Да уж, в этой статье мне придется хорошо постараться. Ибо "не обуздан я был в желаниях своих" и нагнал жути да стай черных воронов зловещих, да и напугал посетителей моего скромного сайта ужасами клиросной работы. На клиросе и нервно и мало платят, и у певчих бывает прескверный характер. А вот теперь мне придется вспомнить чудеса копирайтинга, да заморские науки заумные на тему мотивации да вселения в умы восторгов щенячьих. Погнали...

Цель сего опуса вроде как понятна. Нужно с помощью хитрых бубенчиков заставить вас забыть все, что говорилось ранее. Но мы то с вами ребята ушлые, и помним "Забыть - не значит простить". Да и музы вкрадчиво шепчут в уши - "читая о плюсах, помни и о минусах". В цивилизованном мире это называется "взвешенная точка зрения". Ее мы и пытаемся выработать в целях предотвращения мыслительного косоглазия.

Без клироса скучно

Помните, я писал о том, что клирос - это нервная работа? О да, нервов хватает. Но вы удивитесь, сколько людей в мире хотят пощекотать себе нервы. А иначе с чего бы люди занимались прыжками с канатом, прыгали с парашютом, гоняли на горных велосипедах и мотоциклах и щекотали себе нервы разными экстремальными видами отдыха?

Клирос - прекрасный экстремальный вид спорта. Вялая, лишенная ярких эмоций жизнь - это не про клирос. На клиросе жизнь и эмоции бурлят как фонтан с шампанским. Посетите хотя-бы одну службу и попойте ее на клиросе и вы поймете, что "обычная жизнь" после такого веселья кажется воистину пресной. Вы как будто имеете возможность посетить и горный склон, и прокатиться на волнах, и поучаствовать в политике и все это сразу.

По моим впечатлениям, когда долгое время не ходишь на службы (например, две недели), появляется стойкое ощущение, что в церкви не был уже месяца два. Настолько жизнь кажется вялой, пресной, скучной и лишенной ярких впечатлений. У тебя попросту нет драйва. Зато если несколько крупных торжественных праздничных служб идут подряд, возникает стойкое ощущение взрывного круговорота событий, которые тебя полностью захватывают.

Вот ИМЕННО ПОЭТОМУ люди (даже не верующие) особо клирос не покидают (конечно, если сумели закрепиться и "раскусили фишку"). Клирос - лучше, чем завести любовника/любовницу, лучше всяких пьянок и гулянок, это поистине заполняющий вашу жизнь рейд по волнам жарких и волнующих эмоций. Красивые песнопения, которые слегка не проучены (волнует, справимся ли), красивые песнопения, которые очень хорошо знаем (волнуют тоже, ибо интересно "а насколько хорошо мы на них оторвемся"), постоянное напряжение и счастливый расслабон после служб - вот то, без чего певчий жить больше не может. А вопрос "понравиться ли настоятелю или вам лично служба" будет не отпускать до самого последнего вздоха. Это драйв.

Я общался с многими певчими разных храмов. И все говорили "без клироса просто скучно жить", жизнь немедленно превращается в унылую серую рутину. И если вы чувствуете, что ваша жизнь именно такая - клирос спасет вас.

Это не деньги!

Многие даже опытные певчие начинают яростно возмущаться, когда им говоришь "да вы поете не ради денег, а ради чего-то другого". Зачастую люди настолько боятся даже допустить мысль, что им просто нравится этим заниматься, что начинают активно троллить идею пения Богу. "Да вы что, для меня это только работа", "для меня это не более чем халтура".

Но в таких случаях я всегда задаю самый очевидный вопрос "тогда почему вы не уйдете"? Певчий будет ненавидеть настоятеля за маленькую зарплату, будет переживать из-за плохих условий труда, будет вайнить и троллить в интернете на разных сайтах (по прежнему громогласно подчеркивая свой исключительно меркантильный интерес), но не уйдет.

И это наводит на мысль, что людям пение попросту нравится, а деньги - это некий "усилитель вкуса", как в заморской пище от MC Donald's И чем "усилителя вкуса" больше, тем более охотно лопается за обе щеки эта "пища". Но по правде говоря, все готовы на пищу даже "просто так", просто ищут максимально приемлемый баланс, чтобы не чувствовать себя уж совсем униженными.

Обретение смысла жизни

Это самое "обретение" встречается не так уж и редко. Я видел несколько клиросов (ну может, 5-6), и я видел людей, для которых пение (или регентство) стало смыслом жизни. Все мы смертны. У всех у нас есть проблемы в жизни. Рано или поздно жизнь начинает изрядно утомлять - проблемами, болезнями, нестроениями в семье. И вдруг человек обретает для себя идею - я пою Богу. Я пою не просто Богу, а МОЕМУ Богу, моему Спасителю, который любит меня. Это как обретение возможность отблагодарить невидимого друга, вступить с ним в более тесные и практически осязаемые отношения.

И это не паранойя и не болезнь. Люди зачастую готовы умирать ради абстрактных революционных идей, умирать буквально ни за что, за стеклянные бусы дутых мыслей в чужих головах. А христианский Бог, Иисус Христос, Он реален в своих проявлениях.

Про часть Его земной жизни можно прочитать, Его можно увидеть в Его высказываниях и текстах. Это не абстракция, а очень очень персональный Бог, имеющий и характер и желания и мечты. И в этих мечтах Бог хочет сделать тебя счастливым. Это прекрасная идея захватывает и ты включаешься в процесс благодарения (пусть и скромного). Но ведь это лучше, чем ничего.

В итоге человек обретает некий высший смысл бытия. Все его болезни и страдания начинают оправдываться. Он живет не зря. Он живет уже не для себя, но во имя высшей идеи. И я призываю в данном случае не включать едкий цинизм. Ведь и молодые ребята идут служить в армию, веря в идею патриотизма. И врачи идут учиться на врачей веря в силу идеи спасения жизней. Вся эта деятельность далеко не всегда поддержана материальным стимулом, иногда человек просто верит в светлую идею. Так бывает и с певчими на клиросе.

И вообще петь - это приятно

Люди пели во все времена. Собирались вечером и заводили "русскую протяжную" (ну или ту, которая принята в вашей стране и у вашего народа). Люди попросту любят петь. Да, сейчас в век MP3 плееров и новых технологий из мира уходит "ламповая" теплота, и люди постепенно утрачивают желание петь (что, кстати, является тревожным симптомом, свидетельствующим, что мы потихоньку превращаемся в роботов). Но в генах у нас есть стремление к коллективному пению.

Я довольно часто замечаю интерес у простых людей попеть вместе с нами. Например, на акафисте или знакомых песнопениях вроде Символа Веры люди охотно и дружно подхватывают знакомый мотив. Им это нравится. А клирос дает возможность удовлетворить тягу к пению на полную, как говорится, катушку.

Ну и напоследок немного мистики. Приятной. Говорят, что настоящий певчий на клирос не приходит. Его приводит сам Бог, который пожелал видеть конкретного человека на конкретном клиросе. Это очень волнующая и вдохновляющая мысль, с которой можно даже согласиться, если вспомнить, какими странными путями лично я пришел на клирос. Ведь я даже петь не умел (только говорить и то тихо). Я был баянистом, и с пением по нотам сталкивался только на уроках сольфеджио. И у многих так. Странным образом некие люди приходят и держатся, терпя все неудачи, минуты сомнений и трудности тяжелой работы.

Значит, что-то во всем этом есть. Что-то более глубокое, чего не увидеть глазами, но можно вкусить и полюбить на всю оставшуюся жизнь.

Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!