правда, есть смысл подшлифовать репертуар. А что, знание репертуара для певчего всегда в плюс, разве нет?

3. Никогда не задавайте им вопрос "батюшка, как мы сегодня пели". Да, хочется получать обратную связь. Но поверьте, она вам может не понравиться. Любая рецензия жаждет стать разгромной. Вас обидят, следующая служба будет хуже и критика будет уже обоснованной + настоятель привыкнет говорить свое мнение. Оно вам надо?


4. Никогда не озвучивайте своего возмущения настоятелем при певчих. Во первых, в храме даже у стен есть уши, во вторых, вы удивитесь, но даже ваша близкая подруга может бегать к настоятелю на исповедь. Не забывайте про пресловутую "женскую дружбу", особенно когда на кону благоволение красиво одетого благообразного мужчины в сверкающих доспехах...

5. Уважайте себя. Тут требуется тщательное пояснение. Не самоутверждайтесь, а уважайте. Разница в том, что самоутверждающийся частенько сам лезет на рожон. Уважающий просто проводит границы. Например, "я готов(а) ждать начальника для беседы не более чем 10 минут. Потому что у меня дела, семья, другая работа". Не подхожу? Извините, но таковы реалии. Либо миритесь, либо... Если начальник пару раз без очевидно уважительной причины пригласил, но не пришел - в следующий раз не ждите. Совсем. Либо прямо сейчас, либо - когда у него будет время и он сможет "прямо сейчас". По музыкальный вопросам не спорьте. 99% священников субъективно все воспринимают. Ну пусть выскажется. Но не пытайтесь выполнить чужую работу и научить его тому, чему вас учили в консерватории 5 лет.

Наверное, все вышесказанное можно свести к простой фразе - выработайте профессиональное равнодушие к начальнику. Это когда твое горение делом касается только дела. Самая большая музыкантская беда - почувствовав несправедливость, пытаться "начать разобраться, построить отношения, наладить их". Поверьте, как только отношения входят в плоскость профессионально-равнодушного радушия (как у официанта в ресторане, который не то, чтобы унижается перед посетителем, но равнодушно-радушен), так сразу все идет на лад...

Если же ничего не помогло, вспомните китайскую мудрость...

Певчий будет петь на небесном клиросе...