Вообще, вопрос странный, не так ли? Говоря про некое "поведение", мы как будто бы подозреваем друг друга в том, что нам место скорее в детском саду, нежели в земном филиале небесного воинства. И тем не менее - этот вопрос довольно остро волнует многих! Люди хотят попробовать свои силы на клиросе и боятся попасть впросак, сделав "что-то не то".

Вообще, существуют две крайности в оценке клироса у людей, с клиросом не связанных. Крайность первая, когда прихожане искренне уверены, что на клиросе поют святые люди, на клиросе царит любовь, взаимопонимание и некая совершенно особая форма духовного взаимопонимания.

А иначе откуда берется у некоторых прихожан желание на этот самый клирос сначала попасть, а потом - спустя пару недель дать деру, как будто за тобой начала охоту сицилийская мафия. Как говорится, еще один воздушный замок был обращен в руины на наших глазах.

Вторая крайность - когда клирос считают неким гнездом зла, тухлым болотом посередине здоровой буйной дубравы. Прихожане, настоятель (и особенно бухгалтер прихода) начинают подозревать певчих в том, что они - белые вороны среди более-менее ведущих здоровый образ жизни прихожан.

Правда, как и положено, бродит кругами где-то рядом. Бродит, на набрести на нас никак не может. Часто мы сами создаем себе такой имидж, что нас не понимают прихожане - вызывающе одеваемся, надменно идем по приходу. Или, напротив, бросаемся в смиреннословие, нацепляем кроткие платочки, скрывающие хитрую усмешку крокодила.

В первом случае нас считают неким исчадием, случайно и по воле рока и непонятной прихоти настоятеля оказавшиеся в святом месте. Во втором случае - нас считают душками и лапочками. До первого конфликта, который нанесет по розовому замку тактический ядерный удар.

Правильный подход к клиросу

Статус певчего на клиросе, что называется, "обязывающий". Допустим, странно видеть курящего священника. Глаза режет, не так ли? Аналогично странно видеть певчего, стоящего перед храмом и пытающегося накуриться на два часа вперед. Прихожан вы в лицо всех не знаете. Зато они вас - знают точно. Поэтому крайне опасно на подходе к храму иметь одно поведение, а в храме другое. Рано или поздно вас увидят. И - удивятся столь разному амплуа.

Важна даже походка. Вы удивитесь, как много бабушек следят за тем, как вы ходите, креститесь ли вы при входе в храм и на храмовую территорию, прикладываетесь ли к центральной праздничной иконе на аналое.

Например, я сам лично видел несколько доносов архиерею, содержание которых сводилось к тому, что та или иная певчая идет в храм как на панель - вихляющей походкой. Это может вызвать улыбку у вас, но точно не у бабушек и не у архиерея, который вас не знает и может судить о вас только с чужих слов. Зачем вам создавать предубежденность против себя?

Поэтому на клирос идем скромно, помня, что вокруг полно соглядатаев. Да и вообще, в Божий дом идем. Если мы верим в Бога - нам это важно вдвойне. Если не верим - нужно же уважать чужие традиции, не так ли?

Итак, с подходом к клиросу вроде разобрались. Переходим непосредственно к поведению на самом клиросе. И для этого знакомимся с тонкостями психологии певчего.

Занятие музыкой травматично

Когда вы занимаетесь каким-либо видом деятельности (например, отвечаете на звонки в call-центре), или занимаетесь соц. опросами, вы не ассоциируете это занятие со своей личностью. Вы работаете. Повезло, если работу любите.

Пение - иное дело. Когда мы поем (хорошо или плохо), мы подсознательно ассоциируем наше пение именно со свойствами нашей личности, души. Если я вышел и с выражением прочитал стихи перед классом и весь класс дружно заржал от творимой у меня внутри поэзии, удар будет нанесен по моей личности. Класс - посмеялся над моими чувствами!

Аналогично с музыкой. Если я вышел, что-то спел, вложив в это чувства, и аудитория дружно сказала "фи" - будет невыносимо больно, как будто порицанию подверглась сама моя душа, мои переживания и желания.

В чем секрет?

В том, что у нас нет прямой связи между душой и нашим певческим аппаратом. Поем мы, условно говоря, через испорченный телефон. Душа рвется ввысь, к небу, мозг отдает команду связкам, и - тут все ограничено возможностями голоса. Если он прекрасен - слушатели застынут в оцепенении. Но если наши профессиональные возможности не позволяют "озвучить" то, что просит душа - издаваемые нами звуки будут подвергаться критике.

И это сравнимо со стыдом иностранца, плохо знающего язык и стесняющегося своего акцента, со стыдом поэта, который внутри себя на "родном языке" слышит небесные стихи, но - перевод ужасно коряв и вызывает лишь смех у слушателя. А это больно!

Пение не на высшем уровне - болезненно. Это - причиняет страдания. Из этого вытекает первый вывод.

Помните, что на клиросе, критикуя чужое пение, мы наносим удар по самой душе певца. Поэтому нам нужно быть чрезвычайно тактичными, избегая передразнивания, какого-либо высмеивания. Все должно быть очень уважительно, с любовью, любезно. Это один из залогов того, что певчие не будут ругаться.

Русский язык вообще очень богатый. Вполне можно сделать замечание, объяснить как надо спеть тот или иной участок в более тактичной форме. Я вовсе не призываю к попустительству. Я призываю отнестись с пониманием с озвученной мной психологической специфике.

Клирос - тесное пространство

Поговорим о тесноте. Дело в том, что клирос - это почти всегда тесное, маленькое пространство. Это означает для вас, как для певчего, что всем будет хорошо ощущаться, чем и как вы пахнете, чисты ли вы, грязная ли у вас голова, аккуратно ли подстрижены ногти. Обычно неопрятностью страдают больше мужчины, нежели женщины.

Это кажется вроде бы неважным, но я видел клиросы, на которых к хорошему басу может быть плохое отношение только потому, что от него пахнет потом и у него мокрые подмышки. Я лично видел, как человека выжили только на этом основании. Притом что он был на голову выше других кандидатов, прекрасно пел с листа и был аккуратен в посещениях.

Рецепт прост. Опрятная, чистая одежда, частая помывка, использование всяких дезодорантов от пота - здорово помогают понравиться друг другу в женском коллективе. Как ни крути, красивый, хорошо одетый человек нравится больше.

Само собой, других крайностей тоже не должно быть. Агрессивное использование слишком резких ароматов ничем не лучше запаха пота. В тесном пространстве клироса вы можете всех просто задушить слишком резким, пряным запахом.

Одежда должна быть опрятной и не вызывающей. Женщинам желательно закрывать руки длинными рукавами, чтобы не вызывать у мужской части клироса ненужных мыслей, когда вы все встанете петь стихиры по одной книге. Все мы люди, и ничто человеческое нам не чуждо, поэтому приветствуются глухие, строгие виды одежды.

Отдельно хочется сказать про курящих-пьющих. Понятно, что многие мужчины курят. Но я знаю, что это очень мучительно - некурящему стоять рядом с только что покурившим. Я не специалист в курении, я не знаю, сколько можно продержаться без табака. Но в идеале, певчему хорошо бы не курить перед службой. Ну хотя бы не позже, чем за час.

Очень мучительно воспринимается приход певчего с перегаром. Никакие жевательные резинки, никакие ухищрения не помогут скрыть перегар. Это ВООБЩЕ невозможно. Очень многие регенты, певчие очень болезненно относятся к этому запаху на клиросе. У кого - дурные ассоциации с домом/детством, у кого - просто стойкое неприятие. Поэтому - тактичным было бы просто не употреблять в больших кол-вах за день до службы. Это не так уж и сложно.

Сократить гиперактивность

Эта рекомендация больше относится к мужчинам, которые вечно лезут с комплиментами, всякими шутками на шестопсалмии, воспринимая клирос как сочный такой "цветник", где они ощущают себя персидскими падишахами.

Всякие переходы с места на место, шебуршения, доставание сотового телефона, всякие шутки - нарушают дисциплину и портят пение однозначно. У людей пропадает рабочий настрой и начинается баловство.

Вообще, на клиросе рекомендуется быть профессионально-спокойным и сосредоточенным. Не ушедшим в некие глубины молитвы, но и не разболтанно-легкомысленным. Оптимум - это мягкое, сосредоточенное внимание и умение слегка расслаблять это внимание на паузах вроде кафизм, или ветхохаветных чтений.

Молитва на клиросе

В этой теме сломано много копий. Мое мнение, что певчий может молиться во время пения, за счет хорошей дикции и активной артикуляции певческих текстов. Природа дикции такова, что трудно произнести слова отчетливо и в это время не впечатать их себе в мозг. Вы как будто истово произносите некие значимые слова, исповедуете их перед всем храмом. Просто попробуйте утрированно, очень четко произносить слова на стихирах/псалмах и вы заметите разницу.

Мое мнение, что поклоны с крестным знамением можно совершать на каноне, пока чтец его читает. На ектиньях не рекомендуется, потому что поклон слегка сбивает дыхание + постоянно двигающийся в зоне внимания певчего объект неминуемо отвлечет остальных певцов от руки регента. Что последнего будет очень раздражать.

Кроме того, очень много написано про то, что молитва (а молитва - это общение с Богом) может быть и делом. Не только словами. Допустим, мученик, проливая свою честную кровь на землю, говорит тем самым Богу - "За Твое святое Имя проливаю я свою кровь и доказую верность Тебе до смерти". Милостивый человек, давая спасительную жертву нуждающемуся, тоже говорит с Богом и обращается к нему.

Поэтому певчим вообще рекомендуется поставить во главу угла на клиросе мягкое, молитвенное пение, через которое клирос поможет молиться другим. Это форма молитвы делом.

Певчие не должны ругаться

Клирос очень нервная работа и на клиросе случаются перепалки. Но это недопустимо просто по той причине, что пение - наполовину психический процесс. Вышедший из себя певчий будет и петь истерично и голос у него будет дрожать.

Регент должен быть контролером и миротворцем, следить за нормой отношений на клиросе и не допускать, чтобы у него были любимчики и аутсайдеры, ровно относясь ко всем и помогая каждому находиться в нормальном, спокойном, деловом состоянии. Собственно, ругаются ли певчие, зависит ТОЛЬКО от регента. Потому что у регента должно хватить власти это прекратить.

Я часто видел, как молодые (в смысле стажа) неопытные певчие могли прийти на службу и нахамить регенту. Это абсолютно недопустимо. Причем с точки зрения этих певцов, они регенту не хамят, а просто "учат". Регент берет на себя ответственность за ведение службы. Если некто вывел регента из себя - он тем самым сделал очень неблагое дело, по сути - сорвал службу. Всякие колкие фразы, "огрызания" - нужно оставить при себе до конца службы. И уже после - разобраться.

Вообще, дисциплина и субординация на клиросе должны быть как в армии. И не потому, что нам так хочется. А просто потому, что так хор лучше работает. Во время службы (как и во время боя) нет времени рассуждать. Процесс должен идти непрерывно, гладко, благолепно.

И - финальный аккорд. Подытожим основные тезисы. На клирос приходим ВОВРЕМЯ, нормальной строгой походкой, за 15 минут до службы/спевки. Приходим чистыми, опрятными, хорошо пахнущими, обрызганными всякими дезодорантами от пота и запахов, с подстриженными ногтями, с одеждой, не стимулирующей ненужные мысли. Нервы приведены в порядок, настрой деловой, все домашние проблемы оставлены за порогом храма. На клиросе не включаем гипер-активность, стоим спокойно, деловито, но не скованно. На кафизмах, каноне - отдыхаем, или мягко в сторонке, не мешая никому - молимся. Не курим прямо перед службой и не употребляем спиртное за день до службы, щадим носы милых дам. На службе не ругаемся, друг на друга не шипим. Говорит только регент, все остальные - слушают.

Вот и вся нехитрая премудрость.

p.s Ах, да. Совсем забыл. Не забывайте еще и петь правильные ноты - чисто и вместе ))

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!