Изгнание из рая
И из земного ангельского лика - с клироса иногда выгоняют. Не сокращают хор, а именно в требовательной форме просят "сдать пропуск и документы и больше здесь не появляться". И вот идешь домой с глазами, полными слез, пытаясь осознать, что же такое случилось. Как, за что, и как теперь дальше жить. Сердце полно какой-то совершенно невыносимой, душераздирающей боли, а мир просто померк. На длительное время изгнанный Адам или Ева превращаются в мрачную загробную тень, которая пугает домашних своим жутким видом.

Нам, изгнанным, повезло только в одном. Нас изгоняет не прекрасноликий ангел с пламенным мечом. Нас отвергает не Бог. Нас в какой-то пространственно-временной точке нашего бытия по причинам, лишь иногда им ведомым, отвергли люди.

Падшее человечество не просто так изгнали из рая. Мы не просто ослушались. Мы - разучились любить. Ведь послушание всегда следует за любовью и страхом оскорбить объект своей горячей пламенной любви. И где-то на пересечении неких несчастных координат нашей непростой судьбы недоброжелателям (а может, и благодетелям) этой самой любви не хватило. И - нас изгнали.

Я хочу представить вашему вниманию несколько очень тяжелых, трудных, интересных историй. На что я надеюсь, публикуя эти материалы? Во первых, эти материалы могут прочитать и ваши оппоненты.

Конечно, они в данный момент считают себя правыми (более того, могут ими оказаться). Но статья не пытается разобраться "кто прав". Она призывает быть человечными. Она призывает стать более ответственным, ведь очень страшно - изгнать человека из храма, отвратить от Бога, закрыть человеку путь к спасению. Наша непростая задача и в том, чтобы помочь и попавшим в такую ситуацию лучше разобраться и вообще подарить чуточку тепла всем нам.

История №1 - как увольняют с клироса по телефону

Наверное, для любого человека, так или иначе относящегося к храму, уход из любимого места подрывает его моральное состояние. В особенности это касается именно тех, кто ближе сего причастен к служению в храме, а именно к регентам и певчим.

Одно дело, когда человек уходит сам, так сказать, в поисках лучшей финансовой доли, в особенности, если в каком-то другом храме его уже сто процентов берут на трудоустройство. Другое дело, когда уход вынужденный. Когда создается невыносимая обстановка на клиросе, то нужно делать выбор. Но когда тебя увольняют без твоего же ведома по каким-то наговорам - это совсем беда. Ведь, чтобы восстановить нормальное душевное состояние после такого стресса, могут уйти годы!

Мой клиросный путь начался с 2000 года. Тогда мне было 14 лет. Как-то сразу настоятель храма определил меня на клирос. Мне легко дались гласы, чтение на старославянском, устав службы. Постепенно я начала привязываться к клиросу. Я грезила Троице-Сергиевой Лаврой. Мечтала поступить учиться на регента.

В итоге, меня благословили поступить для начала в колледж искусств на дирижерско-хоровое отделение, а уж потом в Лавру. И Слава Богу! Ведь через пару лет обучения в колледже я поняла, что полностью погружаться в церковную жизнь я не хочу. А хочу я элементарно хорошего музыкального образования!

Насмотревшись на необразованных, хабальных регентов, которые даже понятия не имели о музыкальной культуре как дирижирования, так и исполнения, для которых, если ты поешь громко - то ты настоящий певец, а если поешь камерно, то ты петь не умеешь; регентов, которые прикрывали свою некомпетентность "крышой" священноначалия - я приняла решение уехать в столицу и поступить в ВУЗ.

Профессионально расти должен каждый музыкант. В столице я полностью окунулась в учебу, благо - преподаватель был замечательный. Но душа затосковала по клиросу и я устроилась петь в замечательный храм.

Все было, как в самых моих лучших мечтах - профессиональный хор, разнообразный репертуар. Я полюбила этот храм всей душой. Но вот "коллективчик" оказался не простой. По своей наивности я была очень доверчивой - и зря.

Каждое слово в дальнейшем использовалось против меня. Но, с Божией помощью, как-то все это улеглось и через год я даже стала регентовать. Я была очень рада, что могу теперь все то, чему научилась по специальности воплотить в жизнь!

Службы для меня стали праздником, в душе было ощущение некой значимости, но это нормально для начинающего регента. Беда подкралась с неожиданной стороны - от "друзей". Что их мотивировало, я до сих пор понять не могу - то ли зависть, то ли ревность, то ли подлость, а может и все вместе.

Подсиживать меня начала моя подруга, которую я любила и очень тесно общалась. Мой "уход" был тщательно спланирован и подготовлен, даже прибегнули к лже-компрометирующим распечаткам и слухам, не постеснялись даже личную жизнь затронуть. Пока я отдыхала заграницей, вершился "дворцовый переворот".

Уволили меня по-телефону.

Сказали, что такие люди, как я в храме не нужны. Сказать, что это был удар - ничего не сказать. Постоянные слезы в течении месяца. От стресса пропал голос, поэтому я не смогла быстро устроиться в другое место.

Состояние, как в неизлечимой болезни: отрицание, гнев, надежда, депрессия и смирение. Но это нужно пережить. После этого я три года не могла смотреть в сторону храма, было невыносимо больно.

Но, Господь Всемилостив!

Упав с "вершины", я стала вставать на ноги. Мне нужно было 3 года, чтобы понять и осознать, что во всем виновата я сама. Я выделила для себя определенные правила, но это касательно моего опыта:

1. Никогда ни с кем не откровенничать на клиросе (да и вообще на любой работе). Твой друг в любую минуту может стать врагом.
2. Если на клиросе амбициозные певцы - лучше скромно петь в этом коллективе, чем регентовать.
3. К регенству не нужно стремиться, это многих раздражает. Может каждый певец сам втайне мечтает быть регентом.
4. Нужно ценить храм, а не относиться к нему, как к работе. Никто не отменял Господа Сердцеведца. Господь, желая нам спасения, попускает разные искушения, чтобы мы обратили внимание на свое сердце.
5. Прощать очень сложно, но необходимо. С обидой в душе жить невыносимо.
6. Лучше не "продвигать" своих друзей, а именно: не хвалить при всем хоре, не отдавать предпочтение в выборе солиста, не просить заменить тебя на службах. В итоге твой друг может понять, что он и без тебя хорош, а может даже и лучше.
7. Не бояться отдавать свои службы. У нас в храме был такой принцип. На буднях были закреплены регенты с певчими. Они выходили по своим определенным дням. Каждый держался за свои выходы, ведь от этого зависит зарплата.
Когда боишься потерять малое, можешь потерять всё. Так и я. Внутри я боялась, что кто-то может посягнуть на мои службы. Но разве они мои? Разве не Господь мне позволил ему служить? И если бы я со смирением делилась, я бы смогла оградить себя от такого стресса.

8. Деньги, конечно, необходимость, но "закалачивать" их лучше не в храме. От этого пропадает душевное спокойствие. Нужно спеть как можно больше служб, чтобы много заработать. А это уже ведет к искушениям и зависти со стороны других.

Конечно, бывают и хорошие коллективы, но вот мне не повезло. Если вас "ушли" из храма, нужно какое-то время дать себе на осознание потери. Просто "уйти в себя". Не нужно сразу же бросаться в другой храм, ведь обида ещё свежа и вы обязательно будете рассказывать в новом коллективе "а как в том храме было плохо".

Это и свое спокойствие нарушать и других искушать. Лучше даже на время сменить род деятельности. Мне помогла работа с детьми. Благодаря всем пройденным искушениям я нашла свое призвание. Господь иногда больно, но правильно нас направляет.

Еще один совет.

Обязательно нужно выговориться. И не только на исповеди, а просто так, с понимающим другом или с семьей. Поддержка очень нужна. Я в этот сложный жизненный период осталась одна, а это очень истощает духовные силы, а сердце черствеет.

А вообще я сделала вывод, что если в коллективе не здоровая обстановка, вы это чувствуете, видите и понимаете, лучше сразу потихоньку искать другое место. Ни за какие деньги не стоит позволять другим разрушать твой духовный мир!

{От Дмитрия Сиверс. Нездоровой является обстановка, при которой все внешне друг другу улыбаются, но идет тотальная передача слов, идут постоянные сплетни. Но визуально - ангелы во плоти. Кроткие платочки, смиренные взгляды, поцелую, благочестивые приветствия.}

Мои небольшие истории

Мне понятен опыт автора. Я сам знаю несколько подобных историй, которые произошли у нас в епархии.

В первой истории уволили регента хора. После увольнения регент оглохла на полгода, утратила интонацию, находилась в тяжелой депрессии. После (да и сейчас) так и не работает в храме, и даже не хочет слышать слово "священник", "батюшка" или вообще любые другие слова, связанные с религией. При этом человек получил благодарность самого Патриарха за отлично проведенную патриаршую службу. Хормейстер от Бога.

Вторая история еще тяжелее, хотя закончилась лучше. Регента (я знаю эту женщину, но при этой истории не участвовал, был в Москве) тоже уволили. И вот как это было. Был неплохой хор. Был регент. Приходит новый настоятель со своей матушкой (дальше вроде как и объяснять уже не нужно). Матушка с образованием мед.сестры. И старый регент, естественно, стал лишним.

Настоятель встретил регента в воротах храма и спросил удивленно "а зачем ты идешь на службу? Нам такие люди не нужны, и вообще таким людям в храме не место, ты у нас больше не работаешь".

Регент пришла домой, смастерила петлю и повесилась. Умереть не успела, муж вытащил. Отвез в больницу, в больнице человек пришел в себя. Сейчас она работает обычной певчей в архиерейском хоре и нормально работает. Настоятеля скоро перевели в глухую деревню. И, по хорошему, ему бы отправить мужу регента хороший такой подарок. Недопустил впадение в очень тяжелый грех "доведение до самоубийства".

Какова мораль.

Вывод 1. Собственно, я о нем уже писал и не раз. Задача певчего - доработать на клиросе до смерти. Проработать всю жизнь. Бывших певчих не бывает. Это как священник - работает до старости. Поэтому нам надо работать спокойно. Без экстримумов. Чаще уступать. Хочет кто-то быть регентом. Если ситуация накаляется - да пусть будет. Нам надо учиться любить друг друга, а не воевать.

Вывод 2. В истории 1 дан прекрасный совет не откровенничать. Есть еще способ - просто всегда быть ровным и говорить только доброе. Регенту это трудно, я согласен. Поэтому я лично не сторонник распространенной тяги к камертону. Я хочу петь Богу. Моя задача, чтобы меня было слышно, и я был полезен. Чтобы я старался и был нужен. Вот и все.

Вывод 3. Враг, как правило, использует один и тот же прием. Я это вижу по однотипной фразе "Такие люди нам не нужны" или "таким людям не место в храме". Эта фраза пронзает до глубины души. Мне говорили эту фразу на самом высоком уровне. Это правда больно. Но, по правде говоря, это хороший стимул начать смиряться. В том смысле, что суметь увидеть в себе недостатки и сказать "ну...да, я далеко не идеал для храма...но я еще учусь".

Я понимаю, что это, во многим, довольно искусственная форма самоубеждения. Ну и что? Некоторых святых (того же Иоанна Златоуста) вообще отправляли в изгнание. Вряд ли они были рады, но их запас прочности, созданный вот такими методами работы над собой дал им шанс не впасть в кризисные состояния. Это как буфер себе создать.

А еще надо просто понимать, что "враг подсказывает" вашим оппонентам, как нанести максимальную боль. Фраза "такому человеку не место в храме" попросту бессмысленна, потому что храм как раз и создан не для святых, а для покаяния грешников. Конечно, те, кто произносят такие фразы, подразумевают, что нам не место в храме именно работать.

По этому поводу прекрасно сказал святой старец Иоанн Крестьянкин. На вопрошение духовного чада об очень большом желании работать в храме и как о. Иоанн относится к такому благочестивому рвению, старец ответил очень взвешенно и осторожно. Мол, "в храме/монастыре работать чрезвычайно трудно. Нужно иметь выдающуюся, непоколебимую веру, чтобы во всех этих дрязгах сохранить доброе отношение к людям, сохранить веру в Господа Христа.

о. Иоанн просто знал, насколько сложные люди иногда работают в храме, насколько всем сложно ужиться. И после этого кто-то говорит, что вот "именно таким как мы - не место в храме"? Да, мы не идеализируем себя. Работать над собой надо, но и допускать до своего сердца помысел "мне не место в храме" - это согласиться с врагом рода человеческого.

Духовная истина такова, что сила Божия в немощах совершается. Мы делаем дело через "немогу". Стараемся себя закалить, укрепить, и в процессе не превратиться на клиросе в "альфа-пантер".

Вывод 4. Прекрасный совет первого рассказа - иметь побочный заработок. Это здорово помогает. Когда работаешь только на клиросе, простой инстинкт выживания заставляет тебя вести себя более нервозно. Начинаешь суетиться, делать ошибки, бороться за службы, переходишь кому-то дорогу.

Ну и главный вывод - поверьте. Вы. Будете. Петь. Фразу "все пропало" просто забудьте. У Бога ничего не пропадает. Он по прежнему рядом. Да и вы - нормальный человек. Со своими недостатками, которые у всех (в общем-то) одни и те же.

Пройдет время и вы найдете себе клирос. Или уже нашли и полностью внутренне согласны со всеми советами. Главное - не впадайте сейчас в ненависть, внутренние диалоги с обидчиками и метание дротиков в их фотографии. Ненависть источает силы. Ваша задача - переключиться на что-то иное, успокоив себя мыслью - я 100% буду петь.

Послезавтра, да. Это "послезавтра" может протянуться год. Но - будет обязательно. Господь просто своему заслуженному певчему дал отпуск. Вот и все. Отправил в санаторий - сделать какие-то выводы, подучиться выходить из конфликтов. А может, готовит лучшее место, увидев, что на старом месте вы бы начали духовно деградировать.

Поэтому вы обязательно вернетесь на клирос. Пока почитайте какую-нибудь информацию. Вот сайт изучите, лучше поймите клиросные характеры и проблемы клироса. И - ваше триумфальное возвращение обязательно состоится. Зуб, что называется, даю. Потому что каждому достойному христианину уж небесный клирос - точно светит. Да и от земного не отвертитесь. Ибо давали присягу верности Христу.

А что может быть лучше, чем исполнить данные клятвы и обрести Друга Господа?

Выгоняли ли вас с клироса?



Соборная молитва по соглашению "Доброуст". Поссорились с регентом/настоятелем? Помирим!