Мысль, на первый взгляд, кажется странной. Причем здесь, простите, настоятель, если половина людей в ноты умеет только "рыбку заворачивать", а вторая жадно считает выходы, на спевку не загонишь и ориентация лишь на "за эти деньги - только обиход и попроще, попроще..."?

В чем виноват настоятель, если очень многие певчие не адекватно оценивают собственный профессиональный уровень, а хороших по-настоящему певчих раз, два и обчелся? Да, такие блестящие певчие есть и они "вытянут любой клирос", но - разве не логично было бы предположить, что кадры решают все и качество клироса тоже определяется кадрами? Да, логично.

И именно кадровой политикой и постановкой задач и занимается настоятель.

Давайте рассмотрим двух воображаемых настоятелей. Один из них, по условиям задачи, клирос будет возрождать. Второй - разваливать. И на наглядных примерах мы поймем, как действовать не надо, а какое поведение настоятеля можно лишь поприветствовать.

"Разваливающий настоятель"

В принципе, разваливающие настоятели бывают разные. Не факт, что они именно хотят развала, просто... Некий набор их личных предпочтений приведет к тому, что петь на этом клиросе при нем - не будут. Тут встречаются самые разные варианты. И первый (и довольно частый) вариант разваливающего пение настоятеля - равнодушный к пению.

Наблюдения показывают, что не видящих разницу между грязно и уныло спетым обиходом, и чисто и мощно Чесноковым не так и мало. Ну не слышит настоятель разницы. Да и музыку не особо любит. И это автоматически порождает целый спектр проблем для клироса.

Прежде всего, у певчих пропадает всяческая мотивация стараться. Раз разница в стараниях все равно не слышна настоятелю и не оценивается последним. Певчие, истово служащие Богу, певчие идейные - редки, и еще более редко сочетание профессионализма и веры, поэтому большинство певчих на клиросе всегда готовы к тому, чтобы снизить планку. Особенно если обнаружат, что больший профит дает визуальное благочестие - платочек, скромный вид и т.д

Если певчие почувствуют, что "настоятелю все равно", пение будет колебаться возле отметки "лишь бы-лишь бы". Поставьте на место горячо любящего пения настоятеля равнодушного к пению настоятеля и разнообразие репертуара и исполнительское качество пробьют пол, а кол-во интриг и ссор на клиросе - пробьет потолок.

Это может удивлять, но - удивляться тут нечему. 80% певчих просто зарабатывают. И тайно злятся, когда их заставляют работать больше, с большей выкладкой, заставляют напрягаться на репертуаре. Строгий настоятель еще как-то держит в узде, но если "настоятелю все равно" - энтузиастов пения просто подавят большинством, вынудив снизить планку.

И мы подходим ко второму разваливающему фактору. Равнодушный настоятель самим фактом своего равнодушия начинает "выживать" сильных специалистов-энтузиастов с клироса. Раз большинство певчих "за" ненапряжное пение, одиночки-энтузиасты будут выглядеть как "вредные, постоянно всех напрягающие элементы".

В итоге, горящие своим делом специалисты ощутят атмосферу "болота", все их инициативы глохнут, и они уйдут - на другой клирос. И к общей атмосфере расслабленности добавится кадровое оскудение. Вдобавок, раз настоятель не слышит, "кто как поет", к людям он может начать относиться по числу взятых благословений, а это очень мощный задел для создания на клиросе нездоровой духовной обстановки - обстановки показного благочестия.

Я рекомендую регентам и певчим, которые столкнулись с ситуацией равнодушия, просто не рвать себе нервы и если есть куда уйти - перейти в лучший состав, а если некуда - просто смиренно терпеть и не дергаться. Пойте хорошо, как можете и молитесь об изменении ситуации. Без настоятельской руки лучше все равно не станет.

Но что, если настоятель "проявляет интерес"?

Здесь важно понять, это интерес к любому варианту "лишь бы пелось" или именно к качеству? Очень часто первое путают со вторым.

В деревнях, в приходах с уже разваленным (или отсутствующим изначально) клиросом настоятель буквально рыщет в поисках певчих и можно было бы предположить, что это рвение продиктовано жаждой качества. Нет! Это рвение продиктовано близостью клироса к полному его отсутствию. Служить стало очень сложно, певчих то нет, то те, кто приходят, служат так, что хватаешься за голову даже при отсутствующем слухе. Как говорится, "они сумели удивить даже Бабу Ягу".

Распознать первое и отличить его от второго легко. Первый вариант "лишь бы пелось" не стремиться набрать много певчих. Он ищет "парочку, но хороших". Настоятелю, проще говоря, нужен стабильный дует, который поет чисто, слух не напрягает, бюджет тоже, служит ровно, мозги частыми просьбами не выносит.

Кстати, для многих певчих это довольно привлекательный вариант ровного служения с опорой на духовную составляющую. В дуете трудно спрятаться и певчий будет вынужден очень четко произносить слова стихир, тропарей, канонов, молитв. Это все влияет на уровень достигаемой духовной радости и певчий может обнаружить, что так служить - вполне себе ничего.

Ок. А что на счет настоятеля, который проявляет интерес к качеству? Почему он - в секции "разваливающих"? Потому что очень часто встречаются настоятели, которые требуют качества, но не имеют управленческой чуткости. Приводят на клирос всех подряд, но требуют - "выдайте пение"!

Хороший певчий - не романтик. Он сразу знает - вот с этими певчими, вот с этим составом возможно пение на "3+", а с этими людьми на "5-". Если на клирос приведут людей с плохой интонацией, тембром, сложным характером - все, энтузиазм покажет "пол-шестого". Потому что "и так все ясно" - требуется хорошее пение, но настоятель - "не шарит в теме", набрал народу, который мешает и сам не слышит этого.

А если еще и настойчиво требует... Да еще и не готов проводить кадровые чистки и удержание хороших специалистов и не прислушивается к мнению своего регента...

Это и вовсе похоже на издевательство.

Пой хорошо, но с такими входными данными, которые хорошее пение вовсе не предполагают. Простой пример - пойте хорошо, но спевки оплачивать не буду. Или "пойте хорошо, но убирать мешающих регенту людей не буду". Нет, ну вроде логично. "Вы же профессионалы". Ну, а вы думаете, рок-звезды и большие артисты не делают спевок? Ну что вы! Большие артисты пашут просто как лошади, 99% всей работы проводя именно на репетициях. Легендарный Шаляпин вкалывал просто как ломовая лошадь, показывая на концерте такое изысканное пение, что у всех складывалось впечатление, что "это легко".

В этом варианте пение тоже разваливается от того, что священнику как бы не достает понимания специфики работы клироса. Настоятель как бы "витает в облаках". Может считать паршивых (но истово целующих ручки) певцов передовыми, выделяя их перед окружающими, а классных специалистов не замечать.

Может сделать регентом кандидатуру, того не заслуживающую. В итоге клирос будет просто пропитан духом несправедливости и обиды. А это не предполагает хорошего качества на выходе. У певчих даже задачи такой в уме стоять не будет. Они будут озабочены постоянными сплетнями и разговорами по телефону "как несправедливо у нас на приходе". Это будет Санта-Барбара.

Как ни странно, но и разбирающийся в пении и неравнодушный может разваливать клирос. Если наседает на людей-певчих без любви, не давая ничего взамен, относясь как к функции. Люди неизбежно придут к выводу - "мы для него - просто инструмент реализации его тщеславных амбиций, как красивый ковер под ногами на полиелее". Если от людей требовать без любви, не дав им и намека на "совместное делание", люди неизбежно будут ощущать себя используемыми. И угаснут в неволе, в клетке, где незримой клетью будет деспотизм руководителя и его властные амбиции. Угаснут и зажечь вновь будет трудно.

А ведь поднять клирос дело долгое.

Хороший клирос при хорошем настоятеле растет как английский газон - много лет непрестанного полива. Я своими глазами видел, как хорошие настоятели обеспечивали жильем топовых специалистов, и прилагали все усилия для удержания нужных певцов. Потому что в этой работе незаменимые - есть. И если молодой и ретивый настоятель придет с требованиями непрестанного повышения качества без человечности и "обласкивания" людей - это тоже развалит клирос.

Что делать певчему при разваливающем настоятеле? Как ни странно, уйти в себя, в духовную жизнь, от себя требовать хорошей дикции, разборчиво пропевать стихиры-тропари, не особо делиться с окружающими своими переживаниями, стать таким духовным аутистом-молчуном. Ни в коем случае не "борцом за справедливость".

Вообще, я думаю, что разваливающие клирос настоятели, в каком-то смысле, создают момент истины для певчего. Певчий должен любить Господа (Того, Кому певчий поет), и сложные моменты на клиросе как бы становятся моментом "отношений для двоих". Ведь ухудшение качества клироса не означает ухудшение отношений с Богом.

Меньше становится окружающих и больше внутренней глубины в отношениях с Небом. Певчий при таком подходе становится как бы "монахом в миру", "моносом" - один на один с Богом.

На эту тему написана статья Выживание на клиросе:концепция акваланга

Теперь перейдем к тому, как выглядит ХОРОШИЙ настоятель?

"Восстанавливающий настоятель"

У него - хороший слух. Он может сам не уметь петь и возглашать "не в тоне", но - он хорошо слышит, кто как поет и всегда имеет свое мнение о каждом певце. Он не поведется на интриги и сплетни, потому что и "своими ушами" слышит каждого. Редко когда на клиросе поет 30 человек, а среди 12 человек клироса этот настоятель способен оценить своими ушами вклад каждого.

Это очень быстро вычисляется певчими.

Просто так жаловаться друг на друга они уже не пойдут. Ибо глупо будет слабенькому певчему идти и жаловаться на сильного. А ну как будешь выглядеть завистником? Уровень певчего становится весьма определяющим, начинают работать социальные лифты. Пусть слабенькие, всего лишь на уровне уважения, но многим музыкантам и этого хватает за глаза.

Хороший настоятель много слушает церковной музыки вне службы. В записях. Он вообще любит церковное пение и разбирается в нем. Он способен отличиться Бортянского от Дегтярева, не сомневайтесь. Он способен отличить лирического баритона от тенора. И он точно слышит репертуар "сегодняшней службы". И если вдобавок настоятель как-то это обсуждает с певчими, мол "вот... сегодняшнее Великое славословие очень интересное" - все, восторг певчих обеспечен. Хороший настоятель всегда готов как бы "поиграть с певчими" в их песочнице. Пусть даже он ничего не говорит, понимающий взгляд скажет достаточно. Музыканты - люди чуткие и если увидят в настоятеле тонкого ценителя, довольного прошедшей службой - все, сердца певчих завоеваны. Появится энтузиазм.

Хороший настоятель неспешен в решениях и не любит кардинальных шагов. Но всем своим видом демонстрирует понимание ситуации на клиросе и готовность ее решать. И решает. Присмотревшись к склочному певчему - поговорит с ним, попросит вести себя потише. И если разговор поможет - оставит. И отношение поменяет о нем в лучшую сторону. Не поможет - уберет. И останутся на клиросе нормальные, серьезные люди, преданные делу.

Хороший настоятель и молитву любит. Для него пение - не просто концерт на службе. Более того, для него пение - важная составляющая молитвы. И вот тогда певчие, зная, что помогают молиться настоятелю и приходу, приложат особенные усилия. Но для этого они должны ощутить себя частью команды.

И этому очень способствует человечность настоятеля. Например, такой простой знак внимания, как зайти на клиросе перед службой и благословить каждого певчего. Ничего не стоит, а бонус к уважению дает +200%. Ибо дает ощущение "мы вместе сейчас начнем службу". "Общее дело" (а литургия переводится как "общее дело") - становится воистину общим. Очень помогают и совместные выезды на природу, и совместная трапезная и просто "разговоры за жизнь". Это вовсе не панибратство, как боятся того многие. Теплый, истово верующий священник незримо окружен царственным величием и о пустом с ним трудно заговорить. Лучший барьер от пустых разговоров - заслужить уважение достойным, высоким служением.

Уже когда я написал эту статью, то понял, насколько я не оригинален. Начальник должен разбираться в предмете управления, любить его и вести за собой людей, вдохновлять их. Это известно всем и каждому. Я не открыл Америки, всего лишь своими словами и на клиросном жаргоне пересказав известные каждому нехитрые истины. Впрочем, истины от этого не стали хуже...

Певчий будет петь на небесном клиросе...