Встречали ли вы когда нибудь певчих, которые ругают попов, РПЦ, патриарха, вспоминают золотые часы, нанопыль, и вообще очень некислые зарплаты настоятелей? Видели ли вы тех, кто, работая на клиросе, верующих людей называл бы "больными на всю голову ПГМ"? Я встречал. И знаете, скажу одну интересную вещь. Перед вами - по-настоящему хорошие, честные, искренние люди, с обостренным чувством социальной справедливости. Можно сказать, что, в каком-то смысле, это цвет певческой суб-культуры. Но почему тогда они ругаются?

Обычно такие люди доходят до того, что ругают уже и тех, кто использует церковную лексику, истово ненавидят матушек (а уж про священников и речи нет - там дело и до драки дойти может).

Многие читатели моего сайта идеализируют меня, как автора статей. Мол, Дима, он такой... идеалист в розовых очках. Но это не так. У меня есть история, где я пил вино на клиросе прямо во время службы, хохотал и службы срывал. Это было в очень далеком прошлом, но ведь было!

Увы, я не идеалист. У меня есть опыт работы со священниками 90-х, которые служили пьяные, грубили и хамили как сапожники. Я видел гомосексуальные скандалы. Я видел, как священник за счет храма вел попойки в нужном ему кол-ве, прикрываясь бабушками, которых он подкармливал финансово. Все ключевые посты занимали те, кого в наши дни легко можно было бы подогнать под понятие "православная ведьма".

Видел грубость. Мне не платили часть честно отработанной (копеечной) зарплаты, потому что часть служб, по мнению священника, я "пел без веры". Представьте себе состояние голодного паренька-студента, которому священник не платит, указывая, что часть служб была спета "не благолепно". Я уходил из храма, потому что все достало.

Притом, что я был крут.

У меня отличный гармонический слух. Я с листа читаю ЛЮБОЕ церковное произведение, причем в процессе чтения могу с любой точки партитуры перескочить на любую другую другую партию, например - тенора. Это объяснимо, так как я баянист по образованию (баянисты очень хорошо слышат функции аккорда - это особенность инструмента, ведь левая рука на баяне задает именно функции "умпа-умпа"). При этом у меня весьма сильный голос, но не настолько сильный, чтобы я звучал как слон в посудной лавке. Легкий, очень подвижный, безошибочный, летающий туда-сюда хоть 8-мы, хоть 16-ми баритон.

Это я написал для того, чтобы никому не подумалось, мол "ну не умеет парень толком петь, так оправдывает свое неумение и собственный ПГМ словесными кружевами". Нет, это не так. Любой регент с радостью бы заимел меня в свой хор. Вопрос то в другом...

Я прошел путь циника. Я знаю, что это такое - унижение от священства. Я знаю это особенно хорошо, потому что я был ценным, реально решающим специалистом. Такой работник ведь и страдать будет больше, потому что он - музыкант, потому что он - раним, не так ли? И да. Я и сейчас раним. Иногда я чувствую себя просто как расстрелянный в упор олень, тихо уползающий куда-то в кусты, оставляя за собой кровавую лужу.

Ибо больно.

И потому я понимаю тех ребят, которые, насмотревшись на творящийся бардак, погрузились в некую устойчивую злость против системы. Потому что они были лучшими, идейными, жаждущими работать хорошо и самоотверженно. Но - столкнувшиеся с холодным цинизмом системы. Каково это - ощущать в момент исполнения трудного произведения, каких-нибудь тропарей по непорочных Чайковского (басовая партия там такая...с претензией на мелкую технику), что ты получаешь за свой труд, равный труду дорогого программиста, сущие копейки.

Я тоже начал отращивать в своей душе глухую стену цинизма.

Но я себе сказал "хватит". Я хочу жить, а не выживать. А жить, постоянно ненавидя кого-то очень трудно. Вдобавок я очень амбициозный человек. Я просто мега-амбициозен. Ходить на клирос за 350 рублей (именно столько нам платят за выход)? Увольте! Я буду ходить не ради денег вообще!

Как на счет всей вселенной в подарок за пение? У меня ПГМ? Да мне и все равно, кто и как меня назовет. Главное, что у меня амбициозная цель - в конце концов петь на нормальным, крутом, дивно красивом небесном клиросе в Царстве небесном. Где тебя никто не обижает и не унижает, и где лишь радость и счастье бесконечны. Унижения от попов? Ерунда, пробьемся!

Да, я очень амбициозен. Зарплата для меня не была никогда самоцелью. Разве что в совсем уж юном возрасте, когда мне хотелось тупо пожрать.

Почему я пишу свои статьи? Потому что я амбициозен. Я считаю, что любой певчий должен быть амбициозен. Да любой человек должен хотеть большего. А 2000 руб. за выход, да, это приятно, это круто, нужно. Но назвать это амбициозным я не могу.

Допустим, финансовые мечты певчего сбылись и мне платят ну... 50 тыс. рублей в месяц. Это не та цель, которая может заинтересовать. Я еще в детстве себе сказал - "Дима - ты должен стать великим, известным, крутым. У тебя должны быть либо миллионы, либо известность, либо и то и другое сразу". И именно такого я желаю моим читателям. Быть людьми с амбициями.

На мой взгляд - быть Толкиеном, значит быть амбициозным. Он создал новую вселенную - вселенную Толкиена. На мой взгляд, быть Клайвом Льисом - быть амбициозным. Он создал свою вселенную - Нарнию. Это круто, это стильно, это сексуально. И мечтать о рае, читать о рае, читать о литургии в Царстве небесном - это круто.

А ненавидеть попов за низкие зарплаты не сексуально, это путь терпилы. А я не хочу быть терпилой, я хочу быть творцом смыслов. И любой певчий может быть творцом смыслов! Потому что мы сами наделяем смыслом то, что делаем.

Мне больно, когда по-настоящему идейные, чистые, хорошие, преданные музыке люди ломаются, не выдерживают прессинг системы. Нечто в них становится циничным, злым и оскорбленным. Мое мнение - эти люди просто ждали благодарности не с той стороны. Ее не надо ждать даже от Бога, если на то пошло. Благодарности надо ждать от самого себя, видя нечто великое в том, что ты делаешь. Я это великое вижу и пытаюсь передать ощущение этого величия своим читателям.

Разочарованные в своих лучших ожиданиях люди не виноваты, что система плохая. Вот только они по ходу орошают место своего пребывания каким-то злобным ядом собственного разочарования. А значит, что-то в их жизни и системе их мотивации "пошло не так". Да, мало кто из священников понимает хор как надо. Еще меньшие заплатят за это. И всегда будет так, что хор будет мальчиком для битья. Это не переменить в масштабах системы.

Так нафига рвать душу? Лучше доказать всему миру, что ты не терпила, а интересный творческий человек. Организуй певческий кружок, сделай творческий вечер, выступай на концертах хоровой музыки.

Пиши статьи про церковное пение. Создай крутой интернет-портал. Сделай что-нибудь со своим оскорбленно-обиженным чувством. Ведь страдаешь то от этого только ты сам и те, кто с тобой соприкасаются. Троллить на форумах и пабликах - это наводит на размышления о бабушках возле подъезда, чья жизнь осталась лишь в прошлом, в их воспоминаниях, в разбитых мечтах.

Я уважаю страдающих. Потому что страдал сам. Я знаю, каково быть музыкантом. Вечно оголенные нервы, по которым бежит ток высокого напряжения. И когда по этим проводам начинают тереть наждаком церковные старосты, матушки или их настоятели - происходит короткое замыкание в психике. Да и Бог с ними всеми!

Будь выше!

Либо уходи.

Только ради Бога. Не превращайся в озлобленного на весь свет терпилу. Мир слишком богат, чтобы зацикливаться на чем-то одном. А плохих людей все равно не переделать. Стань кем-нибудь. И тогда спустя годы с улыбкой будешь вспоминать сегодняшнюю агрессию и на попов и на систему. Как в том анекдоте "эх, если бы я умел писать - работал бы на заводе Электрон".

Певчий будет петь на небесном клиросе...