Вот ведь неприятность какая случилась - плохо приняли на клиросе. Косятся, шепчутся за спиной, показывают свое неудовольствие. Да и за словом могут в карман не полезть. Да иной раз и слов не нужно. Красноречивая поза может быть столь же говорящей, как статуя дедушки Ленина, посылающая куда-то в небеса... в далекое-далекое будущее. А нам так далеко не нужно, не правда ли? Мы хотим всем понравиться. Да и вообще, разве мы плохие люди? Просто, наверное, мы ошибочку сделали.

Ах уж эти ошибочки. Из них состоит жизнь, перемежаясь редкими моментами успеха. Так хочется быть принцем на белом коне, ну или чудной принцессой, перед которой оный принц припал на одно колено, протягивая заветную сафьяновую коробочку. Знамо, с чем. Но нет. Жизнь не торопится одаривать успехами, не спешит нахлобучивать на башку корону. Предпочитая играть твоей головой в футбол, как в известной песне.

Но поскольку голова это не только то, во что едят, но иногда еще и весьма сильный инструмент искривления пространственно-временного континуума и вообще мощный прибор по выносу чужих мозгов, попробуем воспользоваться этой машинкой для причесывания реальность по ТЗ, согласно инструкции и заветам партии.

Проще говоря, попробуем решить с помощью 1,5кг серого вещества одну из наших проблем. Нас на клиросе плохо принимают? Сделаем, чтобы принимали хорошо.

1. Плохо приняли.

Вы только пришли и вас плохо принимают? Значит, вы совершили некую ошибку вхождения в коллектив. Поговорим об ошибках.

Клирос зачастую женский коллектив. Причем с порядками, весьма похожими на армейские. Не в части дисциплины, а в той части, где "респект и уважуха" полагаются старожилам, а новичок должен чувствовать себя не в своей тарелке. Как и в армейке, "салагу положено строить". И вас будут строить тем агрессивнее, чем с большей претенциозностью на респектабельность вы придете.

Если только пришли, то - сделайте хотя бы видимость, как всех вокруг уважаете. Придайте взгляду оттенок восхищения. Ничто так не раздражает старожилов, как независимый, и слишком понимающий вид. Скромность новичка всегда подкупает. Скромность в поведении, но не скромность в стараниях.

Старания вы должны показать, аки бомба-шутиха, что мечется в новогоднюю ночь по снегу, разбрасывая трескучие искры и веселя детей. "Еще, еще!" - кричат дети, созерцая забавную огненную игрушку.

"Еще, еще" - веселятся и требуют хлеба и зрелищ старые клирошане, наблюдая как вы отчаянно стараетесь угадать с мелодией гласа или правильно все спеть. Чужое волнение в такие моменты приятно. Ибо выдает твой собственный статус - невозмутимый и многоопытный. Ведь превосходство даже в таком аспекте приятно. И слишком грамотный специалист, придя на клирос с невозмутимым видом, многих перепугает тем, что не прошел положенную стадию - новичка и подмастерья.

А природа не любит взломов и хаков, как и женские коллективы. Так что, будь вы даже семи пядей во лбу, вспоминайте законы армейской казармы. Хотя бы изобразите старательность и испуг. Иначе - вас дизлайкнут.

Историки и философы спорят о том, должен ли вновь пришедший специалист, если он с другого клироса, и не известен на текущем клиросе, сразу показывать свои профессиональные возможности.

Кто-то говорит, что если "покажешь слишком большой талант - посчитают конкурентом и возненавидят". Кто-то отстаивает точку зрения, что со слишком серым спецом и возиться сильно никто не захочет. В самом деле, тут важно не перестараться, но и "недостараться" опасно.

Нужно ли показывать все свои возможности сразу?


Я лично сторонник того, что вновь пришедший должен петь просто тихо. Аккуратно, чисто, всюду попадать в ноты и доли, но - тихонько. Как бы скромно и аккуратно. Регенты вообще не любят слишком самоуверенных голосов. И вот когда регент попросит прибавить звучку - тогда и подбавить дровишек в топку. Пока же - скромность, скромность, скромность. Я еще не видел, чтобы скромность вкупе с опрятностью и пунктуальностью испортила бы отношения.

Люди вообще очень любят, когда у них вырастают возможности, но так, чтобы не особо бросалось в глаза, за счет кого они выросли.

Это вообще золотой принцип хорошей и долгой жизни на клиросе - быть очень полезным, но тихим. Чтобы вы были как воздух - необходимы, но при этом незаметны. Сумеете - будете жить долго и счастливо, и вас будут ценить. Подчеркиваю особо - именно сделайте так. Не прочитайте эту статью и мысленно согласитесь, а именно постарайтесь выполнить мои рекомендации.

Будьте скромны в поведении, но активны в работе. Хотя бы попытайтесь быть чуть скромнее. Станете скромнее на 20%, отношения улучшаться на все 50%. Под "скромнее" подразумевается "меньше говорить - больше делать".

Давно работаю на клиросе и что-то не сложилось.

С этим проще. Обычно не сложилось по простой причине. Освоившийся человек становится менее покладистым, из него начинает переть натура. И чем более дерзкий и самоуверенный человек получается на выходе из этого веселого конвейера, тем быстрее начнутся проблемы в отношениях.

Эта проблема вообще похожа на семейные проблемы второго года жизни. Романтика медового месяца давно испарилась, суженый за год уже начал поднадоедать, маски постепенно отсыхают и отваливаются, обнажая эдакие рожи наших душ.

Беда в том, что мы не столько меняемся, сколько играем. Не столько хороши, сколько притворяемся таковыми. И вот пришли мы на клирос, и могучим усилием воли загнали наше нутро в подсознание к нам самим же...

Но сколько можно притворяться? Месяц, два? Рано или поздно мы покажем, кто мы есть. Конечно, я не готов нас демонизировать. Просто наши недостатки клирос обнажает очень резко. И эти недостатки в общем-то одни и те же.

Недостаток 1. Слишком активный, во все лезу. Эта бомба-шутиха перешла от шуток к действию. И бывают разные фазы - от приемлемой до злокачественной. Суть в том, что некий человек может начать очень активно начать делать замечания всем. И если он не регент (да и регенту не все простится), то - рано или поздно это всем надоест, ибо вывод о том, что данный человек считает себя опытнее других просто лежит на поверхности.

И это раздражает всех. Ибо это все равно, что зайти ночью в подворотню и сказать "а ну, кто тут прячется, выходи на бой, сейчас всех урою, всем покажу". Само собой, что будет дальше, не так уж и трудно представить.

Не является тайной и то, что произойдет на клиросе с данным человеком. Его посчитают прельщеным. Батюшки начнут шарахаться. Среди клиросов города будет распространена информация о том, что такой-то певчий - в прелести. Батюшек учит, певчих учит, всем делает замечания.

Конечно, это не является прелестью в большинстве случаев. Просто, как и в семье, какие-нибудь криво стоящие тапки или использование чужой зубной щетки - люто раздражает. И некачественное пение, плохие порядки, отсутствие дисциплины - будут раздражать. Но - все вопросы подобного плана надо решать через исповедь. В крайнем случае просто вызваться регентом, мол "могу улучшить все". И вот тогда - пожалуйста, исправляй все что хочешь. Правда, и в этом случае будут говорить "съел(а), подсидел(а), плохой человек, редиска". И это будет правдой.

Поэтому снова возвращаемся к тому, с чего начали. Клирос, храм, монастырь - схожи в том, что на нем превыше всего - послушание. Послушание хорошо не тем, что ты слушаешься дурных и добрых советов с одинаковой радостью и миришься с неправильными порядками. Послушание хорошо тем, что избавляет от иллюзий "я самый активный...это нужно только мне...все держится только на мне...без меня все это развалится". Часто послушнику дают заведомо дурные советы, вроде посадки лука вверх ногами. Это нужно не чтобы послушник ощутил себя глупо. Просто к послушнику применяют логику армии. Начальнику виднее.

Да, начальнику может и не быть виднее, но как называют воинов, павших в бою пусть даже за дурной приказ? Героями, которыми гордятся. А как называют тех, кто сбегает с поля боя, считая, что приказ дурной, а разведка даром хлеб ест?

То-то и оно, что часто христиан называют воинами, но не понимают, за что. А потому что логика армейской дисциплины и подчинения старшему по званию и логика духовного послушания часто одинаковы. Тебе дан приказ - занять такую то высоту. Что это за высота? Зачем она нужна? Да кому об этом скажут. Вперед и с песней. Так и в духовной жизни.

Есть прекрасный духовный совет - "знай СЕБЯ и будет с тебя". Казалось бы - ВСЯ мудрость христианской аскезы заложена в эти слова. Так почему, ну почему мы суем голову в узкие щели, пытаемся узнать других и переделывать их по нашему собственному представлению о правде?

А вы когда-нибудь делаете замечания другим?


Поверьте мне, мои родные. Батюшка Серафим Саровский покорил всех любовью. И даже обличал он ласково. Настолько ласково, что люди слезами заливались. И то редко это делал. Истинное христианство - это не обряды, не порядок, не выполнение неких формальных правил, это - любовь. Все пройдет - и обряды и правила. А любовь во Христе будет жить вечно.

Просто проверьте себя. Заставляйте себя делать людям комплименты. Не врите им, просто найдите у них реально сильные черты. Ведь не бывает абсолютных злодеев. Человек со вкусом одет? Скажите это. Человек сегодня неплохо пел? Подчеркните это.

Человека последнее время не было видно? Скажите, что его не хватало. И вы с удивлением заметите, что вам начинают улыбаться, когда вас видят. Людям радостно от того, что они встречают вас.

Умных хватает, начитанных хватает, правильных хватает. Добрых - критически не хватает. Да, переделаться в доброго - та еще задачка. Это сразу и не получится. Нужно просто тренироваться, как соседи по американскому городку - улыбаться, приветливо здороваться, постепенно работая и над тем, чтобы и внутри было то же самое чувство. Так уж мы устроены - если лицо улыбается, то и нутро рано или поздно ответит. А куда ему деваться. Тело и душа связаны. Тело улыбается - и душа начнет.

Возникает очевидный вопрос "мы что, тренируемся врать"? А вот как посмотреть! Правда - вещь субъективная. Представьте себе, что вы попали на суд к Господу Иисусу Христу. И Он вам - правду. Ты - не угодил(а) мне, постоянно делала то, и это. И вообще, ты - плевела. И подлежишь вечному огню. Вроде правда. Лично у меня от таких слов Господа просто разорвалось бы сердце. Правда может убить.

Правда без любви - штука опасная. А правда + любовь весьма хитрое волшебство. Ибо любовь поглощает саму правду, оставляя 10 процентов правды и 90% любви. Ну ка, кто хочет, чтобы Господь прямо сейчас же с нами и по правде? Мало кто.

Вот то-то и оно, дорогие братушки и сестренки, что мы сами не готовы к правде от Бога, но зато сами готовы по полной правде и без любви к нашим братьям и сестрам. И что удивляться, что и они нам возвращают то же самое. Вспоминается история про собаку, которую запустили в комнату с зеркалами. И она, увидев собственное отражение, зарычала, залаяла, лаяла всю ночь, а наутро ее нашли мертвой. У нее просто не выдержало сердце. А ведь достаточно было завилять хвостом и вся анфилада зеркал отобразила бы дружелюбную собачью стаю.

Недостаток 2. Слишком небрежный стиль служения. Опоздания, нежелание выполнить ту или иную просьбу регента. Устал(а), нет сил, надоело. Про возможность выпивки вообще молчу. Ну, тут мне мало что можно сказать. Потому что я не в силах привить интерес, не в силах убедить служить дивному Господу, перед которым в трепете служат ангелы и архангелы, и на Которого с восторгом взирают святые. Как убедить служить истово, если даже ТАКОЙ Господь не был достаточным стимулом?

Да, мы не видим пока этой красоты небесного клироса. Мы лишь изредка можем увидеть бледную тень небес во время пасхального богослужения, когда весь храм в едином порыве сметает ревом сотен глоток "Воистину Воскресе"!

Да, эта мощь изредка чувствуется. И все реже и реже. Но - нам не зря дано воображение. Мы можем и должны думать о нашем обетовании. Мы должны хотеть и стремиться мыслить радостно.

Вот взять сейчас да и сказать:

"Господи. Мы служили тебе на клиросе всю жизнь. Мы так к этому привыкли. Мы просто не мыслим себе жизни без клироса. Да, мы грешные, мы болезные душой и телом. Но, дорогой Господь, не посылай нас по нашим грехам куда положено, дай нам радость служить Тебе на небесном клиросе. Ведь без пения Тебе нам не жить".

Дай то Бог, чтобы наша молитва была услышана и мы бы услышали уже не от священника, но от ангела небесного в небесном храме чудный возглас "Слава Святей, Единосущной и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков".

Ради этого можно и постараться. Ради этого достойно и кровь пролить. А уж задвинуть собственное желание всех улучшать и вовсе не проблема. Было бы, как говорится, желание.

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!