Это, кстати, серьезная проблема. Я много раз видел, какие трудности возникают на клиросе, когда некто приходит. Пришел. Вроде отторжения не вызвал. Но - идет месяц, полгода, год, прогресса не видно, человек стоит мебелью, партию сам не держит, на критику обижается, все принимает близко к сердцу. Вот и думай, что с ним делать. Выгнать жалко, партию петь в одного не доверишь. И что же делать? Ведь ты, елки-палки, регент.

Умный регент не только организует прекрасное пение. Лучшие из лучших еще и деньги настоятелю экономить умеют. За счет оптимизации состава. Ведь что такое безответственное управление? Это набрать балласта для массы и выдавать на службах грязь, приправленную благочестивым поведением. Регент, желающий быть эффективным и грамотным управленцем, должен быть природным оптимизатором, политиком и музыкантом от Бога. Типа, "собрал квартет, службы прекрасные, звук легкий и летящий, бюджетная нагрузка на храм разумная".

И вдруг - необходимость набора людей. Кто-то ушел. Кто-то рожает. Кто-то переехал в другой город. Ахтунг, хору требуется донабор. Да, для небольшого церковного состава это более чем проблема. Ведь нужно не просто набрать шайку, донабор должен быть эффективным, ведь настоятель должен слышать результаты. Ведь регент, который думает о деньгах настоятеля, будет последним носиться на руках.

Начнем с того, "что зависит от регента". Ведь от регента зависит не так и мало. Прежде всего, я бы начал с того, что создал бы некий "обучающий курс", некую такую обучающую папку для начинающих певчих.

Такая папка была бы разбита как бы на главы и содержала бы следующий материал:

Нотный текст малой ектении.
Нотный текст великой стандартной ектении.
Нотный текст просительной ектении.
Нотный текст Великого господина.
Нотный текст на кафизмах "И ныне и присно и во веки веков".

В общем, нам нужны самые простейшие попевки, которые каждый певчий запоминает в первую очередь. Это будет своего рода первая глава учебника (нашей папки). Мы просим певчую сделать копию и распечатать эту папку. После чего внедряем для певчей урок 1 - за службу певчий должен именно ОДИН в партии спеть какую-нибудь малую ектению. И так раз за разом, бросая человека сразу в бой на легких участках (обязательно одного), мы приучаем человека к звучанию собственного голоса в рамках хорового аккорда, отучиваем бояться, человек ощущает первый успех.

Допустим, человек не в состоянии спеть даже ектению спустя месяц. Тогда прощаться. И наглядно показывать на примере, мол "смотри сама, это первый урок клиросной школы... ну сама чувствуешь, что не звучишь в аккорде, не поешь".

Второй шаг - это выбрать в службе парочку простых нотных "подобнов", дать их заранее и сказать "вот эти произведения ты на следующей службе поешь одна". Послушать можно вот здесь (дать ссылку на запись).

И далее человек поет уже конкретное произведение - один в партии. Это создаст для него стрессовую ситуацию. В этот момент станет ясно, боец человек или клирос не для него. Испытав опыт шока, опыт ошибки, позора, человек либо уходит, либо в следующий раз готовиться он будет уже тщательнее.

Случайным образом выбирается то или иное произведение, и человеку говорится "на следующей службе ты поешь его одна в партии". Допустим, человек спел. После службы можно поговорить "как ты сама оцениваешь свое пение", "если бы могла улучшить, то что бы ты улучшила"? На этой фазе человеку надо дать стимул начать анализировать собственное пение. И эта же возможность вопросить человека дает нам лучшее понимание его характера.

Самоуверенный и наглый будет завышать оценку собственного пения. Хитрый и изворотливый - стараться уклониться от ответа, как бы избегая даже начала процесса оценки, типа "Ну, лишь бы Богу понравилось... ну, я даже и не знаю, а вам как?" и т.д Неуверенный будет и занижать оценку и вообще мяться. Это сразу видно. И лишь вдумчивый человек даст себе установку на анализ и честно попробует взвесить собственное пение.

Это очень сильный педагогический прием. Задавая певчему вопрос с оценкой собственного пения, мы пробуждаем у него ответственность. Ведь если он вслух проговорит некое оценочное мнение, он сам уже будет понимать, что заключен некий "негласный договор", что надо становиться лучше. Потому что все мы, в общем-то, не глупы, когда дело касается наших интересов. И если регент спрашивает "какие недостатки ты видишь в том или ином исполнении" и ты их увидел и проговорил регенту вслух, тебе всегда можно задать следующий вопрос "тогда почему ты их не исправил"?

Это честная игра.

Певчий очень быстро понимает, что регент далеко не дурак и играет по честному.

Разумеется, сам регент в самом деле должен быть неглуп. Например, доверять спеть одной в партии то или иное песнопение надо с нарастающим градиентом сложности. Сначала - малые ектении. Потом случайным образом вообще любую ектению. Потом - подобны. Потом - простенькие авторские произведения. И - всегда, абсолютно всегда нужно говорить человеку за несколько дней до службы, что именно он будет петь. Это нужно для того, чтобы у человека не было оправдательных аргументов "а я не знал(а), а я просто растерялся/растерялась.

Тактика "поешь один/одна в партии то или иное произведение" работает прекрасно. Поскольку певчий не знает заранее, что вы попросите спеть на следующей службе, он понимает, что пока поешь с соседом, надо очень даже прислушиваться к тому, что он поет. Надо вообще, елки-палки, учить. А то попросят в следующий раз спеть именно то, на чем ты сейчас отвлеченно "не стараешься".

Регент при этом в блокнотике пишет у себя "такой то певчий - поет то-то произведение один в партии". Вы, как регент, можете просто таким образом прогнать певчего через весь репертуар.

Психология нам в помощь.

Допустим, если певчий неплохо исполнил партию, подчеркните это. Скажите, что "сегодня было очень даже неплохо", не идеально, но уже - достойно. И в следующий раз вы доверите вот такое вот произведение (чуточку более сложное).

Могут ли возникнуть проблемы с другими певчими, теми, что молчат в партии нового певчего? Типа "ну а почему я, звезда, должна тут молчать, ужасно же прозвучит без меня, ах-ах..." (далее глаза закатываются и певчая бухается в обморок на руки подхватывающих ее басов).

Объясняйте, что как раз вы на ее стороне и считаете, что совершенно недопустимо, что кто-то мог бы выезжать за счет ее голоса и просто стоять мебелью. Вы как раз считаете, что все должно быть справедливо, и поэтому, ценя ее (без сомнения, гениальный) труд, призываете и других к ответственности. Редко какой старичок откажется оставить новичка одного. Обычно любой старичок такой ситуацией молча упивается и у него внутри "звучат гимны". Иное дело, если новичок вдруг начнет неплохо петь один...

Ну а что делать, если человек раз за разом приходит не готовый? Вы просите подготовить вот это произведение, человек поет, но звучит устойчивая лажа? А вот для этого и были нужны вопросы "как оцениваешь собственное пение"? Ведь если человек в первый раз сказал, что "ну не важно получилось", то в следующий раз он уже вроде как обязан показать результат получше.

Если результата устойчиво нет - расставайтесь. И у вам будет легко это сделать, мол "красавец/красавица, ну... смотри, ты сама оценила свое пение.. лучше даже на простых моментах оно не стало. Как ты считаешь, стоит продолжать? Не стоит? Понимаю и уважаю твое решение? Или стоит? То есть, в следующий раз будет заметный прогресс"? Будет? Ок, но ты соглашаешься, что это последний шанс?

Если вы все сделаете адекватно, вы быстро получите следующее:

1. Узнаете о характере певчего по его оценке своего пения.
2. Узнаете о его усидчивости/готовности учиться (подготовился/не подготовился).
3. Узнаете о потолке его возможностей (допустим, "подобны еще поет, но на Бортнянском все, точка... квканье вместо пения").
4. Подготовите почву для расставания, в которой вы не будете выглядеть чудовищем. Скорее, сочувствующим наблюдателем.
5. Приучите человеке к ответственности и снимете с него страх петь одному в партии.

По гласам.

Гласы я рекомендую начинать разучивать с человеком, когда он начал наконец петь один в партии устойчиво то или иное произведение, когда он, в принципе, может спеть всю службу, кроме гласов. Потому что, во первых, он уже наслушается гласов со стороны (все равно будет стоять, слушать), во вторых, у него появится уверенность в собственных силах.

Всяческой вам удачи, дорогой брат-регент!

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!