Я требую отменить это слово. Потому что по нему очень хорошо поездили, сделав хороший такой чугунный блин. Которым так и норовят тыркнуть тебя по голове. С тобой плохо обращаются на клиросе? Смиряйся, сестрица! И почему это звучит как "мы вытрем об тебя ноги... не забудь их поцеловать в благодарность"? Слово "смирение" утратило свой первоначальный смысл. И поэтому я предлагаю заменить его. На новое слово - "беспроблемность". Хотя бы в рамках этой статьи.

Смирение и клирос - это как корпускулярно-волновая теория света, как инь и янь, как... Да тут можно громоздить определения до бесконечности, смысл которых сводится к тому, что клирос - школа смирения. Потому что к тебе 100% будет кто-то неуважительно относиться. И уж не так важно, на самом это деле, или это твои персональные тараканы подготавливают тихую революцию, цель которой - уход с клироса.

Дело в том, что клирос - это НЕ сказка. Про клирос не уместны сладкие слова и слащавые проповеди. Клирос - это духовный бой. Цель - воодушевить прихожан на молитву, разогреть их сердца для славословия Господу. Враг будет на это смотреть с улыбкой? Да ни за что! А идеализация священства и вовсе неуместна. Священники прилетели не с Марса, а вышли из нашей же среды. Мы всегда друг друга уважаем? То-то.

Тот, кто пришел искать на клиросе справедливости - неисправимый романтик и пора повзрослеть.

На клирос приходят по двум причинам. Первая - хотел заработать, о духовной составляющей ни сном ни духом. Тебя - прогоняют через мясорубку, ты удивлен, что устроился на такое плохое место работы, но - терпишь. Деньги нужны.

Вторая - ты знаешь, Кому поешь. И тебя тоже прогоняют через мясорубку. Тем сильнее, чем ценнее ты для клироса. Потому что от тебя зависит, как будут молиться прихожане. И ты можешь терпеть "просто так", а можешь - придать своим испытаниям "духовное измерение", сразу став вместо простого затюканого работника человека, ведущего духовную работу. Над собой, над своей жизнью. Выбор всегда за человеком.

Если тебя никогда не унижали на клиросе коллеги, священники, регент, или прихожане - ты пока не ветеран клироса. Или святой. Обычно каждый певчий сталкивается с этим. И это не так и страшно на самом деле. И когда этот день придет, ты много услышишь про пресловутое смирение. Разозлишься. И даже дернешься. "Только не говорите мне про смирение". Понимаю, сам дергался.

Правда клироса в том, что на нем ВСЕГДА будут проблемы. И из этого вытекает лишь одно. Надо учиться их решать. Я не призываю накачивать губы силиконом, ну... чтобы трепетный поцелуй ног обидчика был особенно приятным последнему. Я не призываю вылизывать пятки всем подряд. Я просто знаю по опыту, что проблемы решаемы. И лишь некий злокачественный процесс внутри нас мешает заняться решением.

Что это за процесс? Я называю его "меняла", "размен". Я "хороший специалист и делаю XXX профита, а мне взамен должно прийти YYY моих радостей". И в голове непрерывно тикает калькулятор, который считает, сколько отдаю я, сколько отдаю мои коллеги, и сколько в итоге мне должно вернуться. В итоге, расчет всегда не в нашу пользу. По всему выходит, что с нами обращаются, мягко говоря, как с ковриками для священства на полиелее. Красиво смотрится, краски делает и атмосферу создает, а после убирается благочестивыми пономарями в шкафчик. До следующей службы.

Пока мы будем считать, расчет ВСЕГДА будет не в нашу пользу. Я столько работаю, а мне платят меньше. Я столько работаю, а нас не кормят в трапезной со всеми. Я столько делаю, а меня не уважают. Скажу правду. Певчих больше ценит небо, чем земля. Вы знаете, в житиях святых крайне редко я видел чудеса, происходящие с мирянами. В основном, с монахами, епископами, священством. Но - иногда они происходят с певчими. Потому что певчие - ближе к небу, чем к земле. Наш дар - он от неба и земным его в полной мере понять не дано.

Впрочем, не об этом я хочу сказать. Нет у меня цели накачать благочестием и отправить на минные поля. Я лишь хочу сказать, что мы не идеальны. У нас в самом деле есть жажда признания, потребность в уважении. И у нее на службе - тот самый меняла, разменщик, которому ну очень хочется узнать "в цифрах и видимых признаках" - на сколько баллов меня уважают.

Давайте представим себе, что мы - роботы и у нас нет эмоций, а есть голое стремление к эффективности. Наша основная задача - петь на клиросе, пока Господь не призовет. Если бы мы были роботы, мы бы ползли на клирос без руки, без ноги, теряя кровь, как терминатор с оторванными железными конечностями. Машины ведь чувств не ведают, им эффективность только важна. И роботы мыслят понятиями "цель" и "помеха". Поэтому во всех фантастических фильмах роботы косят всех подряд и "работают" очень эффективно. Лишь по счастливой случайности люди побеждают.

Давайте сделаем задачу более близкой нам, людям. У нас есть цель. Петь на клиросе всю жизнь (я искренне надеюсь, что цель именно такая, в противном случае вообще не понятно, зачем такая низкооплачиваемая неуважаемая работа нужна, это оправданно, только если верить в Царство небесное и клирос - как путь к нему).

У нас есть помехи.

И что мы должны делать?

Устранять помехи.

Все.

Точка.

Не цель менять (уйти с клироса), а устранять помехи. В фантастических фильмах роботы просто убивают цели, которые мешают выполнению их главной задачи. Мы же должны устранять помехи хоть и эффективно, но в соответствии с Евангелием и УК. Но мы же не помехи устраняем, а "плачемся", не так ли? В этом и заключается пресловутое "несмирение". Вместо решения задачи "любой ценой" (а любую задачу можно решить), мы можем начать "сожалеть" о текущем состоянии ситуации.

Я хочу рассказать о человеке, который достиг пресловутого смирения. Он очень много шутит. Он слегка похож на юродивого, но при этом удивительно эффективен. Он как бы не старается "соблюсти приличия", он добивается результата.

Нет места для ночевки? Так... сейчас положим матрацы в храме. Нет места в трапезной? Так - ты, за чайником к этому брату, ты - за булочками в пекарню, ты - расчисти этот столик. Спустя пять минут вся наша команда сидит, пьет чай. Да, на импровизированном столе. Но результат достигнут - певчие поели. И так он достигал результата во многих делах. Что он делал и как он делал? Он устранял "порядок и правила", "рамки приличия" из дел. "Ты хочешь есть, или хочешь посидеть рядом с настоятелем и потщеславиться" - говорил он? "Есть" - на, ешь. Все, точка. При этом он не пытается унизить и искусственно ухудшить ситуации. Он всегда искал наилучшего для человека.

Его метод работал и работает прекрасно. Люди просто получают результат. Не красивые слова, не селфи, а голый, лишенный пафоса результат. Он может быть в "тусклой упаковка", но он 100% рабочий. И мы, певчие, можем поступать так же. Трапезная - камень преткновения для многих приходов. Певчих либо не кормят, либо садят куда-нибудь подальше.

Но...

Нам надо потщеславиться или просто поесть? Если просто поесть - варианты есть. Можно закупить дешевые пластиковые контейнеры и набрать еды и поесть на клиросе. Можно в складчину купить чайник для клироса. Лишь бы была ориентация на результат. И так можно решать практически любую проблему. Надо просто поступать так же.

Поэтому долой напускное смирение и грустные глаза. Дадим ход "беспроблемности". Уж поесть, организовать свое пространство, и минимизировать свое общение с трудным начальником (или максимизировать с приятным) всегда можно. Все равно радость на клиросе дает пение, а не что-то другое...

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!