Церковные певчие
Под словом "певчий" могут прятаться самые разные люди. И воинствующие атеисты, и фарисействующие мега-ортодоксы, и нормальные во всех отношениях люди, в коих соблюден принцип золотого сечения. Разбираться же в классификации певчих нам надо для того, чтобы в точности знать, как общаться с тем или иным человеком, чего себе можно позволить, а от чего стоит точно воздержаться. Клирос - это бой, и разведку в армии пока еще никто не отменял. Чем мы сейчас и займемся. Погнали...

Наемные вежливо-равнодушные специалисты.

В каком-то смысле, это самые приятные люди на клиросе. Почему так? Да потому что они никуда не лезут. Пришли, спели свою партию, ушли. Регенту капнула в его персональную копилку галочка о хорошо проведенной службе и горстка червонцев в карман. Прихожане довольны, все довольны. Ведь равнодушие к вере вовсе не означает наличие неприятных человеческих качеств.

Конечно, этот вариант имеет недостатки. Один из которых - специфическая дисциплина у мужской части этой группы. Не всем нравится тихое похихикивание кучки басов, рассказывающих на шестопсалмии очередной сальный анекдот в стиле "бравого солдата Швейка".

Кроме этого, равнодушие к вере рождает и определенный минимализм в работе. Эти люди далеко не всегда стараются на 100%, ограничиваясь неким минимумом, определяя его собственным понятием о справедливости зп. Конечно, за счет того, что эти люди все-таки профессионалы, даже их дежурное отбывание часов генерирует лучший результат, нежели у очень старательного дилетанта.

Главным же недостатком данной группы является их частая неявка на службу. Эти люди работают "где-то еще" и часто просто не могут прийти на службу. Иногда не особо и переживая по этому поводу.

Зато такие специалисты редко кого подсиживают, обычно милы и непосредственны, как дети. Они если и сплетничают, то только для собственного веселья и придания жизни ярких красок. У них никогда не бывает церковных искушений, и обычно все их неприятности - обычного дисциплинарного свойства.

Иногда кажется, что если этим людям дать веру, и чуточку серьезности на службе, они станут абсолютно идеальными работниками клироса. Но это иллюзия. Если они получают веру и серьезность, они переходят в другую группу - "верующие наемные специалисты". С совсем иными характеристиками. И становятся более сложными и проблемными.

Театралы/люди богемы.

У этой группы лиц основной недостаток - признаки порочного поведения. Они могут активно выпивать, вести богемную разгульную жизнь, вступая в беспорядочные половые связи, активно курить.

Недостаток данной группы - у них часто бывают испорченные голоса, севшие от сотен выкуренных сигарет вкупе с активно потребляемым алкоголем. Все-таки церковное пение просит чистых, свежих, ясных голосов и именно это в дефиците у людей из богемы. Да и их внешний вид зачастую напрягает прихожан уж слишком вызывающей косметикой, агрессивным стилем одежды, нагловатым уверенным взглядом "хозяев по жизни".

Эта группа певчих очень не любит подчеркнутой церковности, считая ее лицемерной. Главное в общении с такими певчими - не присоединиться к их увлечением, не идти с ними "за компанию" после службы в ближайшую забегаловку и избегать слишком плотного контакта. Оптимальная модель поведения - легкий не пошлый юмор, доброжелательная ненапускная вежливость в работе (потому что богема-не богема, а музыканты чуткие люди), и искреннее следование своим принципам.

Верующие специалисты.

Отличие от неверующего специалиста в том, что такой работник уже куда более серьезно относится к своим обязанностям, уже старается угодить Богу, в его жизни уже появляется духовная работа. Для церкви такой специалист является самым ценным (ибо он и веру имеет и профессионал в пении). Но и для врага Христа такой человек более чем неприятен. Такой певчий не просто поет, он знает Кому поет, и потому такая осмысленность вызывает особую ненависть у слуг зла, которые в итоге начинают такими певчими "заниматься". А это означает, что у лиц из этой группы будут психологические срывы...

Начнутся искушения. Человек будет бояться потерять клирос. Сильно переживает любой конфликт (конфликты рождаются на почве неравнодушия к делу). Начинается духовная борьба, ссоры, исповеди, походы к настоятелю, самобичевания и самокопания.

Допустим, такой певчий может считать, что "репертуар должен быть вот таким", а регент с ним не согласен. Там, где певчий из первой группы равнодушно промолчит (потому что ему все равно, что поется...лишь бы было весело, сносно по качеству, "ненапряжно" и заплатили вовремя), верующий специалист уже радеет и ревнует о Боге и Его деле...может делать замечания слишком уж распоясавшимся мужикам-певцам, может лезть не в свои дела. Тут все зависит от общей культуры конкретного человека и уровня его воспитания.

И хотя такой человек самый ценный на клиросе (ибо и верит, и радеет, переживает и старается), с ним уже могут быть проблемы именно из-за его неравнодушия. Эти проблемы легко решить, если общаться с этой группой людей ласково, уважительно, почтительно, считаясь с их мнением, подключая весь дар психологии. Потому что в противном случае человек может быть уязвлен тем фактом, что его радение, его старательность было отброшены в сторону, как сломанная кукла. А такое эти люди воспринимают с большой душевной болью...Которую я очень хорошо понимаю и верю, что Господь за эту боль отплатит ослепительной неземной радостью.

3. "Верный" НЕ специалист.

Такой человек, в связи с отсутствием профессионального образования в поисках самоутверждения (надо же как то обосновать свою ценность для клироса) начинает напирать на то, что "в отличие от этих наемников я то - верующий". Вера становится для таких работников мечом и щитом. Мечом они нападают на тех, кто их может ущемлять в правах из-за неумения петь на высоком уровне. Щитом они обороняются от нападок регента и настоятеля.

Ценность такого работника заключается в том, что зачастую они больше всех стараются научиться. Опасность такого работника в том, что они постоянно внутри на взводе из-за боязни совершить ошибку. Грубое слово, неосторожный жест в их сторону может породить потоки слез, горячие исповеди настоятелю, слезные мольбы перед иконой их небесного покровителя.


С таким работником надо быть похожим на воспитателя детского сада. С одной стороны - твердость, с другой - много ласки. Потому что их горячая вера перед Богом может легко ввести регента в грех пренебрежения "малым сим", чей ангел видит лице Отца Небесного. По сути, работать с этой группой певчих труднее всего. Правда, они и благодарны обычно бывают сильнее всего, ведь многие из них понимают, что их вывели "в люди" занимающиеся с ними регенты. В древней церкви христиане часто смачивали платки в крови только что убиенных мучеников, зная святость этой крови в глазах Христа. Этими освященными кусочками ткани впоследствии можно было изгонять бесов и исцелять больных.

Иногда мне хочется омочить свой платок в слезах певчих-непрофессионалов. Ибо их слезы весьма смахивают на кровь древних мучеников.

Правда, в отдельных случаях выбившийся в профессионалы подобный певчий может (помня унижения своей певческой молодости) стать тираном на клиросе. И это один из худших сценариев развития певческой судьбы вообще. Оскорбленное самолюбие начинает удовлетворять себя, наверстывая упущенное и порождая новых и новых искалеченных певчих. Не дай Бог стать таким.

4. Фарисей.

Самая опасная каста певчих. Эти люди в состоянии в одиночку развалить крепкий клирос. Эти люди могут навсегда отвратить от клироса и от веры. Их достаточно легко распознать. Они всегда одеваются подчеркнуто церковно, избегая малейших отступлений от церковного дресс-кода. Не пользуются косметикой. Обычно немногословны, и не особо любят вступать в активные диалоги, на службе стоя как свечки.

Они мастера говорить комплименты (если этого захотят). Обычно это умные люди, причем с умом четким, отточенным, дисциплинированным. Они умеют и любят говорить смиренные фразы и обычно очень нравятся настоятелям. Редко когда спорят, но по факту ведут свою политическую игру, которую трудно увидеть, трудно заметить.

Самый простой способ их распознать - рассказать им анекдот, сальную шутку, сказать глупость. Обычный человек на глупость отреагирует адекватно - кто с весельем, кто с пониманием. А "фарисей" либо строго подожмет губки и сделает либо тихое замечание, либо отреагирует неприязненно, будет вас сторониться.

Опасность фарисея в том, что они очень нравятся начальству, выглядя как абсолютно идеальный верующий благочестивый скромный и опрятный певчий. И потому к ним прислушиваются. В сочетании с умением изысканно и тонко льстить, и подавать любую информации в красивой оболочке смиренных и благочестивых слов, такой человек в состоянии создавать невыносимую жизнь тем певчим, которые им в силу каких-то (лишь им понятных) причин не понравился. Как неутомимые прялки, как трудолюбивые пчелки, могут они плести сеть наговоров на свою мишень. Обычно все кончается тем, что "мишень" просто увольняет начальство.

Нельзя сказать, что "фарисей" - не верующий и просто отличный актер. Вовсе нет. Скорее это именно верующий человек, чья вера привела к внутреннему надмеванию и тонкой гордыне, не терпящей инакомыслия. А поскольку с гордыни начинается любой грех, рано или поздно фарисея перестает удовлетворять любой другой человек, кроме него самого.

Тот певчий не так стоит, этот не так молится, а этот - слишком громко поет, а этот не старается и поет тихо. Фарисея может раздражать все. Самый простой способ ему понравиться - кротко и смиренно приветствовать такого певчего, никогда с ним не шутить, в его присутствии НИЧЕГО не говорить про веру (любая неосторожная шутка - и вас чуть позже по кляузе фарисея просто уволят).

Как ни странно, фарисей очень любит извинятся (говорить фразы типа "Простите меня, грешную"), или благодарить через "Спаси, Господи". Часто употребляют ласкательно-уменьшительные имена и выражения - "Машенька, передай книжечку пожалуйста", "Лешенька, ты Богу поешь. Пой с молитовкой, пожалуйста", "Сонечка, ты тут в стихирочке не тот голос спела, прости меня грешную, спаси тебя Господи."

Впрочем, все эти ласкательные кружева быстро развеиваются, стоит такому человеку возразить в любой форме. Вспоминается анекдот...

Бабушка 1. "Ой, Спаси тебя Господи..."
Бабушка 2. "Нет, это тебя спаси Госссподи..."
Бабушка 1. "Что ты. Это тебя спаси Госсссссссподи..."


Рано или поздно змеиное шипение разряжается потоками горячих исповедей у настоятеля/игумена/игуменьи, больше напоминающих донос в НКВД.

И главное в работе с фарисеем помнить, что Православная вера вовсе не сводится к таким людям. Хватает и адекватных священников, с легкостью распознающих подобных людей. Хватает и умелых грамотных регентов, прекрасно понимающих "кто есть кто". Не теряйте веры в людей, не теряйте веры в Бога, встретившись с тем, кто вам не нравится.

Не исключено, что премудрый Господь решил испытать нашу веру, и провести нас через горький путь искушений, чтобы очистить нас самих от налипшей на наши души гордыни. Будем терпеть, ибо горек путь, но так сладок Рай.

А вы к каким певчим себя причисляете?



Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!