Регенты вообще много и часто мечтают. О более широком и удобном клиросе, о более понимающем и щедром настоятеле. И, конечно, о том, чтобы на клирос пришли они - мужские красивые голоса, идеальные певчие, певчие мечты. Так о каких же певчих мужиках мечтает каждый регент?

Конечно, в первую очередь регенты мечтают о сильной мужской группе. Традиционно мужики либо слабо поют, либо у них проблема с дисциплиной, либо их попросту нет. То есть, в природе они, конечно, есть. Но на клирос их заманить (и особенно удержать) очень и очень трудно. И тем не менее именно они - самая желанная мечта многих регентов. И у этого много причин. Во первых, редко какие настоятели любят чисто девичий хор, предпочитая в идеале полностью мужской (мечта многих) или смешанный хор. Во вторых, репертуар становится в разы богаче. Да и просто веселее в таком хоре...

Мужчины на клиросе

Поющий мужчина - вообще явление достаточно оригинальное. Ведь почему-то некто захотел не "деньгу зашибать", а отдал себя музыке. Это уже, если угодно, слегка настораживает. Ведь перед нами романтик! Под грубой и толстой шкурой напускной мужской гордости начинает просвечивать нежная и очень ранимая душа. Мужчины-певчие часто очень интересные люди, с развитым чувством юмора, умеющие и любящие поговорить, потрепаться, а проще говоря - посплетничать, зачастую намного превосходя женскую группу по этому показателю.

Мужчины-певчие очень любят внимание женской части клироса, прекрасно осознавая, что являются ценными и редкими кадрами и зачастую умело и с большим удовольствием этим пользуются, мурлыкая как сытые коты от внимания и дружеской ласки красивых и умных женщин.

Как любые творческие люди, мужчины с клироса часто бывают обидчивы и вспыльчивы, очень любят хорошо поесть, а иногда и выпить пару бокалов вкусных благородных напитков. И вообще, эти парни весьма и весьма ветренны. Серьезность и ответственность встречается редко и, как правило, идет в комплекте с каким-нибудь оригинальным недостатком вроде придирчивого и нудного характера (попросту говоря, "с тараканами").

Это не удивительно, ведь трудно ожидать, что в плохо оплачиваемую музыкальную область вдруг придет эдакий ученый с мозгами математика и выправкой военного. Ведь что-то подвигло человека в наши дни стать музыкантом. Обычно это свидетельствует о романтической натуре, либо - просто парняга пытается заработать где может - в филармонии, в оперном хоре и по совместительству в храме. А это накладывает определенный отпечаток на весь "собор поющих мужчин", покрывая этих ребят определенным богемным флером и некой такой творческой необязательностью.

Регент обычно мечтает о таких мужчинах

Этот парень всегда приходит вовремя, нормально пахнет, из-за рта не воняет сигаретой и перегаром, чисто и опрятно одет, не гипер-активный, умеет спокойно стоять, не вынося мозг певцам и не разлагая дисциплину. Вежлив и доброжелателен.

В идеале, это должен быть выпускник кафедры народных инструментов - баянист или аккордионист. Очень неплохо - выпускник теоретической или композиторской кафедры. В общем-то, неплохо поют и пианисты/скрипачи.

Обладает гармоническим слухом и поет не мелодию, а ступени аккорда, чувствуя тяготения ступеней. Обладает небольшим, без сильной раскачки, голосом, который хорошо сливается с голосами других хористов, и при этом его хорошо слышно. Если при этом голос чуть лучше среднего, есть сила звука и приятный тембр, да еще и умение регулировать звучность до хорового уровня, то можно даже не сомневаться - такого певца адекватный регент будет носить на руках.

Кстати, это один из способов быстрого прослушивания нового парня на вашем клиросе. Дайте ему в руки партитуру и тыркните пальчиком в любой аккорд и попросите называть гармоническую функцию и название аккорда. Если парняга скажет, что "аа..да это субдоминантовый септаккорд второй ступени", то подобрав слюну, затаите дыхание и попросите его что-нибудь спеть. Если он еще и поет, отведите героя в иконописную мастерскую. Пусть начинают писать икону. Повесите на клиросе...

Ведь регенты отчаянно ищут певцов, способных вступать в произведение или глас с первой ноты, и поющий в прямом смысле ВСЕ. Такие певцы очень редко и их обычно очень высоко ценят. Обычно такие певцы выходят из баянистов или теоретиков-композиторов. И именно такие певцы лучше всех читают с листа. Причем могут вступить с любого места хоровой партитуры.

Конечно, мужчина дирижер-хоровик вообще отличный вариант, но мужчины крайне редко поступают на это отделение из-за его специфики. Это специальность у парней воспринимается как "не мужская".

Композитор мужчина - это нормальная историческая практика. Баянист мужчиной должен быть просто по определению. Но мужчине трудно представить себя в роли дирижера женского хора. Поэтому обычно на ДХО идут девушки. Конечно, мне могут в этот момент тыркнуть в Минина, или в крупных регентов. Я на это скажу, что да - в Москве, где в отрасли вращаются деньги, мужик может пойти в престижную отрасль. Но на периферии, где деньгами и не пахнет - очень редко.

Почему же регенты ценят теоретиков и баянистов?

Теоретики очень придирчивы к музыкальной ткани и их композиторский "движок" не выносит не спетых, проваленных нот. Они любят точные ритмы, полностью озвученные ноты. В каком-то смысле, эти люди большие педанты. А баянисты просто в силу специфики инструмента очень хорошо слышат функции аккордов, и потому просто созданы для хорового пения. Иногда теоретики могут быть придирчивыми "тут сопранка спела не ту ноточку...а тут тенорочек не дотянул". Слышат все и это может слегка напрягать. Такова цена за присутствие на клиросе этих талантов.

Теперь по типам голосов...

Естественно, очень редки и потому высоко ценятся тенора-мужчины. Для церковного хора найти мужского тенора необыкновенно трудно, потому что из-за специфики хоровых церковных произведений требуются чрезвычайно высокие тенора.

Будьте готовы к тому, что назвавшийся тенором груздь при полезании в кузов вдруг обнаружит, что он - в лучшем случае высокий баритон и партию тенора в церковном произведении не тянет. Долбежка в одну ноту на протяжении нескольких строк на ре-ми первой октавы убьет средний голос, если только это не контр-тенор, для которого разговорные ноты ля-си малой и который спокойно берет до второй октавы. А поскольку таких мало - их необыкновенно трудно найти и еще труднее удержать.

Регент быстро разочаровывается в таких мужчинах

Когда захотел, тогда пришел. То проспал, то болеет, то попросту выпил - быстро вымораживают регенту мозги, так как ни репертуар к службе не подберешь, ни спевку толком не проведешь. Такой певчий выбивает всю почву из под регентских ног.

Регента часто разочаровывают певцы-вокалисты. Казалось бы, регент первым делом пойдет искать в хор выпускников вокальных или хоровых отделений. Но на хоровых отделениях сейчас мужчину встретить почти невозможно и потому регент наверняка найдет кого-нибудь с вокального отделения.

И намучается до краев. Эти специалисты поют только мелодию. И фраза "ой, что-то я не попал" - для них очень распространенная. Вообще, их можно охарактеризовать "медведь в посудной лавке". Если в хоре нет хотя бы одного мужчины-хоровика или теоретика или баяниста или всех вышеозвученных талантов, идеально читающих с листа, судьбе регента остается лишь посочувствовать. Ибо она будет тяжелой.

Вокалист, приученный петь на сцене сольную партию, попросту не имеет навыка слушать другие голоса. А значит, у него выпадает целый пласт способов и навыков слежения глазами по партитуре за соседними голосами.

Попросту говоря, вокалист почти не может "поймать" партию, если ее вдруг упустит. Ему не за что будет ухватиться, он же не смотрит на другие партии, не слышит функцию аккорда и оттого даже не сможет понять, те ле ноты он поет. Хотя очевидную грязь, само собой, услышит. И потому с вокалистом каждую партию надо учить - долго и муторно. О разнообразии репертуара можно будет попросту забыть. И это, ясное дело, регента никак порадовать не может. Не говоря уж о том, что такой герой может еще и обладать высоким самомнением и жаждой петь свою партию как арию князя Игора из одноименной оперы.

Где искать мужские голоса?

Регент должен иметь в своей записной книжке телефоны заведующих кафедр народных инструментов, теоретико-композиторского отделения, отделения струнных инструментов местного музыкального ВУЗа, если он есть.

Недавно мне подсказали, что неплохой пажитью для поиска мужских голосов может стать кафедра духовых инструментов. По понятным причинам, на этой кафедре учатся только мужчины, причем с развитой культурой подработки. Про вокальное отделение лучше забыть сразу и навсегда. Либо иметь телефончик только на случай, если хор большой и нужен какой-нибудь низкий бас-октавист.

Если в городе отсутствует профильный ВУЗ, то нужно установить дружеские связи с директором музыкальной школы. Мальчики старших классов вполне могут быть привлечены к пению на клиросе. Что называется, кадры "на вырост".

Как обычно, встает проблема оплаты. Мужчина ищет заработка и хотя он и романтик в душе, все равно ощущать себя нищим он не любит и вряд ли будет рад копеечным заработкам. Поэтому сразу попробуйте выбить мужской группе ставку повыше.

В общем-то, вот и вся премудрость про мужские голоса.

Цените своих мужчинок, говорите им приятные слова, окружите заботой и вниманием и они - ваши. Мужчины чрезвычайно падки на лесть и заботу. Нет лучше способа удержать мужской голос на клиросе, чем постоянно ему говорить, как вы его любите и цените. И тогда басик или тенорок будут бежать на ваши службы, высунув язычки, что называется, в предвкушении очередной порции удовольствия побыть среди прекрасной дам.

Певчий будет петь на небесном клиросе...